Хорс
Хорс (др.-рус. Хърсъ) — древнерусское божество[1], обычно соотносимое с солнцем. Также существует точка зрения, что Xорс связан не с солнцем, а с месяцем.
Хорс | |
---|---|
Хърсъ | |
Мифология | славянская мифология |
Пол | мужской |
Связанные понятия | солнце или луна |
Этимология имени
Согласно наиболее распространённой версии, имя Хорса происходит из иранских языков — ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt «сияющее солнце», осет. хур «солнце». По мнению Макса Фасмера, данная этимология «не лишена фонетических трудностей»[2]. Некоторые современные исследователи предлагают исконно-славянскую этимологию[3].
Б. А. Рыбаков связывает происхождение Хорса с древнескифским (сколотским) периодом, тогда как В. В. Седов ограничивает иранское (скифо-сарматское) влияние на антов периодом черняховской культуры (II—IV века).
По данным источников
По сообщению Повести временных лет, год 980, князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь», однако уже Синопсис Хорса в числе богов, чтимых Владимиром, не упоминает.
Хорс упоминается и в других памятниках, например, в «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что люди «богы прозваша солнце и месяц, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша»[4]. В «Слове об идолах» русский книжник XII века писал, что язычество отступило на «окраины», где продолжали молиться старым богам, но делали это тайно: «…и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творят акы оттай»[5].
Хорс упоминается в одной из редакций «Беседы трёх святителей»[6]. В одном из фрагментов этой беседы Василий Великий отвечает:
Есть два громовых ангела: эллинский старец Перун и Хорс-жидовин — вот два ангела молнии.
Оригинальный текст (древнерусск.)[показатьскрыть]Два ангела громная есть, елленскій старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молніина.[7]
Упоминание здесь «Хорса-жидовина» (то есть еврея, иудея) дало повод для спекуляций на тему заимствования этого божества у хазарского гарнизона в Киеве, предположительно состоявшего из ираноязычной хорезмийской гвардии, поскольку правящая верхушка Хазарского каганата исповедовала иудаизм[8], эллинами же на Древней Руси называли язычников. По мнению Б. А. Успенского, поддержанному М. А. Васильевым[9], языческие религии разных народов не различались в глазах русских книжников, они полагали наличие единой языческой, неправославной культуры[10]. Свою версию о «национальной принадлежности» божеств в этом отрывке выдвинул В. Й. Мансикка: «Быть может, в сознании автора этого вопросо-ответа Перун отождествлялся с Аполлоном, а Хорс — с ветхозаветным Нахором, который, действительно, в других списках заменяет Хорса»[11].
Неясно то, является ли связь в данном отрывке Перуна и Хорса с функциями грома и молнии чисто случайной, или осмысленной переводчиком. М. А. Васильев полагает, что связь не случайна — связь Перуна с громом и молниями всем известна, а добавление Хорса, которого он считает богом солнца, может объясняться тем, что солнце в Древней Руси по некоторым данным считалось источником молний[12].
В «Слове о полку Игореве» говорится, что Всеслав Брячиславич «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». Первые издатели не поняли этого места, оставив «Хръсови» без перевода («по ночам как волк рыскал из Киева и до Тмуторокани»), затем В. А. Жуковский перевел его как Херсон, а Д. Н. Дубенский — как Хазария или Корсунь. П. Г. Бутков предположил, что «Хръсови» поставлено по ошибке переписчиков вместо «Днѣпрови», не допуская ещё, что речь идет о Хорсе, бывшем, по его мнению, «славянским Фебом». Наконец, в 1840 году анализ фонетических, этимологических характеристик слова «Хърсъ» в сочетании с сопоставлением аналогичных мотивов в фольклоре других народов привели П. И. Прейса к выводу о том, что во фразе «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» слово «Хорс» может «значить только: солнце. Прежде нежели оно успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани». При этом, по мнению Прейса, в Слове «Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое», и подобная идея «очень обыкновенна в понятиях народов арийских»[13].
По мнению российского религиоведа А. А. Бескова, версия о солнечной природе Хорса держится, фактически, лишь на его иранской этимологии. Исследователь реконструирует обширный пласт древней восточнославянской мифологии, в котором сопряжены солярный, лунарный, близнечный культы, а также культы коня, волка, свадебная обрядность. С его точки зрения, Хорс и Дажьбог могли быть божественными близнецами, подобно древнеиндийским Ашвинам или древнегреческим Диоскурам, из которых один мог соотноситься с солнцем, а второй с луной[14].
