Мюнхенская речь Владимира Путина

Мю́нхенская речь — речь, произнесённая президентом Российской Федерации В. В. Путиным на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 года. Выступление было посвящено однополярности современной мировой политики, видению места и роли России в современном мире с учётом нынешних реалий и угроз.

Выступление Владимира Путина в Мюнхене

Впоследствии, 24 октября 2014 года, Путин произнёс похожую по направленности «Валдайскую речь», которую многие аналитики сочли «продолжением мюнхенской»[1][2].

Ключевые тезисы

  • «Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна».
  • «Вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединённых Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам».
  • «Единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН».
  • «Если сегодня новый министр обороны Соединённых Штатов здесь нам объявит, что Соединённые Штаты не будут прятать эти лишние заряды [ядерного оружия] ни на складах, ни „под подушкой“, ни „под одеялом“, я предлагаю всем встать и стоя это поприветствовать».
  • «НАТО выдвигает свои передовые силы к нашим государственным границам, а мы, строго выполняя Договор, никак не реагируем на эти действия». — о несоблюдении Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ).
  • «Что стало с теми заверениями, которые давались западными партнёрами после роспуска Варшавского договора?» — о гарантиях нерасширения НАТО на восток.
  • «Одной рукой раздаётся „благотворительная помощь“, а другой — не только консервируется экономическая отсталость, а ещё и собирается прибыль». — об экономической политике Запада в отношении стран «третьего мира».
  • «ОБСЕ пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран».
  • «Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня».
  • «Экономическая безопасность — сфера, где всем следует придерживаться единых принципов. Мы готовы честно конкурировать. … Россия не против согласовать принципы отношений с ЕС в сфере энергоносителей. Принципы Энергетической хартии в целом приемлемы, но сама суть Хартии Россию не устраивает». Этот тезис предопределил окончательный отказ России от диктата ЕС в энергетике, закреплённый выходом из Энергетической хартии 6 августа 2009 года[3].

Реакция

В. В. Путин и министр обороны США Роберт Гейтс на конференции в Мюнхене

Выступление Владимира Путина послужило поводом для полемики в западных (прежде всего, американских) политических кругах о возобновлении Холодной войны. Американские делегаты на конференции сошлись во мнении, что в речи Путина имели место «самые агрессивные выражения, которые кто-либо из российских лидеров делал со времён Холодной войны»[4]. Тем не менее реакция министра обороны США Роберта Гейтса была весьма сдержанной[5]. Сенатор США Линдси Грэхам заметил: «Своей единственной речью он сделал больше для объединения США и Европы, чем мы сами смогли бы сделать за десятилетие»[6]. Ему вторил и министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг сказавший: «Мы должны поблагодарить президента Путина, который не только хорошо позаботился о публичности этой конференции — больше, чем ожидалось, но и который ясно и убедительно доказал, почему НАТО должно расширяться»[7]. Месяцы, последовавшие за Мюнхенской речью, были отмечены напряжённостью и всплеском риторики по обе стороны Атлантики, хотя и российские, и американские официальные лица, однако, отрицали идею новой холодной войны[8].

С российской стороны мюнхенская речь Путина рассматривалась как дальнейшая программа действий внешней политики России конца 2000-х — начала 2010-х годов. Так, политолог и руководитель программы Московского Центра Карнеги Андрей Колесников высказал идею, что своей речью президент «хотел напугать Запад своей откровенностью, полагая, что, возможно, „западные партнёры“ учтут его озабоченности и сделают несколько шагов навстречу. (…) Эффект получился обратный, но и этот вариант Б просчитывался: не хотите — не надо, Россия из фрагмента Запада будет превращаться в сверхсуверенный остров»[9].

Российский дипломат Пётр Стегний высказывался: «Для меня впечатления от Мюнхена слились в фигуре сенатора Маккейна, который сидел, слушал и корчился от ярости»[10].

По мнению редактора журнала «Левая Россия» «Выступление Путина на конференции в Мюнхене прозвучало вызовом глобальной агрессии западного империализма во главе с англо-американскими крестоносцами… Хорошо изучивший современную западную цивилизацию, Путин направил свой сарказм против ee самых уязвимых мест: вопиющего лицемерия и ханжества империалистической морали… Путин сказал сильную правдивую речь, сказал её искренне, с видимым чувством удовольствия сказать давно накипевшее какому-нибудь зарвавшемуся хаму и мерзавцу. И тем самым в который раз выразил чувства огромного большинства своего народа и многих народов других стран мира, живущих под ярмом Господина Запада.»[11]

Спустя десять лет, на 53-й Мюнхенской конференции, прошедшей 18—19 февраля 2017 года, был представлен доклад «Постправда, пост-Запад, постпорядок?», который констатировал глубокий кризис международного порядка и либеральной демократии и подробно изложил негативные тенденции, наблюдаемые в современном мире[12]. Редактор издания Lenta.ru Алексей Наумов констатировал подтверждение слов российского президента: «Однако спустя десять лет стало понятно, что Путин был прав: „момент однополярности“ (абсолютной гегемонии США на мировой арене) остался в прошлом»[13].

В 2021 году помощник президента Владислав Сурков так оценивал эту речь:

Я помню Мюнхенскую речь Путина, я считаю, это была акция протеста. Я на него смотрел и просто любовался: ну прямо диссидент! Он был единственный, кто тогда возвысил голос против несправедливости мирового порядка и претензий одной страны на тотальное доминирование. Сейчас конечно все хором уже там, но он открыл эту дверь, тогда на него смотрели все, обалдев. Вообще правление Путина это такое движение протеста против несправедливого отношения к России в мире, и против несправедливости внутри страны[14][15].

Примечания

  1. COHEN: Putin’s Valdai folly — Washington Times
  2. TASS: World — Financial Times: Putin’s Valdai speech one of most important foreign policy statements
  3. Марцинкевич, Борис. Энергетическая война: XXI век ⋆ Geoenergetics.ru. Геоэнергетика (10 августа 2018). Дата обращения: 15 декабря 2019.
  4. Как шпион шпиону. Министр обороны США вступил в полемику с президентом России. Lenta.ru, 12.2.2007.
  5. Путин вызвал у главы Пентагона ностальгию по «холодной войне». Lenta.ru, 11.2.2007.
  6. Стенограмма заседания клуба «Содержательное единство» Архивная копия от 11 апреля 2008 на Wayback Machine. / «Центр Кургиняна», 15.2.2007.
  7. СМИ: мюнхенская речь Путина — поворотная точка во внешней политике РФ Архивная копия от 7 октября 2008 на Wayback Machine. РИА «Новый Регион», 12.2.2007.
  8. Munich Conference on Security Policy, As Delivered by Secretary of Defense Robert M. Gates, 11 February 2007. DefenseLink. United States Department of Defense. Архивировано 14 февраля 2007 года.
  9. Андрей Колесников. Его Фултон: к десятилетию Мюнхенской речи Владимира Путина. РБК (10 февраля 2017). Дата обращения: 20 февраля 2017.
  10. Геополитически мы сдали свои позиции в семьдесят пятом
  11. Антон Баумгартен. Ассиметрия или Ядрёна Феня?
  12. Post-Truth, Post-West, Post-Order?. Munich Security Conference (2017). Дата обращения: 20 февраля 2017.
  13. Алексей Наумов. Закат Запада. Lenta.ru (20 февраля 2017). Дата обращения: 20 февраля 2017.
  14. Сурков и Бородай о будущем ЛДНР, Украине, Боинге, Байдене и чиновниках
  15. Сурков рассказал о значении Мюнхенской речи Путина

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.