Кубанские ногаи
Кубанские ногаи (устар., кубанские тата́ры, также закубанцы, самоназвание — кобан ногай — этническая группа ногайцев, проживающих вдоль реки Кубань и у подножия горы Бештау на территории КЧР и Ставропольского края. Общая численность — ок. 23 тыс. человек (по данным переписи 2010 года). Верующие — мусульмане-сунниты. Делятся на две этнические подгруппы — собственно «кубанцы» (проживают на территории Ногайского, Хабезского, Адыге-Хабльского районов КЧР и Кочубеевского района Ставропольского края ) и «бештаовцы» (или пятигорские ногаи), проживают в Минераловодском районе Ставропольского края.
Кубанские ногаи | |
---|---|
Современное самоназвание | Кобан ногайлар, Ак ногайлар |
Численность | ок. 23 тыс. человек. |
Расселение | |
Язык | ногайский |
Религия | ислам |
Входит в | ногайцы |
Использование экзоэтнонима «Кубанские татары»
Экзоэтноним использовался в документах Русского государства и Российской империи; примером может служить выдержка из письма российской императрицы Екатерины II французскому философу-просветителю Вольтеру:
Действительно черкесы-горцы присягнули мне в верности. Это те, которые населяют страну, называемую Кабардой, что произошло вследствие победы, одержанной нашими калмыками, при поддержке регулярных войск, над кубанскими татарами — подданными Мустафы, живущими в стране, пересекаемой рекою Кубанью по ту сторону Дона.письмо от 22 сентября 1769 г.[1]
Наименование «кубанские татары» употреблялось и в различных словарях, например в статьях Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона — «Белградский мир»[2], «Кучук-Кайнарджа»[3], «Петровск, уездный город Саратовской губернии»[4], «Турецкие войны России»[5] и других. Также его можно встретить на географических картах тех времён, — в частности, на карте Чёрного моря 1699—1700 годов, составленной с учётом съёмки и промера, произведённых русским военным кораблём «Крепость»[6]; на рукописной карте Азовского моря 1702 года, съёмка и промер которой производились с участием первого российского императора Петра I[7].
Трактовка
Толкование экзоэтнонима, как «малые ногаи», встречается у большинства исследователей, например, его даёт российский государственный деятель и историк 2-й пол. XVIII — 1-й пол. XIX веков П. Г. Бутков: «…кубанских же Татар, называемые малый Нагай…»[9] и «Между тем 4 улуса кубанских Татар называемых малый Нагай с их начальниками…»[10]. Ещё одним свидетельством сопоставления «кубанских татар» с Малой ногайской ордой, может служить географическая карта Османской империи, изданная в Амстердаме в 1732 году (переиздана в 1740 году). Она была одной из первых карт на европейском языке, созданных на основе турецких карт (картограф Абу Бакр ибн Брахама). На ней в регионе Кубани, где на российских картах того времени отмечены «кубанские татары», использовано более точное наименование — «Nogai Tatar Vil»[8].
История
Происхождение и история кубанских ногайцев тесно связаны с Малой Ногайской Ордой. В XVI—XVII вв. малые ногаи кочевали в пределах Крымского ханства (отсюда группы, называемые ногаями или ногайцами, в составе степных крымских татар) и Северного Причерноморье, вплоть до низовьев Дуная на западе[11].
В 1711 году 22 тысячи кубанских ногайцев было взято в плен калмыками[12]. Позже они малыми группами старались уйти обратно на Кубань[13].
1715 году Бахты-Гирей увел на Кубань «свыше десяти тысяч джетисанцев и джембуйлуков, кочевавших вместе с калмыцкими улусами». Но в 1716 и 1717 годах калмыкам удалось их вернуть. В 1723 году в калмыцких улусах началась смута. Джетисанцы и джембуйлуки начали откочевывать на Кубань. В 1724 году оставшихся опять увел Бахты-Гирей. Часть кочевавших на Тереке ногаев ушла на Кубань сама. В 1728 году калмыки организовали поход на Кубань для возвращения ногаев. Но власти Турции их опередили. Они перевели джетисанцев и джембуйлуков, а также других ногаев в Белгородскую орду (через Крым). В 1733 году крымские войска увели и тех ногаев, которые кочевали за Тереком. С другой стороны, России удалось в 1736—1739 годах вывести из турецких владений ногаев-салтанаульцев и поселить их в междуречье Терека и Кумы. Но часть из них вернулась на Кубань[14].
