Элджигины
Элджиги́ны, элжиги́ны (монг. Элжигин) — монгольский этнос, одно из древнейших племён, входивших в дарлекинскую группу монголов. Элджигины в настоящее время известны как один из самостоятельных этносов Монголии. Часть элджигинов вошла в состав других монгольских народов.
Элджигины | |
---|---|
Современное самоназвание | Элжигин |
Расселение |
Монголия — 1340 (2010)[1] Бурятия Внутренняя Монголия |
Язык | монгольский, бурятский |
Религия | буддизм, шаманизм |
Входит в | халха-монголы, южные монголы, буряты, торгуты, олёты, дархаты, урянхайцы |
Родственные народы | кидани, хонгираты, баргуты, борджигины, баяты |
Происхождение | монгольское |
История
В истории название элжигин впервые было отмечено в связи с событиями VIII—IX вв., в начертании илицзинь (夷離巾 yi li jin). В период киданьского государства Ляо под илицзинь подразумевали уполномоченных хана, управляющих провинциями[2]. Со временем должность чиновника, ведающего делами монголов, подданных киданьского государства, стала названием этнической группы, и среди монголов появились элжигин[3]. В «Сборнике летописей» отмечено, что Мусар Улук, приходившийся предводителю племени хонхэрээд Журлук-Мэргэну правнуком, взял в жены женщину, пришедшую от хятад (киданей), и родившийся от нее сын был назван Элжигином. Согласно Рашид ад-Дину, все элжигины произошли от того мальчика[4]. Под словом хятад имеются в виду кидане, так как слово хятан во множественном числе обрело форму хятад (хятан ~ хятад). С другой стороны, в древние и средние века монголы современных китайцев называли нанхиады и нангис[5].
По вопросу происхождения названия элжигин мнения исследователей расходятся. Так, одни ученые считают, что элжигин произошло от устоявшейся формы соединения двух слов — эл (народ) и эзэн (хозяин, владелец)[6], другие полагают, что тюркское слово эркэн или иркин стало эржигин ~ элжигин[2][7]. Монгольский исследователь Аюудайн Очир в своей работе, посвященной монгольским этнонимам писал, что этническое название элжигин произошло в результате соединения двух слов эл и тегин[8]. Первая часть названия эл в древнеалтайском языке обозначает людей, население[9], родные и народ[10]. В XIII в. монголы использовали слово эл также как друг, свой, что можно обнаружить на оттисках ханских печатей того времени[11]. Последняя часть названия — жигин является монголизированным произношением древнеалтайского слова тегин, которое в древнетюркском языке означало не только пожалованное имя или титул ханского сына (принца, хунтайджи) и членов его семьи, но и еще применялось в качестве послелога[12].
Образование названия элжигин в результате слияния двух слов эл+тегин указывает на исторические события, при которых оно впервые появилось. Как отмечено выше, завоеванные киданями окраины страны и племена управлялись специально назначенными ханом чиновниками-уполномоченными, должность которых называлась илицзинь. Возможно, илицзинь означает уполномоченный хана или представитель государства. В этом случае илицзинь может соответствовать словам эл и тегин. В древности элжигины, находясь в составе 18 дарлекинских племен, входили в состав коренных монголов. Они имели родственные связи с хунгиратами, баргутами и борджигинами, у них было и одинаковое тавро (клеймо, печать). Поэтому, возможно, в киданский период они сформировались от хунгиратов, баргутов и борджигинов. На рубеже XII–XIII вв. элжигины составляли один из 13 куреней, принадлежавших Тэмучжину и его предкам. С образованием Великого Монгольского государства большинство элжигинов вошли в центральный тумен и тем самым перешли к тысячам — удельным владениям представителей золотого рода. С середины XVI в. элжигины стали подданными Ноёнтая, второго сына Гэрэсэндзэ, и заселяли вначале Хангайские горы, а к началу XVIII в. ушли из родных мест Туулант и р. Чулуут на запад и дошли до горы Хан Хөхий[5].
