Чудь заволочская

Чудь заволочская (или заволоцкая) — летописное название финно-угорского населения Заволочья, впервые упоминаемое в Повести временных лет. Однозначного мнения относительно этнического состава заволочской чуди среди исследователей нет. Народы, прежде упоминаемые под этим названием, к настоящему времени полностью ассимилировались среди вепсов, русских, а также коми.

История упоминаний

В странах же Иафета сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы.Повесть временных лет[1]

Этнический состав

Ещё в XIX веке многими исследователями высказывались гипотезы об этнической принадлежности древних жителей Заволочья: Шёгрен и Кастрен считали её предками обонежской чуди и соединяли с емью. П. С. Ефименко, основываясь на авторитете Даниэля Европеуса, отождествлял её с югрой; И. П. Барсов считал, что Заволоцкая чудь — обобщённое обозначение всех народов, живших в Заволочье[2]. В русских летописях экзоэтноним «чудь» традиционно применялся к двум финно-угорским народам: эстам и вепсам. Именно вепсов (а точнее — летописную весь) многие учёные считают первыми кандидатами на ассоциацию с заволочской чудью. В частности, В. В. Пименов считал, что именно проникшая к конце I тысячелетия н. э. в Заволочье весь, была встречена там славянами в IXX веках[3]. Ранее аналогичную гипотезу высказывал Д. В. Бубрих, правда, считая, что владевшей западным и юго-западным входами в Заволочье веси составляла конкуренцию меря, двигающаяся с юга по реке Югу[4].

Археологические памятники

В народной памяти сохранялись сведения о чудском прошлом остатков земляных крепостей, могильников и поселений. Они имели названия, снабжённые прилагательным «чудской», например, урочище, где прежде стояла крепость могли называть «Чудской городок». Именно такого рода указания и служат подсказкой археологам.

Однозначно связать с чудью к настоящему времени можно весьма небольшое количество памятников: на Сухоне и её притоках это Усть-Пуя, Корбала, Марьинская, Кудрино; в верховьях Лузы — Лойма и Векшор. По результатам раскопок чудскую материальную культуру можно охарактеризовать следующим образом: примитивное гончарное мастерство, без применения круга, с украшением керамики ямочно-гребенчатым орнаментом, характерным для финно-угров. Столь же характерным украшением были «шумящие» подвески из бронзы в виде уточки или конька. Из одежды можно отметить плащи с фибулами у мужчин, длинные льняные рубашки, косоклинные глухие сарафаны и обручи с накладкой из бересты у женщин. Найдено большое количество бронзовых женских украшений, небольшое количество можно отнести к мужским украшениям. Помимо охоты и рыболовства было распространено земледелие, главным же объектом торгового обмена были шкурки пушных зверей.

Примечания

  1. Повесть временных лет (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 ноября 2010. Архивировано 27 ноября 2010 года.
  2. Заволоцкая чудь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  3. Кругляшова В.П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора (недоступная ссылка). Уральская библиотека. Дата обращения: 13 ноября 2010. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  4. Бубрих, Д.В. Происхождение карельского народа. — Петрозаводск, 1947.

Библиография

  • Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 260 с.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.