Малая часть из них (ногайцы-салтанаульцы, потомки Малой Ногайской Орды) в 1745 году бежали к казахам[15], к казахскому султану Нуралы[16]. Потомками этих ногайцев на данный момент являются казахи из рода ногай-казак с подразделениями уйсун, костамбалы, казанкулак, кояс, проживающие в Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, Астраханской, Волгоградской и Саратовской областях Российской Федерации[13]. Эти племенные названия совпадают с родовыми подразделениями ногайцев, проживающих в междуречье Терека и Сулака, а также в Ставрополье[16].
В 1747 году часть ногаев из Белгородской орды крымский хан переселил на Кубань.
В 1782 году численность кубанских ногайцев составляла 61,4 тысяч семей[17]. С учетом традиционного соотношения (5 человек в семье), численность ногайцев только на Кубани составляла примерно 307 тысяч человек[13].
Часть этих ногайцев вошла в состав крымских и румынских татар. Большое количество ногайцев эмигрировало в Турцию после падения Крымского ханства в 1783 году, а также после Крымской войны 1853—1856 годов[13].
Современные фамилии адыгов, имеющие ногайское происхождение
Вследствие близкого расселения этносов адыгов и кубанских ногайцев некоторые ногайские рода ассимилировались с превосходящими их адыгскими. В частности, историк Бейтуганов в своем труде "Кабардинские фамилии: Истории и судьбы" отмечает ногайское происхождение следующих адыгских родов:[18]
- Абдрахмановы
- Азубековы
- Алакаевы
- Аслановы
- Бейтугановы
- Гятовы
- Жамановы
- Мамбетовы
- Мирзабековы
- Нагоевы
- Салмановы
- Сриновы
- Уришевы
- Эдиговы
- Эштрековы
Примечания
- Документальная история образования многонационального государства Российского // Кн. 1. Россия и Северный Кавказ в XVI — XIX вв. — М., 1998. — С. 177.
- Рудаков В. Е. Белградский мир // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Половинкин И. Н. Кучук-Кайнарджа // ЭСБЕ.
- Селиванов А. Ф. Петровск, уездный город Саратовской губернии // ЭСБЕ.
- Ореус И. И. Турецкие войны России // ЭСБЕ.
- Карта Чёрного моря. Составлена с учётом съёмки и промера произведённых русским военным кораблём «Крепость» // Русские морские карты 1701—1750 гг. Копии с подлинников. (Атлас). — Составитель: Ю. Н. Бируля. — СПб.: ЦКФ ВМФ, 1993.
- Рукописная карта Азовского моря. Съёмка и промер производились с участием Петра I // Русские морские карты 1701—1750 гг. Копии с подлинников. (Атлас). — Составитель: Ю. Н. Бируля. — СПб.: ЦКФ ВМФ, 1993.
- Карта Османской империи. — Картограф Абу Бакр ибн Брахам. — Амстердам, 1740.
- Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год // Глава 39. Из исторической выписки о Нагайцах, сочиненной в августье 1754 года. — СПб., 1869. — С. 185-186.
- Бутков П. Г. Указ. соч. — С. 198.
- Ногайцы • Большая российская энциклопедия — электронная версия . bigenc.ru. Дата обращения: 14 марта 2021.
- Торопицын И. В. Россия и ногайцы: поиск путей самоопределения и сосуществования (первая половина XVIII века) // Тюркологический сборник. 2009—2010. — Москва, 2011. — С. 330—359.
- Сабитов Ж. М., Абдулин А. К. Y-STR гаплотипы ногайцев в базе данных Family Tree DNA // The Russian Journal of Genetic Genealogy. — 2015. — № 2. — С. 40—50. — ISSN 1920-2997.
- Тюрин А. М. Калмыки, караногайцы, кубанские ногайцы и крымские татары — геногеографический и геногенеалогический аспекты // Журнал фронтирных исследований. — 2017. — № 2 (6). — С. 7—29.
- Викторин В. М. «Нугай-Казаки» Жаныбекского района Западно-Казахстанской области: проблемы межтюрко-кыпчакского взаимодействия (субэтноисторический очерк) // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. — Уральск, 2006. — № 1—2. — С. 80—84.
- Ишмухаммедов Р. В. К предыстории межкипчакскойсубэтнической группы «ногай-казах» в составе западных казахов// Ногайцы XXI век. История. Язык. Культура. От истоков — к грядущему. — Черкесск, 2014. — C. 136—140.
- Калмыков И. Х., Керейтов Р. Х., Сикалиев А. И. Ногайцы. — Черкесск. 1988. — С. 36. — 232 с.
- Бейтуганов С.Н. Кабардинские фамилии:Истоки и судьбы. — Нальчик, 1991. — С. 181.