Неделя (мифология)

Неде́ля (св. Неделька, св. Анастасия[1], ст.слав. недѣля) — в народной традиции славян персонификация воскресенья, как дня недели[2]. Соотносится со святой Анастасией (у болгар — и со святой Кириакией[3]). С почитанием Недели связаны запреты на различные виды работ (ср. происхождение славянского неделя от не делать).

Неделя

Икона «Святая Неделя»
Воплощение дня недели — воскресенья
Мифология славянская
Пол женский
Связанные персонажи Пятница
День недели воскресенье
 Медиафайлы на Викискладе
Икона «Святые Анастасия и Параскева Пятница», Россия, XV век.

В древнерусских источниках

В древнерусских поучениях против язычества («Слово о твари и дни рекомом неделе» и «Слово св. Григория... како первое погани суще языци кланялися идолом»), говорится, что почитать следует не изображение Недели в виде «болвана», не день недели как таковой, а «Христово воскресение»[4].

На формирование народного культа святой Недели оказал влияние также переводной апокриф «Епистолия Иисуса Христа о неделе». Согласно апокрифу, в Риме или в Иерусалиме с неба падает камень, в котором обнаруживается «свиток». В нём от имени Христа предписывается жить праведно и чтить воскресный день (неделю), так как в этот день свершилось много знаменательных событий: Благовещение, Крещение Христа и Его Воскресение, в этот же день совершится Страшный суд. В заключение говорится, что не поверивший «писанию» будет проклят и обречён на муки. При этом, польские и юго-западно-русские списки апокрифа, опирающиеся на западно-европейскую редакцию, содержат упоминание только о почитании Недели, в то время как великорусские списки апокрифа, восходящие к византийскому протографу, наряду с Неделей упоминают в качестве почитаемых дней также среду и пятницу как дни, «которыми земля стоит». Сюжет апокрифа отразился в украинском и белорусском фольклоре, в русских духовных стихах. Помимо апокрифических сочинений, на народное почитание Недели оказал влияние культ святой Анастасией (греч. άναστασία ― «воскресенье»)[2].

Народное представление

Иконографический образ

Среди святых жён Параскева и Анастасия были на Руси особенно почитаемы. Их парные изображения наиболее часто встречаются в иконописи Новгорода. В культах мучениц много общего. Обе святые ассоциировались в народной традиции с образом Богородицы, евангельскими событиями (Анастасия — с "Рождеством Христовым", Параскева — "Распятием"), обе покровительствуют дням недели: Анастасия — воскресению, Параскева — пятнице. По народным поверьям считались покровительницами женского труда, почитались как целительницы. Иногда они наделялись одними и теми же иконографическими признаками. Обычно Параскева представлялась облаченной в красный мафорий, но изредка в красном изображалась и Анастасия. В почитании Анастасии её роль как целительницы акцентирована сильнее. Поэтому она чаще, чем Параскева, изображается держащей сосуд с лекарством. Ей молились женщины, ждущие появления ребенка.

Белорусы Гродненской губернии говорили, что день отдыха (белор. нядзеля) «был дан людям после того, как однажды человек спрятал святую Неделю от преследовавших её собак; до этого были одни будни». Украинцы Волынской губернии говорили, что «Бог подарил Неделе целый день, но велел ей самой следить, чтобы люди в этот день не работали». По хорватским представлениям, святая Неделя была без рук, поэтому работать в этот день грешно[2].

Считалось, что святая Неделя приходит к тем, кто не соблюдает запрет работать в воскресенье. Неделя появляется в виде женщины в белой, золотой или серебряной одежде, с израненным телом и жалуется, что её колют веретенами, прядут её волосы, рубят, режут и т. п. В западно-белорусской легенде Неделя является в паре с нарядной и красивой жидовской недзелькой (т. е. субботой — нерабочим днём у евреев) и жалуется, что евреи свою «неделю» почитают, а «вы всё работаете в воскресенье, и мне чистое тело пооборвали»[5].

Неделя просит людей не забывать о почитании праздника или жестоко наказывает нарушителей запретов длительной или смертельной болезнью, забивает до смерти вальком для трепания льна, сдирает кожу с рук и тела ткачих, не окончивших вовремя работу, и развешивает её на ткацком станке (аналогичные сюжеты связаны у украинцев со Параскевой Пятницей), душит, подвергает жизнь человека опасности (например, переворачивает воз), грозит смертью, пугает (женщине, оправдывающейся, что прядёт она в воскресенье потому, что голодна, подбрасывает в хату конские головы и мертвые тела: «Ешь, если голодна»)[6].

Почитание Недели тесно связано с почитанием других персонифицированных дней недели — среды и пятницы, которые в народных верованиях связаны родственными узами. Сербы считают, что Параскева Пятница — мать или сестра святой Недели (см. следующие друг за другом дни святой Параскевы Пятницы — 28 октября и святой Анастасии ― 29 октября)[6].

См. также

Примечания

  1. Голубкова О. В. Женские мифологические образы в верованиях восточных славян Сибири. (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 сентября 2013. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  2. Белова, 2004, с. 391.
  3. Гоев, 1996, с. 197.
  4. Гальковский, 1913, с. 79–80.
  5. Federowski, 1897, с. 138.
  6. Белова, 2004, с. 392.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.