Безнационализм

Бе́знационализм или а́нтинационализм (эспер. Sennaciismo) — политико-культурная доктрина, главными целями которой согласно «Манифесту безнационалистов» являются:

  1. Исчезновение всех стран, рассматриваемых как независимые суверенные союзы, и создание единого общепланетарного государства.
  2. Единая система мирового хозяйства и рациональное использование всей энергии и ресурсов на благо всех людей планеты.
  3. Унификация всех систем мер и весов.
  4. Употребление безнационального языка (эсперанто) с целью его превращения в единственный язык общемировой культуры.

Зарождённый в рамках «Всемирной вненациональной ассоциации» (эспер. Sennacieca Asocio Tutmonda, SAT) безнационализм не признан как официальная идеология SAT. Создатель и основной пропагандист безнационализма — французский эсперантист, основатель SAT Эжен Ланти.

История

Эжен Ланти — основной инициатор безнационализма

В рамках созданной в 1921 году SAT рождается безнационализм. В первые годы эсперантисты имеют лишь общее представление о новой идеологии и некоторые воспринимают её как неточную внутреннюю идею эсперанто[1]. Позже начинают формироваться всё более чёткие очертания идеологии благодаря написанным о ней статьям Эжена Ланти и книги 1924 года эсперантиста из Украины Виктора Колчинского « А. Б. В. безнационализма[2]» (эспер. «A.B.C. de Sennaciismo»). В 1928 году Ланти публикует брошюру «Рабочий Эсперантизм» (эспер. La Laborista Esperantismo), в котором одна глава полностью посвящена безнационализму.

Во время кризиса SAT в 1929 году, когда советские эсперантисты отъединились от ассоциации, идеология безнационализма использовалась ими как аргумент в пользу того, что политика SAT была охарактеризована как контрреволюционная. В поддержку безнационализма и критику марксистского интернационализма в 1931 году выходит «Манифест безнационалистов» (эспер. Manifesto de la Sennaciistoj), написанный анонимно Эженом Ланти.

Безнационализм не был принят всеми членами SAT, и сторонники идеологии объединились в самостоятельную фракцию, выпуская более-менее регулярно «Безнационалистический бюллетень» (эспер. Sennaciista Bulteno). Вторая мировая война прервала деятельность фракции, однако в 1948 году она была возобновлена, благодаря чему в частности вышли два новых издания «Манифеста Безнационалистов» 1951 и 1971 годов.

В 1978 году на конгрессе SAT во французском муниципалитете Лектур департамента Жер, несмотря на возражения фракции, была принята резолюция[3], нарушающая принципы безнационализма. В частности в ней было утверждено:

Сохранение национальных языков и культур связано с борьбой за новый социальный порядок, следовательно это часть общего стремления членов SAT к справедливости и индивидуальной свободе.

В 2001 году на конгрессе SAT в Надьканиже принята «Декларация о безнационализме[4]» (эспер. Deklaracio pri Sennaciismo). Её призыв выражается в том, чтобы члены фракции приучали своих ближних к вненациональному способу мышления, чувства и действия.

Идеология

Идеология безнационализма во многом формировалась в полемике и дебатах членов SAT. Статьи, небольшие книги, документы, издаваемые фракцией безнационалистов SAT раскрывают разные стороны безнационализма, его отношения к национализму, интернационализму, марксизму, эсперанто.

Национализм и патриотизм

Безнационализм — прямая противоположность национализма. Именно против национализма направлена основная критика безнационалистов. В «Манифесте безнационалистов» указано, что «нация — это созданный аппарат из мощной алчности, ревности, ненависти и глупости, которую использует монарх, диктатор, партия или класс, для приобретения славы, почёта, хорошего положения за счёт ущерба великого множества частичек аппарата, то есть простых граждан»[5].

Не меньше достаётся и чувству патриотичности: «Патриотизм — это самая современная и сильная из всех религий. Используя её, руководители национальных структур достигают того, что добрые, миролюбивые люди становятся палачами, …уничтожают продукты человеческого труда и ведут себя как сумасшедшие или дикие звери»[5].

Борьба за национальную независимость рассматривается как пустая трата энергии и человеческих жизней. Основная борьба человечества — классовая борьба. Конечный итог этой борьбы — победа пролетариата и установление бесклассовости человечества. Именно пролетариат — «наиболее пригодная почва для рассеивания идей безнационализма»[6]. В этом аспекте безнационализм абсолютно согласуется с марксизмом.

Интернационализм

Идея Карла Каутского о необходимости совмещения единого мирового языка с политикой интернационализма близка к безнационализму[7]. Однако такая формула не совсем точна, так как существуют определённое отличие между интернационализмом и безнационализмом: в первом случае предполагается наличие различных наций, во втором — категорическое отрицание такого наличия. Это приводит к тому, что в рамках безнационализма стираются главные национальные признаки: «Национальные языки, национальные культуры и другие национальные предметы поклонения должны полностью исчезнуть, или, по крайней мере, сделаться архаизмами…»[8]. Особым доводом безнационалистов в единонациональности всех людей служит всеобщее смешение национальной крови и в результате чего «евреи из Кракова и Варшавы более евреи, чем те, кто в Иерусалиме»[8]. Также безнациональный характер носит обращения папы римского ко всем людям как к единой пастве.[9]

Страны должны перестать существовать. Вместо них будет образована единое общепланетарное государство. Такое объединение подобно США, где сожительствуют великое множество национальностей, однако все они называются американцами.

Эсперанто

Единый мировой язык для безнационалистов — очень важный фактор в реализации их идей. Хотя это «недостаточное условие, для того, чтобы люди побратались между собой, но оно однако непременно необходимое»[10].

Эсперанто, в отличие от традиционной эсперанто-среды, рассматривается не как вспомогательный язык межкультурного общения, а как основной язык общения безнационалистов. Эсперанто необходимо преподавать в учебных заведениях для того, чтобы способствовать развитию безнациональной мировой культуры. Именно в среде эсперантистов не просто зародился безнационализм, а фактически только в ней он и может распространяться. Характерным является призыв Ланти в «Манифесте безнационалистов»:

Изучи эсперанто! Эсперантисты, безнационализируйтесь!

Убеждения вненационалистов основаны на здравом смысле, «единственной пригодной базе, на которой может быть установлена всемирная культура»[11]. Потому и эсперанто как искусственно созданный язык предпочтительнее национальных:

Национальные языки похожи на комнату, где беспорядочно лежат красивые объекты: эсперанто похож на ту же комнату, но в которой всё там в прекрасном порядке[10].

Безнационалист

Ланти приводит в «Манифесте безнационалистов» два определения того, кто является безнационалистом, в зависимости от его активности и преданности идеям. Для этого тонкого различия он использует суффиксы -ist- и -ul-:

Sennaciisto — человек, который одобряет и пропагандирует безнационализм, и абсолютно не годный как материал для производства национального аппарата.

Sennaciulo — человек, который:

  • не просто одобряет безнационализм, но кроме того который не имеет предпочтения в стране, в которой рождён и гражданином которой юридически является.
  • имеет друзей во всех частях мира.
  • умеет лучше разговаривать на эсперанто, чем на своём родном языке.

Безнационалисты никаким образом не навязывают свою идеологию ни членам SAT, ни кому-либо другому[12]. Своим антиподом они называют обывателя, человека с ограниченным кругозором[5].

См. также

Примечания

Ссылка

Органы

Документы

Другое

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.