Алабугатские татары

Алабугатские татары, утар-алабугатские татары (также ногайцы-алабугаты, утары, тат. алабугат татарлары[4][5], ног. утар ногъайлар, калм. мангад) — этническая группа в составе астраханских татар[6][3][7]. Как и большинство астраханских татар, не выделяют себя как особую этническую общность, и в основном причисляют себя к татарам, и в ходе переписи 2010 года принадлежность к алабугатским татарам указали семь человек. Характеризуются дисперсным расселением и культурно-языковой близостью к казанским татарам.[8]

Алабугатские татары
Современное самоназвание
татар[1] утар, ногай
Численность и ареал
Всего: 400~1144[2].
Описание
Язык алабугатско-татарский, русский, калмыцкий, татарский[1]
Религия ислам суннитского толка
Входит в астраханские татары[3]
Родственные народы юртовские татары

Этнонимы

Этноним утар восходит к ут-ар, где определением является слово ут — трава или огонь. Таким образом, утар — люди с тотемом «трава» или люди, имеющие дело с огнём[6]. Этноним алабугатцы происходит от названия станции Алабугская — места кочёвки.

Этногенез

Сформировались в конце XVIII века в результате административного объединения группы из 100 кибиток кочевых юртовских татар (родов джембойлык и бешугыл), части окалмыченных казахов-томутов, туркмен и зензелинскими татар (появившихся, в свою очередь, в результате смешения юртовских ногайцев с казанскими татарами и мишарами[8]), а впоследствии к ним присоединились и 25 семей кочевых «татар Бухарского двора»[9], причём ногайцы сыграли основную роль в этногенезе этой небольшой группы[10].

Во второй половине XIX века кочевали в районе почтовых станций Алабугской и Талагай-Терновской на побережье Каспийского моря. В XX веке осели, образовав два селения. В связи с школьным преподаванием на татарском языке с 1930-х до 1962 года, испытали этнокультурное влияние татар, частично перешли на татарский язык. Л. Ш. Арсланов отмечал в 1980 году, что в этническом развитии алабугатских татар тенденция сближения (тенденция к консолидации) с татарской нацией не наблюдается. Данная группа сохраняет свой язык, этнографические и бытовые особенности, этническое самосознание и самоназвание, позволяющие считать её самостоятельной этнической группой с самостоятельным языком[10]. К настоящему времени в силу малочисленности алабугатцев вопрос преподавания ногайского языка в школах не ставится, дети обучаются в русских школах и изучают калмыцкий язык. При этом самосознание «ногай» утары сохранили[11]. Однако при подготовке Всероссийской переписи населения 2002 года было принято решение о включении утар в астраханские татары[3].

Расселение

Проживают в Республике Калмыкия в городе Лагань, сёлах Улан-Хол и Северное, в Астраханской области в сёлах Зензели и Янго-Аскер. Говорят на алабугатско-татарском языке. Оценка численности 1979 г. — 383 чел., 1989 г. — 422 чел., по переписи 2002 года назвали себя алабугатскими татарами лишь 5 чел. По переписи 2010 года владение языком алабугатских татар указали 1144 человека[2].

Примечания

  1. Коряков Ю. Б. База данных «Этно-языковой состав населённых пунктов России».
  2. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  3. Managing Ethnic Diversity in Russia / Ed. Oleh Protsyk, Benedikt Harzl — Oxon, 2013 — P. 180
  4. Татар теленең этимологик сүзлеге: Ике томда. II том (М—Я). — Казан: Мәгариф — Вакыт, 2015. — 567 б.
  5. Татар теленең этимологик сүзлеге: Ике томда. I том (А—Л). — Казан: Мәгариф — Вакыт, 2015. — 543 б
  6. Жакиев М. Ж. Происхождение тюрков и татар. — М.:Инсан, 2003 — С. 60.
  7. Евстигнеев Ю. А. Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры (краткий этно-исторический справочник) — СПб.: Litres, 2008
  8. Кулькатов Ж. Б. Астраханские татары – «ногаи»: к проблеме происхождения этнонима, особенностей этногенеза и традиционной культуры.
  9. Сызранов А. В. Ислам в Астраханском крае. — Астрахань, 2007—180 с. — С. 34
  10. Арсланов Л. Ш. Формирование и развитие островных языков и диалектов. (На материале тюркских языков и диалектов Волгоградской, Астраханской областей, Ставропольского края и Калмыцкой АССР) // Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. — Елабуга, 1980.
  11. Арсланов Л. Ш. Роль этнического самосознания при определении этнической группы и её языка.// VI Конгресс этнографов и антропологов России. — СПб, 2005 — С. 457

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.