Моряна (мифология)
Моря́на — славянский мифологический персонаж, стихийный дух женского пола. Согласно русскому поверью — дочь Морского царя[1][2] и персонификация одноимённого холодного и резкого ветра, дующего с моря на сушу[3]; водяница. Морянами также называли морскую разновидность русалок в целом[4][5][6]. В. И. Даль упоминает морян вместе с огнянами и ветрянами (другие источники дополнительно причисляют к ним землян[7]), что роднит их с элементалями средневековой европейской алхимии[8]. Хотя образ Моряны весьма расплывчат и она может быть как индивидуальным персонажем, так и представлять собой «семейство» духов, существует несколько общих черт, присущих практически любому поверью, с ней связанному: происхождение из морских вод, огромный рост, длинные волосы и воздействие на погоду.
А. М. Ремизов называет Моряну богиней моря и повелительницей ветров[9]; он также упоминает её в своём сказочном цикле «К Морю-Океану». О божественном статусе Моряны говорит и В. А. Прохоров в своих «Русских древностях»[10].
Из-за созвучия её имени с именем Марены Моряну иногда отождествляли с ней и называли божеством смерти.
Мифологический образ
Русские поверья о Моряне немногочисленны. По наиболее распространённому из них, большую часть дня она плавала глубоко в море, принимая облик рыбины и играя с дельфинами, либо же каталась по водам сидя в золотом челноке. Выходила на сушу только в тихие вечера, колыхаясь на волнах, плещась и теребя морскую гальку. Когда Морской царь злился и поднимался шторм, Моряна успокаивала его, и буря тоже утихала[1][2]. Моряна обладала ослепительной красотой[2]. По мнению В. А. Прохорова, язычники считали Моряну богиней, а также возлюбленной Солнца; в одной из старых русских сказок она упоминается под именем морской царевны Анастасии. В этой сказке Иван-царевич подслушивает разговор Солнца со своей матерью, в ходе которого Солнце говорит, что когда Анастасия брызгает на него водой, его лицо покрывается «румянцем стыдливости»[10].
Согласно другому поверью, Моряна — весьма суровая, одетая в белое великанша с растрёпанными волосами. Она повелевает юго-восточными ветрами в устье Волги, тем самым представляя собой большую угрозу для моряков в Каспийском море. Главным соперником Моряны является Дед — шапка драная, владыка северо-западного ветра, который почти всегда ей проигрывает; когда они сталкиваются в поединке, волны столбом возносятся к небу, и, скручиваясь, топят корабли[3].
Шутовки-моряны также описываются как девы огромных размеров. Они прячутся у прибрежных скал, и, как только рядом окажется корабль, выныривают и раскачивают его так, что тот терпит крушение. Иногда они нападают на людей, пытаясь затащить их с собой под воду, и единственный способ защититься от морян — вырвать у них как можно больше волос, похожих на морскую пену. Наиболее активны во время бури[5].
Моряне близки образы Зари[2], богини-громовницы[2], Марьи Моревны[1] и Марины лазоревой.
Примечания
- «Женские персонажи славянской мифологии» (на основе Кононенко А. А., Кононенко С. А. «Персонажи славянской мифологии», Виноградова Л. Н. «Славянская народная демонология: проблемы сравнительного изучения»)
- Вагурина, 1998.
- Кононенко, 2013.
- Афанасьев, 1994.
- Разновидности русалок (Моя библиотека)
- Легенды и предания. Водяница (Русская история)
- Ветрян, ветран (Словарь русского языка XVII в.)
- Даль, 1880.
- Ремизов, 2004.
- Прохоров, 1872.
Литература
- Л. М. Вагурина. Славянская мифология. — Линор & Совершенство, 1998. — 316 с. — ISBN 9785808900240.
- А. А. Кононенко. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии. — Фолио, 2013. — 1920 с. — ISBN 9785770722307.
- Афанасьев, Александр Николаевич. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Индрик, 1994. — Т. 1. — 840 с. — ISBN 5-85759-009-4.
- Даль В. И. Моряны // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1880.
- А. М. Ремизов. Сторона небывалая: Легенды, сказки, сны, фантастика, исторические были-небыли. — 2004. — 488 с. — ISBN 5-85887-155-0./Сост. И.Попов, Н.Попова; Вступ. ст., коммент., слов. И.Попова.
- В. А. Прохоров. Русския древности. — 1872. — 52 с.