Чорос

Чорос (монг. цорос, чорос) — средневековое ойратское этно-территориальное объединение. Известно в историографических источниках отдельное племя (отог) — цорос, от которого предположительно берет корни аристократический род Чорос, правящий в объединении западных монгольских племен в XV—XVII вв. В ойратских (в том числе и калмыцких) мифах — предок джунгарских и дербетских (монг. зүүнгар, дөрвөд) родов. Род чоросских нойонов занимал руководящую роль в Ойратском союзе XIV—XV вв.[1] Чорос, разделившись на джунгаров и дербетов, вместе с торгутами и хошутами образовали союз четырёх племен четыре ойрата (монг. Дөрвөн ойрд, калм. Дөрвн Өөрд), что дословно означает — «четыре ойрата».

Чорос, Цорос
Современное самоназвание Чорос, Цорос
Расселение Монголия
 Калмыкия
Язык ойратский
Входит в ойраты
Родственные народы монголы
Происхождение ойратское
Монгольские государства в XIV—XVII вв. Монгольский каганат, Ойратское ханство, и Могулистан

История

После распада Монгольской империи представители рода чорос Махаму, его сын Тогон и внук Эсэн не только стали во главе западных монголов, но и во второй раз после Чингис-хана объединили всю Монголию. По всей видимости чоросы как племя пришли из Могулистана и вошли в состав ойратов, которые изначально состояли из хойтов и баатуд. Впоследствии оттеснив хойтов от власти чоросы стали руководить союзом, к которому позже присоединились торгуты и хошуты[1]. Один из известнейших чоросских нойонов Эсэн-тайши прославился тем, что в войне с Минской династией, захватил в плен китайского императора Чжу Цичжэня, что стало известно в китайской истории как Тумуская катастрофа. Его сестра была замужем за монгольским ханом чингизидом Тайсуном (Тохта-Буга). Эсэн сверг его и стал ханом.

Правление Эсэна отмечается историками как самое блистательное время в истории ойратов. Под руководством чоросов ойратами проводилась и успешная завоевательная политика.

По данным «Мин шилу»[2], один из юаньских военачальников Менгу-Тимур ещё до свержения Юаней (или вскоре после этого) объявил себя правителем ойратов, после смерти Менгу Тимура его владение распалось на три части, каждой из которых управлял отдельный правитель: Махаму, Тайпин и Бату-Болод. Златкин отмечает, что в 1409 г. минский император Чжу-Ди наградил почетными титулами и ценными дарами трех ойратских правителей, уделив особое внимание Махаму[3].

В 1455 году Эсэн был убит, в связи с чем первый этап могущества ойратов в Монголии закончился. Со смертью Эсэн ойраты полтора столетия не упоминались в истории Центральной Азии. Позднее в XVII веке возвышение Джунгарского ханства также связано с именами лидеров чоросов. Хара-Хула, его сын Батур-хунтайджи фактически стали правителями всех ойратов. Военно-политическая мощь Джунгарского ханства приходится на время правления сыновей Батур-хунтайджи: Сэнгэ, Галдан-Бошогту-хана, внука Сэнгэ Галдан-Церена.

Ойраты перестают упоминаться как отдельное племя в XV в., и именно в это время начинают упоминаться такие этнические группы, как дербеты и джунгары. С гибелью Эсэна-тайши его владения были поделены между его двумя сыновьями Боро-Нахалом и Эсмэт-Дархан-нойоном. Причём те ойраты, которые отошли к Боро-Нахалу, стали называться дербеты, подданные же Эсмэт-Дархан-нойона — зюнгарами (джунгарами). Таким образом, административно-географическое понятие («джунгар», «зюнгар») почти полностью вытеснило этноним «ойрат». Поголовным истреблением джунгаров в 1757—1758 гг. после разгрома Джунгарского ханства Цинской империей и объясняется их исчезновение как отдельного этнического компонента в составе ойратов.

Чоросский род дербетских нойонов Тундутовых — один из старейших калмыцких родов. Родоначальник рода Удунтай-тайши дал имя роду Тундут. О Удунтае-тайши упоминает в «Сказании о дербен-ойратах» Батур-Убаши Тюменя[1][4].

