Чагатаи
Чагатаи (чагатайцы) — названия части кочевого населения Мавераннахра в период со второй половины XIII века до второй половины XIV века. Связано с именем Чагатая, сына Чингисхана. К XIV веку в результате взаимодействия кочевников и оседлого населения сформировался особый историко-культурный комплекс, носителей которого стали именовать чагатайскими тюрками. К этому же времени относится сложение чагатайского языка и чагатайской литературы.
Чагатайцы | |
---|---|
Современное самоназвание | چاغاتاي |
Расселение | Мавераннахр |
Язык | чагатайский |
Религия | ислам суннитского толка |
Входит в | узбеки |
Происхождение | тюркское, монгольское |
Происхождение
В 1224 году Мавераннахр вошёл в состав Чагатайского улуса. У тюркоязычных народов было принято называть роды и родовые подразделения по имени родоначальника (или предводителя), поэтому не только потомки, но и ближайшее окружение, сподвижники и придворные Чагатай-хана стали причислять себя к роду чагатай[1]. В этот период (XIII—XIV вв.) термин «Чагатай» сначала означал благородных, которые были в окружении Чагатая, армию и их потомков. По мнению некоторых исследователей, обозначение это первоначально прилагалось к монгольским племенам, составлявшим войско Чагатая[2]. Тюркские или тюркизированные кочевники в Мавераннахре и в XV веке, составлявшие привилегированное военное сословие, когда там уже давно не было династии, происходившей от Чагатая, всё ещё называли себя «чагатаями»[3].
Кроме названия чагатай на территории Мавераннахра в источниках фиксируются различные тюрко-монгольские этнонимы: барласы, дербеты, нукусы, найманы, половцы, дулаты, кият, джалаиры, сулдус, меркиты, ясавур, каучины, канглы[4], тулкичи, арлаты, татары и др. Кочевые узбеки-воины были на службе у Тимура, например источники сообщают о воинах-узбеках в 1366 г. в Карши, а также среди беков (Бахт ходжа узбек), находившихся на службе у Тимура. В составе войск Тимура в индийском походе в 1399 г. были 400 домов узбеков[5].
После смерти Тамерлана в 1405 году политическая ситуация в стране стремительно стала меняться. Если ещё при Тимуре термин «чагатай» относился не ко всему населению страны, а только к правящему военное сословию, то в XV веку он приобрёл более широкое значение: чагатаями стали именовать всё тюркское население Мавераннахра, включая и ранее пришедшие племена (например, карлуков)[6] без ограничения его кочевой частью. В XIV веке формировался новый этнос в результате смешивания оседлого и кочевого тюркского населения западной части улуса. К XV веку часть тюркского населения Мавереннахра и Восточного Туркестана называлось словом «чагатаи»[7].
Позже, в период борьбы Тимуридов с Мухаммедом Шейбани, население Мавераннахра, в некоторых источниках именовалось «чагатайским народом» (чагатай эли), в противоположность пришлым узбекам[8].
После распада Чагатайского улуса на два отдельных государства в середине XIV в. термин «чагатай» сохранилось только за западным государством (государством Тимура) и его населением. Жители двух новообразованных государств, пишет Хайдар Дулати, «по причине взаимной неприязни называют друг друга разными уничижительными именами, а именно: чагатаи называют моголов — джете, а моголы именуют чагатаев караунасами»[9].
В ряде работ говорится о смешанном тюрко-монгольском происхождении чагатаев[10][11]. По мнению И. П. Магидовича, чагатаи — потомки чагатайских монголов, то есть тюркизированных монгольских племён[12][13].
Чагатаи и тюрки в XV веке
Кастильский посол ко двору Тамерлана де Клавихо, пробывший в Мавераннахре лишь несколько месяцев в своих очерках упоминает слово «Чакатаи» как название населения региона[14]
Термин «чагатай» использовался одновременно с термином тюрк, который был более распространён среди тюркоязычного населения от Андижана до Герата, нежели наименование военного сословия — «чагатай». В своих стихах тимуридский поэт Алишер Навои пишет о тюрках как о своём народе следующее[15][16]:
Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси,
А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.
