Бесермяне

Бесермя́не (самоназвание — бесерман; удм. бесерман, тат. бисермән, бечерман[4], устар. тат. керәшен[5]) — малочисленный финно-угорский народ в России, дисперсно проживающий на северо-западе Удмуртии в 41 населённом пункте, из которых 10 деревень — мононациональны.

Бесермяне
Современное самоназвание удм. бесерман
Численность и ареал
Всего: 2201

 Россия: 2 201 (2010 г.)[1], 3 122 (2002 г.)[2]

Описание
Язык удмуртский (бесермянское наречие)
Религия православие
Расовый тип волжско-камско-степной тип европеоидной расы с субуральским и понтийским влиянием[3]
Входит в удмурты
Родственные народы коми-зыряне, коми-пермяки, чепецкие татары
Этнические группы юндинские, лекминские, кильмезские
Происхождение булгары, удмурты

Численность, по переписи 2010 года — 2201 человек.

Говорят на особом наречии[6][7] удмуртского языка финно-угорской группы уральской семьи, близком морфологически к северным говорам удмуртского языка, а фонетически — к южным[8].

Верующие бесермяне — православные христиане; народная религия бесермян очень близка к народной религии удмуртов, включая в себя также некоторые элементы исламского происхождения.

По переписи 1897 года в России проживало 10,8 тысячи бесермян[9], в 1926 году — 10 тысяч человек, в 2002 году — 3,1 тысячи. Настолько значимое падение численности бесермян объясняется в первую очередь тем, что начиная с 1930-х годов вплоть до распада Советского Союза их официально причисляли к удмуртам, как при указании национальности в паспорте, так и во всесоюзных переписях. И лишь в июне 1992 года Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял постановление «О восстановлении исторического имени бесермянского народа»[10].

Происхождение названия

Самоназвание бесерман (как и созвучное русское «басурманин») восходит через булгарское посредство к арабской лексеме со значением «мусульманин». Это слово попало к волжским булгарам из Средней Азии (ср. название «бесермини», применяемое к жителям Хорезма у папского нунция Плано Карпини в XIII веке) в период принятия ими ислама в IX веке и служило вплоть до XV века обозначением части населения Волжской Булгарии и Казанского ханства («бесермены» в русских источниках XIV—XV веков), а именно — мусульманского населения Заказанья (округ города Арска). Там же жили удмурты. Оттуда бесермены в XIV—XVI веках, спасаясь от усобицы в Золотой Орде и вследствие разгрома Золотой Орды и, в том числе, территории бывшей Волжской Булгарии Тамерланом в конце XIV века, переселились вверх по Вятке, в низовья Чепцы.

Какая-то часть бесермен вошла в состав каринских (чепецких) татар, как об этом свидетельствуют исторические документы и данные татарских генеалогических преданий шежере. Пришедшее вместе с ними удмуртоязычное население, оказавшись в новом для себя этническом окружении, стало испытывать необходимость в новом самоназвании. Желая подчеркнуть своё отличие от местных старожилов — северных удмуртов, предки бесермян строили идентичность вокруг происхождения из Заказанья, из земли, где живут бесермены (то есть мусульмане). Аналогичного происхождения названия других земляческих групп удмуртов — Ватка и Калмез (вятские и кильмезские).

По-видимому, название бесерман было перенято удмуртами — предками бесермян — от их соседей-тюрок ещё в период проживания в Заказанье (округа города Арска)[11][12].

Антропология и генетика

Антропологический облик бесермян имеет тенденцию к близости с чепецкими татарами, отличаясь от удмуртского более тёмными волосами, преобладанием выпуклых спинок носа над вогнутыми, вытянутыми пропорциями головы и лица. В целом, расовая характеристика современных бесермян уже не характеризуется уральским комплексом черт (в форме субуральского или сублапоноидного типов). Для современного периода актуальнее относить их облик к волжско-камско-степному европеоидному типу, в формировании которого признается участие субуральского и понтийского комплексов.[3]

Было проведено исследование митохондриальной ДНК 41 бесермянина из с. Ёжево Юкаменского района Удмуртии. Доля выявленных восточно-евразийских гаплогрупп по женской линии (прежде всего, гаплогруппы C) оказалась достоверно превышающей таковую у удмуртов. По этому показателю бесермяне генетически выделяются на фоне Волго-Уральского региона и сближаются с тюркоязычными народами Южной Сибири.[13]

Было проведено исследование гаплогрупп Y-хромосомы 53 бесермян из сёл Юкаменское и Ёжево, а также деревни Шамардан Юкаменского района Удмуртии. Выяснилось, что более половины образцов принадлежат к гаплогруппе N, что может свидетельствовать о преобладании финно-угорского компонента в складывании бесермян по мужской линии[14]

Данные лексикостатистики также не обнаруживают ощутимого булгарского (древнечувашского) субстрата в бесермянском диалекте. Прослеживается лишь татарский адстрат, связанный с чепецкими татарами.[8]

Численность и расселение по селам и районам

Расселение бесермян в Республике Удмуртия по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Численность бесермян в населённых пунктах в 2002 году[15]:

Н. п. Численность
Удмуртия:
город Глазов 404
село Юкаменское 292
село Ёжево 235
деревня Шамардан 217
деревня Ворца 198
село Юнда 188
деревня Турчино 128

По переписи 2010 года, бесермяне составляют 10,3 % населения Юкаменского района Удмуртии.