Далее род продолжили: Тойона был сын Баатр-Малай, у него — сын Эрке-тайши, сын Солом-Доржи (ум. 1749), сын Тундут, сын Чууче-тайши (наместник Калмыцкого ханства при царствовании Павла I), Джамба-тайши (герой Отечественной войны 1812 г.). Его правнук князь Церен-Давид Тундутов был выбран в Государственную Думу, обладал особой печатью («вечной визой») Далай-ламы, а праправнук Данзан Давидович Тундутов, князь, полковник, участник первой мировой войны, был адъютантом главнокомандующего войсками Кавказского фронта — великого князя Николая Николаевича Романова, затем атаманом Астраханского казачьего войска.

Мифология

Миф о найдёныше сверхъестественного происхождения, который был предком рода чорос, содержится в калмыцких исторических сочинениях Габан-Шараба и Батур-Убаши Тюменя «Сказание о дербен-ойратах» (1737) / «Сказание о дербен-ойратах» (1819) и в хронике «Краткая история калмыцких ханов»[5]:

«Один звериный охотник под кривым деревом нашёл лежащее дитя. Того дерева фигура была наподобие винокурной трубы, почему дитя и было названо цорос, то есть кривое, и, якобы, то дерево произросло от птицы, называемой ули, и лежащее под ним дитя питалось падающими с него каплями»[6], "… один охотник отправился в лес ловить зверей. Он там нашёл маленького ребёнка, лежавшего под деревом, и взял его к себе. Так как форма нароста дерева, под которым находился мальчик, была подобна форме цорго, то охотник назвал мальчика цорос. Потом накормил его соком дерева, вливая по капле в рот. Так как вблизи не было приличного существа, то охотник наименовал мальчика «имеющим мать — дерево с наростом, имеющим отца — птицу пугача»[7].

Миф о чоросе также изложен в сочинении П. С. Палласа, а также до недавнего времени сохранялся в устных преданиях азиатских и европейских ойратов (записи А. М. Позднеева, Григория Потанина, Бориса Владимирцова, Алексея Бурдукова)[5].

Согласно версии, записанной Владимирцовым в 1908 г. у дербетов Кобдо, прародителем рода цорос был сын молодого охотника и небесной девы. Согласно сюжетной линии различных версий ойратских легенд, часть племени, уцелевшая после кровопролитной войны и бежавшая в безлюдные, недоступные места избирает найденного ребёнка своим князем (в этом сюжете сочетаются мотивы архаических генеалогических мифов монгольских народов с более поздними, обосновывающими сакральность верховной власти). Согласно архаичному мифу, характерному для шаманской мифологии, ребёнком Чорос лежал под деревом (под двумя деревьями, чьи вершины соединялись) или в дупле дерева и питался стекающим ему в рот древесным соком, а наверху летала сова.[5]

Миф о предке чоросских нойонов, является, по всей видимости, усеченной версией мифа о происхождении уйгурских ханов[1][4].

Этимология этнонима и происхождение рода

По одной из версий слово «чорос» происходит от персидского «чоро» — четыре, что связано с происхождением дербетов от четырёх сыновей Дува-Сохора. Основатель рода дорбэнов — Дува-Сохор, происходил по мужской линии в 11 поколении (промежуток около 400 лет) от легендарного прапредка всех монголов — Бортэ-Чино (Серый волк). После смерти Дува-Сохора, четыре его сына, не признавая своего дядю по отцу Добун-Мэргэна, откочевали от него и образовали «дорбен-иргэн» — племя дорбен[1][5]. «Дорбен»(Дербен) на монгольском, калмыцком и ойратском языках означает — «четыре». Монгольский историк А. Очир происхождение аристократического рода чорос возводил к старшему сыну Дува-Сохора — Доною[8].