В период цинского владычества элжигины составляли два хошуна в Дзасагтухановском аймаке — Чин ачит и Зоригт дзасаков. Часть из них вошла в состав других монгольских племен и стала именоваться родом элжигин. В начале XVII–XVIII вв. род эльджигин зафиксирован у танну-ульских тувинцев и среди якутов — элезинь[5].
Современность
Элджигины как самостоятельный этнос проживают отдельными группами в сомонах Өндөрхангай, Зүүнхангай, Цагаанхайрхан и вместе с баятами в сомоне Баруунтуруун Убсунурского аймака. Роды элжигин и элжигэд проживают в сомонах Хөхморьт Гоби-Алтайского аймака; сомоне Түвшинширээ Сүхбаатарского аймака; сомонах Эрдэнэбүрэн, Дөргөн, Булган Кобдоского аймака; сомонах Баянзүрх, Улаан-Уул, Цагааннуур, Ринчинлхүмбэ Хубсугульского аймака[13][14].
Элджигины в качестве рода отмечены среди следующих этносов: в составе халха-монголов (род элжигин)[5], в составе южных (өвөр) монголов (род элжигэн)[15][16], в составе торгутов (род элжигид)[17][16], в составе олётов (род элжигт), в составе дархатов (род илжигэн), в составе хубсугульских урянхайцев (род илжигэн)[18], в составе селенгинских бурят (род илджигид (илжигид) среди сонголов)[19][20], в составе калмыков-торгутов (род эльджигуд (ильджиген, эльджиген, ильчигин, ельджюгют, эльҗгүд)[21][22]), в составе калмыков из группы «талтахин», входящих в состав малых дербетов (род эльджингюд)[23].
Примечания
- Население Монголии
- Е Лун Ли. История государства киданей (Цидань го чжи). Пер. с кит., введ., коммент. и приложения В.С. Таскина / Памятники письменности Востока. XXXV. М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1979. 607 с.
- Очир А., Дисан Т. Монгол улсын өөлдүүд. Улаанбаатар, 1999. 212 х.
- Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
- Бүгд Найрамдах Монгол Ард Улсын түүх. — БНМАУ-ын Шинжлэх Ухааны Академийн Хэвлэл. — 565 с.
- Мэн-да бэй-лу (Полное описание монголотатар). Факсимиле ксилографа, пер. с кит., введ., коммент., приложение Н.Ц. Мункуева / Письменные памятники Востока. XXVI. М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1975. 288 с.
- Очир А. О происхождении этнических названий монголов боржигин, эджигин, хатагин, цорос // Монголо-бурятские этнонимы. — Улан-Удэ, 1996. — С. 3—8.
- Монгольский словарь Мукаддимат Ал-Адаб / Н. Н. Поппе. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1938. 452 с.
- Гонгор Д. Халх товчоон–2. Улаанбаатар, 1978. 400 х.
- Дамдинсүрэн Ц. Монголын уран зохиолын тойм. Т. I. Улаанбаатар, 1957. 157 х.
- Древнетюркский словарь / Ред. В. М. Наделяев. Л.: Наука, 1969. 676 с.
- Монгол Ард Улсын угсаатны судлал, хэлний шинжлэлийн атлас. Т. I. 75 х.; Т. II. 245 х. Улаанбаатар, 1979.
- Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
- Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
- Монгол овог аймгууд . Дата обращения: 4 января 2019.
- Бакаева Э. П. Торгуты Монголии: этнический состав и этнические маркеры // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. — 2009. — № 1. — С. 69—86. — ISSN 2500-1531.
- Нанзатов Б. З. Этнический состав и расселение народов Монгольского Алтая и Прихубсугулья в начале XX века // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2.
- Нанзатов Б. З. Племенной состав бурят в XIX веке // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27.
- Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
- Бембеев В. Ш. Северная Орда . kalmyki.narod.ru. Дата обращения: 12 октября 2018.
- Дарваев П. А. Калмыцкий язык в свете теории культуры языка и речи / М.У. Монраев. — Элиста: АПП «Джангар», 2003. — 280 с. — ISBN 5-94587-093-5.
- Ашилова Д. O. Этническая антропология калмыков (соматологическое исследование). — Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1976.