Тогда я цель поставил пред собою: для народа моего,
Переложу стихи, не пропустив из «Арбаина» ничего
Захир-ад-Дин Бабур писал в своих мемуарах: «Жители Андижана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным»[17].
Пёстрая этническая картина Мавераннахра и Хорасана нашла отражение в творчестве А.Навои. Алишер Навои в своих произведениях неоднократно упоминает узбеков. Например, в поэме «Стена Искандара» он пишет:
На шахские короны и пышные одежды
мне надоело смотреть,
Мне достаточно одного моего простого узбека,
у которого на голове тюбетейка, а на плечах халат[18].
В поэме «Стена Искандара» Алишер Навои упоминает узбеков и мангытов[19], а в другом произведении он писал об узбеках Хорезма.[20]
В источниках XVIII века войско Султаната Бабуридов называлось чагатайцами[7].
Чагатаи в XIX — начале ХХ
По этнографическим данным, часть населения Мавераннахра ещё в начале ХХ в. достаточно стойко сохраняла самоназвание «чагатай»[2].
В начале XX века отдельные группы чагатаев жили на нынешнем Кашкадарьинском и Сурхандарьинском областях Узбекистана и юге Таджикистана. Определённая группа чагатайцев жили в Навоийской, Самаркандской областях Узбекистана, а также в Северном Афганистане, Пакистане и северной Индии, где их называют моголами[7].
См. также
Примечания
- Кармышева Б. Х., Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана, М., 1976, С. 323.
- Султанов Т. И. К историографии этнополитической истории улусов Джучи и Чагатая. Золотоордынское обозрение, Т. 5, № 1, 2017. С. 74—92.
- Благова Г. Ф. «Тюркск. чаҕатаj — русск. чагатай-/джагатай- (Опыт сравнительного изучения старого заимствования)» // Тюркологический сборник 1971. Сборник памяти В. В. Радлова. М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1972. С. 167—205.
- История Казахстана в персидских источниках. — Алматы: Дайк-Пресс, 2006. — 117 с.
- Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафарнамэ. / Предисл., пер. со староузбекского А. Ахмедова. — Т.: Узбекистан, 2008. — С. 48, 84, 107, 249.
- Народы Средней Азии и Казахстана, М.,1962, с.171.
- Чагатаи. Национальная энциклопедия Узбекистана (узб.). — Ташкент, 2000—2005.
- Трепавлов В. В. Шибаны: несостоявшийся этноним. Золотоордынское обозрение, Т. 7, № 2, 2019. С. 351—371.
- Ибрагимов С. К. Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII веков: (Извлечения из перс. и тюрк. сочинений). — Алма-Ата: Наука, 1969. — С. 216. — 648 с.
- Чвырь Л. А. Обряды и верования уйгуров в XIX-XX вв: очерки народного ислама в Туркестане. — Восточная литература РАН, 2006. — С. 36. — 286 с. — ISBN 9785020184930.
- История Туркменской ССР. — Изд-во Академии Туркменской ССР, 1957. — С. 377.
- Краткие Сообщения. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. — 1957.
- Советская этнография. — Изд-во Академии наук, 1969. — С. 44.
- Пилипчук Я. В. Улус Чагатая и государство Тамерлана XIII — начала XV веков по сведениям европейских источников. Культурное наследие Евразии. Алматы, 2016. С. 658-679. стр. 665.
- Навои Алишер — Газели. Страница: 9
- «Газели», Алишер Навои | Readr — читатель двадцать первого века
- Бабур-наме. Перевод М.Салье. Ташкент. Главная редакция энциклопедий. 1992. с.30-31
- «Ўзбекистон Ёзувчилар уюшмаси» Абдулла Орипов. Навоийни англаш (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 декабря 2015. Архивировано 21 июля 2018 года.
- Алишер Навоий. Мукаммал асарлар тўплами. Йигирма томлик. Ўн биринчи том. Хамса. Садди Искандарий. — Тошкент, 1993. — С. 189
- Алишер Навоий. Мукаммал асарлар тўплами. Йигирма томлик. Ўн учинчи том. Мажолис ун-нафоис. — Тошкент, 1997.
Литература
- Кармышева Б. Х., Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана, М., 1976.