По версии, записанной Владимирцовым в 1908 г., этноним Цорос происходит от названия «цорбогор аяга» — закрытой чашки с носиком, из которой питался прародитель рода. По версии эмчи Габан-Шараба (1737), автора «Сказания об ойратах»: Цорос — это имя ребёнка, от которого пошло название рода, названного так, потому что дерево, под которым он был найден, напоминало винокурную трубу (цорго). Алтайский исследователь Екеев считает это народными этимологиями.[5][9] То же самое, то есть носик посуды означает кыргызское слово «чорго».[10]

Слово чор (чоро) со значением друг, товарищ имеются в древнем персидском и санскрите, в совр. узбекском (jora), уйгурском (joro). Неклюдов упоминает, что чорос, цорос — мн. число от чоро (ойрат. цор, ср. кыпчак. чора, шора), «герой, богатырь». Возможно это же слово зафиксировано в этнониме шор (шорцы). В алтайском языке чор — богатырь, воинственный. В киргизском эпосе «Манас» кырк чоро — сорок витязей, в совр. кирг. джоро — друг, близкий друг. Одним из первых, кто предложил этимологию «чорос» от кыргызского слова «чоро» был финский дипломат и учёный шведского происхождения Густав Ион Рамстедт.[11]. Этой версии также придерживался Г. О. Авляев.

Генеалогия чоросских нойонов

Согласно монгольской летописи «Алтан Тобчи» первым известным лицом, от которого ведут свою родословную чоросские нойоны, был Худай-тайю. В этом документе указано, что он был сановником (тысячником) монгольского Элбэг-хана, правившего в 1392—1399 гг.[12][13]

Бичурин (1834, с. 29) описывая родословную чоросских князей, по всей видимости по «Мин ши» (Бохань → Улиньтай-Бадай Тайши → Гохай Дае → Урлук Ноинь → Батула Чинсан → Эсень (объединивший Монголию и погибший в 1455 г.) → …), поясняет «Эсенев второй сын Эсмет Дархан Ноинь, а старший его сын Боро-Нахал получил особливый удел под названием Дурбот. Должно полагать, что до сего времени Калмыцкие Владетели назывались просто Ойратами, а название Четырёх Ойратов (Дурбэн Ойрат) приняли уже по основании Дурботского Дома».[14]

В монгольской летописи «Шара тууджи» эта родословная выглядит несколько иначе: Сын Хутхи был Батула Чинсан, его сын Тогон-тайши, его сын Эсэн-тайши, его сын Араган-тайши, его сын Онгуца, его сын Булга-тайши, его сын Гумэчи Хара Хула, его сын Хотогочин Баатур-хун-тайджи, его сыновья Сэнгэ и Галдан Бошогту. Сыном Сэнгэ был Цэван-Рабдан.[12]

По Екееву (2003, 2008), попытавшемуся составить родословную омога чорос по различным источникам и литературе (Бичурин Н., 1834; Моисеев В., 1999; Сухбаатар Н., 2000; КИЛП, 1969; Шара Туджи, 1957; Златкин И., 1983; Чернышев А., 1990; Митиров А. Г., 1998.), она выглядит так: Бохань (Био-хан, Бёгю-хан, Буку-хан) → […] → Улинтай-Бадан-тайши → Хутхай-тафу (Гоухай-дают, Гохай-дае, Хоохой-таяу, Хутхай дайю) → Батула-чинсан (Махаму, Махмуд) → Тогон-тайши → Эсен-тайши → Юштёмёр (Юштюмюй, Ештеме, Эстуми) → Боронагул (Боро-нахыл) → …][15][16].

По данным «Мин ши», один из юаньских военачальников Менгу-Тимур ещё до свержения Юаней (или вскоре после этого) объявил себя правителем ойратов, после смерти Мөнкэ Төмөра его владение распалось на три части, каждой из которых управлял отдельный правитель: Махаму, Тайпин и Бату-Болод. Златкин (1964, с. 46) отмечает, что в 1409 г. минский император Чжу-Ди наградил почетными титулами и ценными дарами трех ойратских правителей, уделив особое внимание Махаму[2][3].

Следует отметить, что по мнению Екеева, Махаму (Махмуд) из «Мин ши» и Батула-Чинсан, сын Хуухай-Даюу, являются одним лицом. Кроме этого Екеев, ссылаясь на «Мэн-гу-ю-му-цзи» и сочинения Бичурина, возводит чоросскую генеалогию к Биохану (или Боханю), которого отождествляет с найманским Инанч-Билгэ Буку-ханом (из сочинений Рашид-ад-дина) и уйгурским Буку (Бөгү)-каганом (из «Ляо ши»), считая их одним лицом. Он предполагает, что уйгуро-огузский Бөгү (Буку)-каган через тысячелетие стал Био-ханом преданий ойратских князей из рода чорос.[16]

Златкин (1964, с. 77) считает, что в XVII в., омок чорос (как дербет, уджиэд, багатуд и др.), упоминаемый в «Шара Туджи», являлся совокупностью сравнительно небольшого числа родственных индивидуальных аристократических семей, представители которых составляли княжеские династии. Следует отметить, что наряду с аристократическими семьями чоросов наверняка существовали и менее знатные семьи, не зафиксированные в письменных источниках. Кроме этого, надо полагать, что подданные той или иной княжеской фамилии также носили это название, превращавшееся таким образом в их этноним[3].

