Ордосцы
Ордосцы (монг. ордос) — монгольский народ, проживающий в настоящее время на территории городского округа Ордос Внутренней Монголии. Традиционно территория расселения ордосцев подразделяется на 7 хошунов. Численность ордосцев к 1950 году достигала 64 тыс. человек[2]. Согласно данным справочника Ethnologue, численность ордосцев в Китае составляет 123 тыс. человек[1].
Ордосцы ![]() | |
---|---|
Современное самоназвание | Ордос |
Численность и ареал | |
Описание | |
Язык | монгольский |
Религия | буддизм, шаманизм |
Входит в | монгольские народы |
Родственные народы | тумэты, дархаты, ураты, далаты, хангины, ушины |
Происхождение | монгольское |
![](../I/StatueInOrdos.jpg.webp)
![](../I/Genghis_khan_mausoleum.jpg.webp)
![](../I/Mongolia_XVI.png.webp)
Ордосцы полагают, что призваны охранять т.н. гробницу Чингисхана в Ордосе[3]. В настоящее время окрестности гробницы населяют дархаты. Ордосцы в пустыне Ордос и в северном Шэньси, наряду с урянхайцами и северо-шаньсийскими тумэтами в XIV—XV веках проживали напротив порубежья империи Мин. С 1510 года управлялись потомками Даян-хана Бату-Мункэ.
Этноним
Название ордос было образовано путем присоединения к слову орд (старописьм. монг. яз. ordu), означаюшему «центральный, срединный» аффикса множественного числа -с. Таким образом, орд, ордос означало изначально место почитания духов Чингисхана, а со временем стало названием жителей, проживавших на данной земле[4].
История
В 1270 году в степи Ордос местности Эджэн-Хоро Хубилай, хан империи Юань, воздвиг святыню или «мавзолей» Чингисхана[5]. Месторасположение онгона для жертвоприношений находилось в местности Бор тохойд у р. Хатун, с тех пор эта местность стала именоваться излучиной Ордоса или Ордосской землей. При этом не только хранители онгона Чингисхана, но и обитавшие там люди, не имеющие отношение к онгону, стали также именоваться ордосцами или ордосскими туменами[4].
Мемориал в Эджэн-Хоро представлял собой восемь белых юрт, где хранились реликвии Чингисхана. Каждая из юрт была посвящена одному из великих предков: Чингисхану, его четырем сыновьям — Угэдэю, Джучи, Чагатаю, Толую, внукам Гуюку и Мункэ, а также родителям — Есугею и Оэлун. Белые юрты находились в ведении специальной группы лиц — дархатов (дарханов), которые хранили реликвии и традиции проведения ежегодного обряда[6]. Обязанности совершать обряды жертвоприношения и охранять священное место были возложены на арулатов, потомков Боорчи, первого нукера Чингисхана[4].
В период Культурной революции, развязанной маоистами под руководством Мао Цзэдуна в 1966—1976 годах, банды китайских хунвейбинов уничтожили большую часть реликвий. Мавзолей был отремонтирован и вновь открыт в 1979 году. Уничтоженные реликвии были восстановлены по памяти дархатов (хранителей реликвий) и фотографиям[7].
Родовой состав и расселение
Ордосцы проживают на территории городского округа Ордос Внутренней Монголии. На территории данного округа также проживают далаты в хошуне Далад-Ци, ушины в хошуне Ушин-Ци, хангины (хангин, хангинчууд[8]) в хошуне Хангин-Ци.
Ядро ордосских дархатов Эджэн-Хоро составляют арулаты, потомки Боорчу[8].
Ордосские тумены состояли из множества родов — дөрвөн хороо, гэгүд (гүүд), шувуучин, урад, тангуд, далад, хангин, мэргэд, баганас, бэсүд, үүшин, бэдэгүн, халиучин (халиуд, халиучид), хуучид, хэрээд, цагаад, мянгад, хоньчин, хуягчин, уйгуржин, амгайтан и других[8]. Также в Ордосе проживают представители родов урууд (хитад уругуд, монгол уругуд), барсууд, барсчууд[8][9], бөөс, бухчин, хорчин, хатагин, шарнууд[8].
В Монголии род ордос зарегистрирован в сомоне Булнай Завханского аймака; сомонах Тариат и Хангай Архангайского аймака[10][11]. В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: Ордос, Орд, Ордос Боржигон. Носители фамилии Ордос проживают в Улан-Баторе и на территории следующих аймаков: Умнеговь, Дархан-Уул, Дорноговь, Орхон, Завхан, Архангай, Баянхонгор, Сэлэнгэ, Хэнтий[12].
Часть племен, проживавших в Ордосе и Чахаре, во времена завоеваний маньчжуров откочевала в Бурятию и вошла в состав селенгинских бурят[13].
Примечания
- Mongolian, Peripheral (англ.). Ethnologue. Дата обращения: 5 декабря 2018.
- Juha Janhunen-The Mongolic languages, p.193
- Carole Pegg. Mongolian music, dance, & oral narrative: performing diverse identities, p.26.
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э.П. Бакаева, д.и.н. К.В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
- Дархаты — неприкосновенный народ, свободный от всех налогов. (рус.). Дата обращения 19 октября 2018.
- Под знаменами Чингис-Хана (рус.), Наука из первых рук. Дата обращения 19 октября 2018.
- Oyunbilig. The Eight White Ordon, the Offering Ceremonies of Genghis Khan and the Mausoleum of Genghis Khan
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
- Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
- Монгол Ард Улсын угсаатны судлал, хэлний шинжлэлийн атлас. Т. I. 75 х.; Т. II. 245 х. Улаанбаатар, 1979.
- Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
- Үндэсний Статистикийн Хороо . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 1 марта 2019.
- Нанзатов Б.З. Племенной состав бурят в XIX веке // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27.