Тридевятое царство

Тридевятое царство (тридевятое королевство, тридесятое царство, тридевятое государство, тридесятое государство) — в народных сказках «иная, далёкая, чужая, волшебная» страна в которую попадает герой, отделённая от обычного мира непроходимым дремучим лесом, пропастью, морем или иным препятствием[1]. Тридевятое царство связано с представлениями славян о потустороннем мире как стране изобилия.

Описание

В этой далёкой земле живёт прекрасная царевна, обитают змей, жар-птица, кони златогривые, растут молодильные яблоки, текут источники с живой и мёртвой водой. Иногда это царство располагается под землёй, но может располагаться и на горе или под водой[1][2]. По мнению фольклористов, в том числе и В. Я. Проппа, тридевятое царство связано с представлениями славян о потустороннем, загробном мире как стране изобилия, в которой человек желает получить то, чего ему не хватает в земной жизни. Чаще всего целью путешествия героя в Тридевятое царство является добывание или возвращение себе невесты. На своём пути герой сказки практически всегда встречает препятствие в виде «тёмного, дремучего» леса, который символизирует собой границу между реальным и потусторонним миром. В лесу во многих сказках встречается избушка на курьих ножках, символизирующая вход в иной мир. «В том лесу стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо — повёртывается»[2]. Иногда «тридевятое царство, тридесятое государство» отделено от привычного мира огненной рекой с мостом, морем или пропастью[3].

По мнению некоторых исследователей, путешествие героя в далёкое Тридевятое царство и его последующее возвращение-воскрешение, в ходе которого он приобретает различные блага (молодильные яблоки, невесту, коня) — является своеобразной инициацией, уходящей своими корнями в древние представления о загробной жизни[4].

Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко». Происхождение выражения связано с тем, что в Древней Руси словом «земля» называли, в частности, территорию, подчинённую одному правителю (например, Ростово-Суздальская земля — территория, подчинённая князьям, жившим в городах Ростове и Суздале). Таким образом, герой, который отправляется «за тридевять земель», должен в своих странствиях пересечь соответствующее количество достаточно больших территорий и находящихся между ними государственных границ.

Естественным фоном для действия русских мифов служило привычное место обитания (поле, лес). В качестве противопоставления предусматривалась «иная», чужая, странная земля: Тридевятое царство, Тридесятое государство. Изначально это были степи, пустыни, а также часто дремучие леса, непроходимые болота и другие — сказочные — препятствия (к примеру, реки с огнём) и тому подобные.

Существует ошибочное мнение, развитое лингвистами, что слово «Тридевятое» произошло от девятеричной (троичной) системы счисления: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) — двадцать семь, тридесять — тридцать. Однако не существует подтверждений этого, так же как не существует аналогичных построений от «двудевяти» до «девятидевяти». Поэтому, хоть это слово и имеет все признаки числительного, на самом деле оно таковым не является, это фольклорное новообразование[5].

См. также

Примечания

  1. Будур, 2005, с. 495.
  2. Комина, 2015, с. 121.
  3. Горин, 2012, с. 1.
  4. Комина, 2015, с. 123.
  5. Шустов А. И. Какая часть речи Тридевять? (рус.) // Русская речь : Журнал. — 1998. — Февраль. С. 120–127.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.