Идолы и храмы
Идол Хорса, установленный Владимиром Святославичем в Киеве, был деревянный. Как полагает Б. А. Рыбаков, идол находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Даждьбогом.
Немец Иоганн Давид Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола «Корса» близ Пскова:
Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч[15].
Считается, что в этом описании имена идолов вымышлены. Идентификация Хорса со вторым идолом-змееборцем весьма затруднительна, так как обычно в образе громовика-змееборца выступает Перун. Вместе с тем, возможно идентифицировать Хорса с другим идолом, имеющим в качестве атрибута крест. Историкам удалось обнаружить фрагмент идола с крестом. Он, действительно, каменный, а в правой руке божества, прижатой к груди, изображен крест, похожий на христианский. При возможном влиянии христианства, исследователи допускают, что символ креста имеет языческое объяснение — символ света. Такой псковский пантеон X века вполне согласуется с пантеоном Владимира, где первые места занимали Перун и Хорс.
Имя Хорса в топонимике
С. И. Котков установил, что в гидронимии Новгород-Северской области XVII—XVIII веков существовали Хорсово болото и овраг Хорсов.
М. А. Васильев приводит следующие данные: «некоторые исследователи возводили к теониму Хърсъ ряд гидронимов Новгород-Северской области XVI—XVIII вв. (Хорсово болото, ровень Хорсов); топонимов Волыни Х-ХІІ ст.; название городка Хырсово в Болгарии, на правом берегу Дуная»[16].
Как указывает А. А. Бесков, в Боровском районе Харьковской области недалеко от села Гороховатка существовала деревня Хорсивка, ныне скрытая водами Оскольского водохранилища. Что важно, среди жителей деревни были носители фамилии Хорс[17].
Хорс в современной культуре
Литература
- В стихотворении Велимира Хлебникова «Жизнь» есть такие строки:
Он умер, подымая бивни,
Опять на небе виден Хорс.
Его живого знали ливни —
Теперь он глыба, он замёрз.
- В романе Юрия Никитина «Артания» главный герой ищет осколки меча бога Хорса.
Примечания
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Хорс // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 579. — ISBN 5-85270-032-0.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
- Borissoff C. L. Non-Iranian origin of the Eastern-Slavonic god Xŭrsŭ/Xors // Studia Mythologica Slavica. — 2014. — Vol. 17. — P. 11—12.
- Виноградова В. Л. Словарь-справочник "Слова о полку Игореве". — Л.: Наука, 1984. Вып. 6. С. 129.
- Рыбаков Б. А. Трактат, написанный на корабле // История и культура античного мира,- М.: «Наука», 1977 — c. 185—188
- О данном источнике см. Беседа трёх святителей Архивировано 10 ноября 2013 года. // Интернет-портал Пушкинского дома
- Цит. по: Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005. С. 164.
- Топоров В. Н. Еврейский элемент в Киевской Руси // Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы: Средние века — начало Нового времени. М., 1993.
- Васильев М. А. «Хорс жидовин»: древнерусское языческое божество в контексте проблем Khazaro-Slavica // Славяноведение. 1995. № 2. С. 12-21.
- Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. М., 1994. С. 227.
- Мансикка В. Й. Религия восточных славян. — Москва: Институт мировой литературы, 2005. — С. 164.
- Васильев М. А. Указ. соч.
- Донесение П. Прейса г. министру народного просвещения, из Праги, от 26 декабря 1840 года // ЖМНП. 1841. Февр. Отд. 4. С 32—37; см. Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
- Бесков А. А. Восточнославянское язычество: Религиоведческий анализ. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. — С. 77—161.
- Вундерер И. Д. Путешествие по Дании, России и Швеции с 1589 по 1590 // Щит и зодчий (Путеводитель по древнему Пскову). Псков. Отчина. 1994
- Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира.. — Москва: Индрик, 1999.
- Бесков А. А. Восточнославянское язычество: Религиоведческий анализ. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. — С. 82—83.
Литература
- Хорс // Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 6. Т-Я и дополнения. М., 1984.
- Васильев М. А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества. Часть 4 // Международный исторический журнал «Махаон». 2000. № 10.
Ссылки
- Хорс // Мифологический словарь
- Хорс (недоступная ссылка) // Ишутин А. А. Восточнославянские боги и их имена.
- Иранские боги в киевском пантеоне