Наиболее известные представители

Сегодня

Род чорос имеется у монголов Южной (Внутренней) Монголии. В независимой Монголии он встречается у потомков населения средневекового ойратского союза: дербетов (чорос, вариант цорос), олëтов, хотогойтов (чорос, вар. сорс), цаатанов (сорс). В России он встречается у алтайцев (чор — у тубаларов, чорос — телеутов) и калмыков (цорос — у ики дербет и Балдара аймаг бузава). Кроме этого имя Цорос носит сельский населённый пункт в Городовиковском районе Калмыкии. Он находится у шоссе Городовиковск — Яшалта в 2,2 км к северо-востоку от пос. Южный, в 8,2 км к северо-востоку от Городовиковска на правой стороне Гахан-сала (балки Гахин).

Примечания

  1. Хойт С. К. Этническая история ойратских групп. Элиста, 2015. 199 с.. Дата обращения: 30 мая 2019. Архивировано 30 мая 2019 года.
  2. Мин ши
  3. Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. М.: Издательство «Наука», 1964. 480 с.
  4. Хойт С. К. Данные фольклора для изучения путей этногенеза ойратских групп Архивная копия от 31 декабря 2019 на Wayback Machine // Международная научная конференция «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура», 7-10 декабря 2017 г.: материалы. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. с. 286—289.
  5. Хойт С. К. Белые пятна в этногенезе дэрбэт // Молодежь и наука: третье тысячелетие. Материалы II республиканской научно-практической конференции (Элиста, 30 ноября 2005 г.). Элиста: АОр "НПП «Джангар», 2006. стр. 104—122.. Дата обращения: 25 февраля 2016. Архивировано 21 февраля 2019 года.
  6. А. Бадмаев, Лунный свет: Калмыцкие историко-литературные памятники, стр. 88
  7. А. Бадмаев, Лунный свет: Калмыцкие историко-литературные памятники, стр. 133
  8. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 243. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
  9. Екеев Н. В. Чоросы — ойротские князья // Материалы к 50-летию института алтаистики им. С. С. Суразакова (института гуманитарных исследований Республики Алтай). № 10. г. Горно-Алтайск. 2003.
  10. Кыргызско-русский словарь Юдахина
  11. Рамстедт Г. И. Этимология имени ойрат // Сборник в честь 70-летия Г. Н. Потанина. СПб., 1909
  12. Шара Туджи. Монгольская летопись XVII века. Сводн. текст, пер., введ. и примеч. Н. П. Шастиной. М.-Л.: АН СССР, 1957.
  13. Schmidt I. J., Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Fürstenhauses, St.-Petersburg — Lpz., 1829; Haenisch E., Eine Urga-Handschrift des mongolischen Geschichtswerks von Secen Sagang, В., 1955; Erdeni-yin Tobei, Mongolian Chronicle by Savang Secen, with a critical introduction by R. A. Mostaert, pt. 1-4, Camb. (Mass.), 1956; Саган Сэцэн, Эрдэнийн тобчи, Уланбатор, 1961.
  14. Бичурин Н. Я. (Иакинф) Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991. (Текст печатается по изданию: Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Сочинено Монахом Иакинфом. Санкт-Петербург. 1834. Типография Медицинского департамента Министерства внутренних дел).
  15. Екеев Н. В. Чоросы — ойротские князья // Материалы к 50-летию института алтаистики им. С. С. Суразакова (института гуманитарных исследований Республики Алтай). № 10. г. Горно-Алтайск. 2003
  16. Екеев Н. В. К проблеме этнической истории ойротов-чоросов // Мир Евразии. Науч. журнал / Горно-Алт. гос. ун-т; гл. ред. Н. С. Модоров. — Горно-Алтайск, 2008. — № 2. — С. 37-41.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.