Дружина
Дружи́на — княжеское войско. Являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.
Значение
Как военная сила, дружина помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества — а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками. Поэтому князья ценят свою дружину, берегут её, щедро одаряют дружинников.
Численность и состав
Дружина в доудельный период не связана с землёй, а только с князем. Этнический состав дружины не отличался однородностью: в княжеских дружинах IX—XII веков встречаются варяги, русь, финны, тюрки, поляки, венгры. Отношения дружины к князю основаны на свободном договоре. Вступление в дружину и выход из неё свободны: недовольный князем дружинник всегда может покинуть его и перейти к другому.
Численный состав дружины был различен, но предположительно не превышал нескольких сот человек (по сообщению Ибн-Фадлана от 922 года, вместе с киевским князем «в его замке находятся 400 мужей из числа богатырей, его сподвижников»; Б. А. Рыбаков о княжеском замке XI—XII веков: «всего здесь, по приблизительным подсчётам, могло проживать 250—300 человек»). Дружина являлась ядром войска и составляла, вероятно, главную часть конницы, но в крупных военных предприятиях в качестве основной военной силы отмечено участие:
- в конце IX — середине X веков — войск подвластных князю племён;
- во второй половине X — в первой половине XI веков — полков «воев», формировавшихся путём нерегулярных наборов на продолжительный срок;
- с середины XI века — городовых полков, выступавших в поход по решению веча и получавших оружие и коней от князя.
В XI—XII веках дружина резко делится на два слоя: дружину старейшую, лепшую (лучшую), переднюю, и дружину молодшую. Первую составляли княжие мужи, бояре; они занимали высшие должности, военные и гражданские, — посадника, тысяцкого, воеводы; они же были советниками князя и наиболее влиятельной составляющей веча. Младшая дружина заключала в себе, по-видимому, несколько разрядов: отроки (пасынки или детские), кмети, гриди, дети боярские. По мнению В. И. Сергеевича, отроки составляли низший разряд младшей дружины и исполняли служебные обязанности при княжеском дворе; между ними могли быть несвободные люди, холопы, детские же состояли исключительно из свободных.
Понятие князь как предводителя бродячей дружины и властителя княжества были совершенно иные.
Функции
Сверх военной службы члены младшей дружины исполняют различные поручения князя, сопровождают его в качестве свиты и телохранителей. В советах князей младшая дружина не участвует, за исключением военных советов, на которые допускались даже инородцы, участвовавшие в походе в качестве союзников. В летописи есть упоминания о том, что у некоторых старейших дружинников были свои собственные дружины. Князь содержит дружину на те доходы, которые он получает с волости; кроме того, дружина получает часть военной добычи.
За убийство старшего дружинника взимается двойная вира; с течением времени князья стараются распространить двойную виру и на младших дружинников. В случае смерти князя дружина в основном переходила к его преемнику. Таким образом в княжестве иногда являлось две дружины, старая и новая, между которыми почти всегда возникало соперничество. Первая обыкновенно претендует на старшинство; но вторая естественно пользуется большим доверием князя, с которым она пришла. С утверждением в некоторых областях отдельных ветвей Рюрикова дома дружина приобретает более оседлый, местный характер; в XII веке дружинники владеют уже земельной собственностью. Эта черта постепенно вытесняет на второй план прежние функции боярства — бюрократические и вечевые, как следствие, значение веча и вечевых полков уменьшается. Оснащение основной части войска децентрализуется. Боярство — некогда ближайшие сподвижники князей — начинает противопоставляться их новой непосредственной опоре — двору.
По мере обособления земель-княжений под более устойчивой княжеской властью эта последняя не только усиливалась, но и приобретала местный, территориальный характер. Административная, организующая деятельность её не могла не наложить руку на строй военных сил, притом так, что дружинные войска становятся местными, а городские — княжьими. И судьбы слова «дружина» своими колебаниями свидетельствуют об этом сближении элементов, бывших разнородными. Князья начинают говорить о городовых полках как о «своих» полках, а дружиной называть отряды, составленные из местного населения, не отождествляя их со своей личною дружиной — двором. Понятие о княжой дружине сильно расширилось к концу XII века. Оно объемлет влиятельные верхи общества и всю военную силу княжения. Дружина разделилась на княжой двор и боярство, крупное и рядовое[2].
В Западной Европе
Существование дружин зафиксировано письменными источниками у германцев, вторгшихся на территорию бывшей Римской империи (в основном, в Италии и Франции) и у норманнов на территории северной Франции, северной Германии и Англии. Так же, как и на Руси, функциями дружины были сбор дани, военные походы и защита вождя (короля, князя). Первоначально дружина была исключительно пешим войском. Дружина имела сильное влияние на короля и существовала за счёт добычи, которой король делился с дружинниками. С развитием феодализма дружина уступила место обычному феодальному войску.
Слова, аналогичные по значению и звучанию словам «друг» и «дружина», существовали в некоторых европейских языках: староанглийском (drihtin), старонорвежском (dróttin) исландском (drótt) и других. Считается, что все они произошли от протогерманского druhtinaz — войско, банда.
Примечания
- Алексеев Л. В. Смоленская земля в IХ—XIII вв. / Ответственный редактор доктор исторических наук Я. Н. Щапов. — Москва, 1980. — С. 135—155. — 258 с.
- Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. — М.: Наука, 1993
Литература
- Загоскин Н. П. Очерки организации и происхождения служилого сословия в допетровской Руси. — Каз.: Университ. тип., 1875. — 218 с. — ISBN 978-5-518-06510-9. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- Беляев И. Д. Отношение дружины к земщине // Лекции по Истории Русского Законодательства. — 2-е изд. — М., 1888.
- Погодин М. П. О посадниках, тысяцких, воеводах и тиунах / Временник, I.
- Погодин М. П. Исследование о древней русской аристократии / Москвитянин, 1847.
- Сергеевич В. И. Вече и князь (Русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковиче). — М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1867.
- Ключевский В. О. Боярская Дума Древней Руси. — М.: Товарищ. тип. А. И. Мамонтова, 1909.
- Стефанович П. С. Дружинный строй в Древней Руси и у древних германцев: Существовала ли клятва верности вождю. (правителю)? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32). С. 33—40.
- Стефанович П. С. Понятие верности в отношениях князя и дружины на Руси XII—XIII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 1 (31). С. 72—82.
- Горский А. А. Древнерусская дружина: (К истории генезиса классового общества и государства на Руси) / МГПИ им. В. И. Ленина. — М.: Прометей, 1989. — 124 с.
- Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. — М.: Воениздат, 1992. — 144, [16] с. — (Героическое прошлое нашей Родины). — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00988-0.
- Алпатов С. В., Шамин С. М. Радость в жизни русских князей и дружины (X—XIV в.). Архивная копия от 4 января 2014 на Wayback Machine // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вып. 3: Третьи чтения памяти академика РАН Л. В. Милова. Материалы к международной научной конференции. М., 21—23 ноября 2013; М., 2013. С. 89—93.
- Фетисов А. А. Дружинная культура Древней Руси. // Древнейшие государства Восточной Европы. Образование Древнерусского государства. М., 2012, С. 406—436.
Источники
- Дружина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.