Чудь
Чудь — собирательное древнерусское название ряда племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы (водь, весь, сумь, емь, корела, ижора, эсты и др.).
Впервые чудь идентифицировал как «финландцев либо естландцев» в 1734 году профессор из Або Альгот Скарина (1684—1771) в диссертации «De originibus priscæ gentis Varegorum»[1]. Этноним употреблялся до конца XIX века в официальных документах Российской империи, но единообразия не было, слово «чудь» могло обозначать разные группы: финны и чудь могли быть синонимами, но могли и разбиваться на «чудь в пространном смысле» и «карелов», при этом первая группа делилась на «чудь/чухарей в тесном смысле» и водь/эстов — «чухну»[2].
Этимология
Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным»[3], предполагается также, что одного корня с «чудь» прилагательное «чужой»[4]. Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа (см. ниже)[5]. В специальных этимологических работах предполагается, что первоначально этим словом обозначали восточных германцев, возможно, готов[4]. Вероятный источник — готское слово þiudа «народ», имеющее праиндоевропейское происхождение[6].
Исторические упоминания
В зависимости от контекста под «чудью» древнерусские летописные источники, очевидно, разумеют разные финно-угорские народы:
- В «Повести временных лет» (859 год), летописец сообщает, что «варяги из заморья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей, а хазары — полян, северян, вятичей»; здесь проводится различие между мерей и чудью[7]. В XIX веке историком C. М. Соловьёвым на IV археологическом съезде было высказано предположение, что чудью, о которой упоминает «Повесть временных лет» в рассказе о призвании Рюрика, следует считать водь — жителей Водской пятины Земли Новгородской, потомки которых проживали в то время в Нарвском уезде, их тогда в быту называли чудью[8].
- В сообщении за 882 год, когда Олег отправился в поход, «взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе»[9]. Наряду с чудью упоминается и весь. Хотя летописец не отождествляет весь с чудью, вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года[10].
- В лето 6415 (907 г.) Чудь участвовала в походе Олега на Царьград (ПСРЛ т. XXXIII стр.16).
- В 1030 году Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь («и победил их, и поставил город Юрьев»). Как можно понять из географического контекста, под «чудью» здесь имеются в виду эсты. В более поздних сообщениях летописей эсты и сету всегда называются чудью, причём последние известны с уточнением «чудь псковская». Из летописных источников известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил «лучших мужей» из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Святославич).
- Начиная с XIII века, помимо эстов, «чудью» называют также и другие родственные им прибалтийско-финские народности, жившие в пределах Новгородской республики, — не только весь и водь, но также ижору и корелу, предков ливвиков, одного из карельских субэтносов называли чудью олонецкой, а в Заволочье также чудь заволочскую. Не исключено, что последнее представляет собой не просто имя предков народа коми, но собирательное название для нескольких разных племён[11]. Позже в оборот входит обозначение эстов — чухна.
В старорусской берестяной грамоте № 52[12] упоминается «у цюдина поло бѣ»[13].
Современность
У удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна; часть коми называли так своих ещё некрещённых предков[15]. На территории расселения удмуртов и коми распространен топоним Шудья.
В справочнике «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года издания под номером № 132 была внесена чудь (вепсы) численностью 13 250 человек (данные за 1865 год)[16]. В 1926 году чудь была внесена под номером № 34 в «Словарь народностей для разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1926 года»[17], в 1959 году чудь была внесена под номером № 64 в «Словарь национальностей всесоюзной переписи населения 1959 года»[18], а в 1989 году чудь была внесена под номером № 101 в «Алфавитный словарь национальностей» для Всесоюзной переписи населения 1989 года[19]. В 2002 году чудь внесена под кодом № 351 в «Перечень национальностей и языков РФ»[20], а потом в аналогичный документ за 2010 год[21]. В 2010 году во время переписи ещё несколько десятков человек записали себя в чудь, а по словам местного жителя, всего чуди в Пинежском районе около 200 человек[22]. Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области, вероятно — самоназвание малых групп финно-угорского населения Архангельской области, появившееся в XX веке.
От этнонима образованы названия многочисленных населённых пунктов, включая город Чудово, а также ряд гидронимов, Чудское озеро и, возможно, река Чуть.
Фольклор
Иногда «чудью» называют мифологический персонаж («чудь белоглазая»), близкий по значению к европейским эльфам и гномам (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов)[23]. Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя.
Топонимика
Примечания
- Scarin A. De originibus priscae gentis varegorum. Åbo. 1734 (цит. по Gräslund A.-S. Normannenproblemet. Uppsala. 1981, s. 2).
- Лескинен, Мария Войттовна. Финны и карелы на страницах российских этногеографических описаний второй половины XIX в. // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология» 3 (2014).
- «Псковское чудо: 12 тайн Чудского озера» «Вокруг Света» от 10 января 2020 года: «Свое название озеро получило благодаря эстам и другим финно-угорским народностям, издревле населявшим северо-западные берега озера: славянские народы прозвали их чудью, потому что не могли разобрать странное наречие, на котором те общались».
- См., напр., словарь Фасмера.
- Ср. норв. čutte, cuđđe, саам. шв. čute, čudе «преследователь, разбойник, название врага, притесняющего лопарей», саам. саам. čutte, čut.
- Ср. лит. tautà, латыш. tàuta, др.-прусск. tauto, ирл. tūath «народ», оск. touto.
- Меря и чудь в летописях никогда не смешиваются.
- Труды IV археологического съезда. Казань, 1884. Т. I.
- Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц, подг. текста, перев., статьи и коммент. Д. С. Лихачева. — СПб.: Наука, 1996. — С. 150.
- Пименов В. В. Вепсы: очерк этн. истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965.
- Так, из «Слова о погибели Русской земли» известны тоймичи, жившие в волости Тойма к северу от Устюга. «Повесть о стране Вятской» сообщает, что новгородцы на реке Чепце, по которой они спустились к Вятке, нашли народ (народы?) чудь отяков
- Грамота №52 — Древнерусские берестяные грамоты
- Онлайн: берестяные грамоты 2021 года
- Баньковский Л. В., 2006, с. 28.
- Напольских В. В. Географическая привязка и этноязыковая идентификация летописной Югры.
- "Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи". — Демоскоп Weekly, 24 января - 6 февраля 2005. — № 187—188.
- СЛОВАРЬ НАРОДНОСТЕЙ для разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1926 года. — Демоскоп Weekly, 27 ноября - 10 декабря 2006. — № 267—268.
- СЛОВАРЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1959 ГОДА. Алфавитный словарь национальностей. Ч. — Демоскоп Weekly.
- Словари национальностей и языков Всесоюзной переписи населения 1989 г. Алфавитный словарь национальностей. — Демоскоп Weekly.
- АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ЭТНИЧЕСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ. Ч . Демоскоп Weekly.
- АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ. Ч . Демоскоп Weekly.
- Еще чуть чудь . Коммерсантъ (16 января 2012).
- Пименов В. В. Вепсы: Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965. 262 с.
Литература
- Агеева Р. А. Об этнониме ЧУДЬ (ЧУХНА, ЧУХАРЬ) // Этнонимы. — М.: Наука, 1970. — С. 194—203.
- Баньковский Л. В. Соликамск: город-кристалл: Начала соликамсковедения. / Рецензент Ю. С. Чирков. — 2-е, доп., исп.. — Соликамск: РИО ГОУ СПО «СГПИ», 2006. — 330 с. — ISBN 5-89469-042-0.
- Успенский П. К. Русско-чудский словарь с некоторыми грамматическими указаниями. — СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1913. — 46 с.