Философский анархизм
Философский анархизм — это анархическая школа мысли[1] , которая считает, что у государства нет моральной легитимности, при этом не поддерживает насильственные действия с целью устранить его.[2] Хотя философский анархизм не обязательно предполагает любое действие или стремление к ликвидации государства, философские анархисты не считают, что они обязаны подчиняться государству, или, наоборот, что государство имеет право приказывать. Философский анархизм — это, главным образом, составная часть анархо-индивидуализма.[3]
Профессор Майкл Фриден выделяет четыре основных типа анархо-индивидуализма. Он говорит, что первый тип связан с Уильямом Годвином, который пропагандирует самоуправление с «прогрессивным рационализмом, который включает в себя доброжелательность к другим.» Второй тип — это эгоизм, больше всего ассоциирующийся с Максом Штирнером. Третий тип — это «обнаруженный в ранних прогнозах Герберта Спенсера, и у некоторых из его учеников, таких как Вордсворт Донисторп, предвидящая избыточность государства в источнике социальной эволюции.» Четвёртый тип — это сдержанная форма эгоизма на основе пропаганды рынка[4], к нему относятся такие последователи как Бенджамин Такер[5] и Торо.[6]
К философским анархистам относятся: Мохандас Ганди, Уильям Годвин, Дж. Р. Р. Толкиен, Пьер-Жозеф Прудон, Джеймс Джойс, Герберт Спенсер, Макс Штирнер, Эмиль Арман и Генри Дэвид Торо. Современные философские анархисты — это А. Джон Симмонс, Роберт Пол Вольфф и Майкл Хьюмер.
Вариации
Философские анархисты могут согласиться с существованием минимального государства, как неотвратимое, и, как правило, временное, «необходимое зло», но утверждают, что граждане не имеют нравственное обязательство подчиняться государству, если его законы противоречат личной свободе.[7] По замыслу Уильяма Годвина, это требует от человека действовать в соответствии со своими собственными суждениями и предоставляет любому другому индивидууму такую же свободу; взятую эгоистически, согласно Максу Штирнеру, это означает, что 'единственный' кто по-настоящему «владеет» не признает никаких обязанностей перед другими лицами; в пределах своей воли, он делает то, что правильно для него.[3]
Вместо идеи «взять в руки оружие, чтобы обрушить государство», философские анархисты выступили за постепенное изменение, чтобы освободить человека от, как они думали, жестоких законов и социальных проблем современного государства и позволить всем людям получить право на самоопределение и стать полноценными. Они могут выступать против немедленной ликвидации государства насильственным путем, опасаясь, что из того, что останется может быть построено ещё более пагубное и гнетущее государство. Особенно это актуально среди тех анархистов, которые считают насилие и государства синонимами.
Объединяющей чертой анархических учений является именно противостояния государственному контролю, и поддержка разного рода упорядоченности. Дж. Р. Р. Толкиен, например, однажды написал, что по политическим взглядам «я склоняюсь всё больше и больше к анархии (в философском понимании, что означает отмену контроля, а не усатых мужчин с бомбами) или к неконституционной монархии.»[8]
Известные философские анархисты
Уильям Годвин, основатель философского анархизма,[9] считал, что правительство является «необходимым злом», но что оно будет становиться все более ненужным и бессильным путем постепенного распространения знаний. Годвин предупреждал людей о возможных пороках правительства и проявлять бдительность в отношении того, что он считал «узурпацией частного суда и индивидуальной совести человечества». Годвин считал, люди должны терпеть правительство так мало, насколько это возможно, а сами должны эволюционировать с точки зрения интеллектуальных и социальных способностей для взаимодействовать друг с другом.
Анархо-индивидуалист 19-го века Виктор Яррос также высказывал позицию, типичную для философского анархиста:
Отмене внешнего государства должен предшествовать распад понятий, которые вдыхают жизнь и бодрость в этого неуклюжего монстра: другими словами, это произойдет только тогда, когда люди научатся ценить свободу, и понимать истины анархической философии, только тогда вопрос практического упразднения государства приобретает значение.
Томас Джефферсон также иногда рассматривается как философский анархист,[10] , который отмечает, что «закон довольно часто — воля тирана», и что люди должны проявлять бдительность в отношении любого закона, который «нарушает права человека». Для Джефферсона, его свобода была ограничена присутствием других людей в обществе, чтобы люди могли иметь только «беспрепятственный действий …в пределах, обращается вокруг нас за равные права других.»
Махатма Ганди также идентифицировал себя как философский анархист.[11]
Примечания
- Wayne Gabardi, review of Anarchism by David Miller, published in American Political Science Review Vol. 80, No. 1.
- According to scholar Allan Antliff, Такер, Бенджамин coined the term "philosophical anarchism, " to distinguish peaceful evolutionary anarchism from revolutionary variants.
- Outhwaite, William & Tourain, Alain (Eds.). (2003).
- Freeden, Michael.
- Tucker, Benjamin R., Instead of a Book, by a Man too Busy to Write One: A Fragmentary Exposition of Philosophical Anarchism (1897, New York)
- Broderick, John C. «Thoreau’s Proposals for Legislation.»
- Klosko, George.
- Letters, no. 52, to Christopher Tolkien, 29 November 1943, Carpenter, Humphrey and Tolkien, Christopher (eds.) (1981), The Letters of J. R. R. Tolkien.
- Philip, Mark William Godwin (20 мая 2006).Стэнфордская философская энциклопедия
- Adler, Mortimer Jerome.
- The message of Gandhi | Relevance of Gandhi | Articles On and By Gandhi
Ссылки
- Dobos, Ned. «Philosophical anarchism» // Internet Encyclopedia of Philosophy