Мифология

Мифологические представления бесермян в целом характерны для земледельческих культур Восточной Европы и мало отличаются от удмуртских. Помимо верховного Бога — Инмара, они признают существование «хозяев» различных локусов пространства:

  • Коркакузё — Хозяин дома. Во время осеннего праздника нового урожая ему в подполье приносили в жертву гуся с просьбой защитить гусей, которых на период высиживания яиц заносят в избу.
  • Гидькузё — Хозяин двора. В Покровскую субботу ему в хлеву приносили в жертву барана.
  • Бакчакузё — Хозяин огорода
  • Чашшакузе / Лудкузё / Нюлэс бабам — Хозяин леса, присматривает за пасущимся скотом. Обходит свои владения в полдень, когда может быть опасен. Передвигается в виде вихря, поднимающего столп пыли (тэлпэри). На упоминание вслух его имени было наложено табу. Человек, срубивший принадлежавшее ему дерево, непременно заболеет. Накануне дня Кузьмы и Демьяна в священной роще ему в жертву приносился гусь. Нередко Лудкузё ассоциировался с Кузьмой-Демьяном и Ильёй-пророком.
  • Межакузё / Межамумы — Хозяин поля. Обходит свои владения в полдень, когда может быть опасен. Перед началом сева для него зарывали в пашню крашеное яйцо, а также жертвовали хлеб и пиво в период колошения ржи. После посева озимых ему на меже приносили в жертву барана. Под последним снопом после жатвы ему оставляли хлеб с маслом.
  • Вукузё — Хозяин воды. Накануне праздника Покрова ему у ближайшей к селению реки приносили в жертву гуся.

Праздники

Поскольку бесермяне — православные христиане, их аграрный цикл календарных обрядов по преимуществу народно-православный, хотя и включает некоторые тюрко-мусульманские реликты.

  • Лазарева суббота — Вэрба суббота «вербная суббота». Проходили посиделки, к которым готовили пиво и брагу: вэрва / ныл / тулыс брага «вербная / девичья / весенняя брага». После этого начинали хлестать друг друга ветками вербы.
  • Вербное воскресенье — Вэрва нунал
  • Великий четверг — Бурсинь кэрттон «завязывание шёлковых ниток» / арсэ лыктэм чэтвэрик «раз в год пришедший четверг». Накануне вечером гадают о предстоящем браке и защищают дом и хозяйство от злых духов ветками можжевельника. Утром проводится ритуальное очищение — окуривают дом можжевельником, топят баню и прыгают через костёр. Рано утром дети обходили деревню, и в каждом доме им на запястье повязывали шелковую нить или лоскутки ткани с пожеланием здоровья. Обряд заканчивался угощением блинами. После этого дети носили нитки на руке до праздника Акашка, когда их бросали в воду, полагая, что они унесут болезни.
  • Пасха — Паска / Великтэм «Велик день». Красили яйца, которым приписывались апотропеические функции. Строили качели.
  • Покровская суббота — последние поминки в году. Нередко к этому дню был приурочен «осенний праздник» «нового хлеба» и жертвоприношение барана в хлеву в честь Хозяина двора.
  • Кузьминки осенние — завершение аграрного года. Накануне проводилось моление в священной роще, принадлежащей Хозяину леса. Ему в жертву приносился гусь, как правило мужчинами и в полном молчании. Жертвенную пищу оставляли под елью в берестяном коробе чумок.

Примечания

  1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 декабря 2009. Архивировано 2 февраля 2008 года.
  3. Аксянова Г. А. Антропология бесермян // Этнографическое обозрение. 2012. № 2. С. 100—117.
  4. Максимов С. А. Самоназвания удмуртов и бесермян, их варианты, названия соседних народов в языке удмуртов и бесермян // Linguistica Uralica. XLIV. 2008. № 2. С. 115.
  5. Крещеными татарами считают бесермян их соседи — чепецкие татары… Они называют бесермян кряшен (крещеные), однако ныне термин бытует в качестве экзоэтнонима преимущественно среди чепецких татар старшего поколения. Вместе с тем, он достаточно широко использовался еще в первой половине XX столетия.
    Попова Е. В. Семейные обычаи и обряды бесермян. Ижевск: УдмИИЯЛ, 1998. С. 9.
  6. Тепляшина Т. И. Язык бесермян. М.: Наука, 1970. — 288 с.
  7. Бесермяне - Язык бесермян (недоступная ссылка). narodudm.unatlib.ru. Дата обращения: 21 августа 2017. Архивировано 21 августа 2017 года.
  8. Идрисов Р. И. Тюркские заимствования разных периодов в бесермянском диалекте удмуртского языка. Дипломная работа. М., 2013.
  9. Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи. www.demoscope.ru. Дата обращения: 27 июля 2009.
  10. Постановление Совета Министров Удмуртской Республики «О восстановлении исторического имени бесермянского народа». www.kodeks.ru. Дата обращения: 20 февраля 2021.
  11. Напольских В. В. «Бисермины» // О бесермянах : Сборник статей / Под ред. Г. К. Шкляева. — Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1997. С. 50—54.
  12. Белых С. К. К вопросу о происхождении самоназвания бесермян // VIII Петряевские чтения : Материалы научной конференции. — Киров: Кировская государственная универсальная областная научная библиотека имени А. И. Герцена, 2005. С. 130—135.
  13. Грошева А. Н., Шнейдер Ю. В., Морозова И. Ю., Жукова О. В., Рычков С. Ю. Генетическое разнообразие бесермян по данным о полиморфизме митохондриальной ДНК // Генетика. 2013. № 11. С. 1337—1344.
  14. Трофимова Н. В., Литвинов С. С., Хусаинова Р. И. и др. Генетическая характеристика популяций Волго-Уральского региона по данным об изменчивости Y-хромосомы // Генетика. 2015. Т. 51. № 1. С. 120—127.
  15. База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 ноября 2012. Архивировано 12 июля 2019 года.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.