Норвежско-российские отношения

Дипломатические отношения Норвегии и России были установлены в 1905 году после обретения Норвегией независимости. Россия имеет посольство в Осло и консульства в Баренцбурге и Киркенесе; Норвегия содержит посольство в Москве и консульства в Санкт-Петербурге, Мурманске и Архангельске.

Норвежско-российские отношения

Норвегия

Россия
Посольство Норвегии в России
Посол Рюне Ресаланд
Адрес Москва, Поварская ул., 7, стр. 1
Посольство России в Норвегии
Посол Теймураз Рамишвили
Адрес Осло, Драмменсвейен, 74
Прочее
Установлены 30 октября 1905
Товарооборот 1,621 млрд долл. (2018)
Граница 195,8 км

История

Средние века

В VIII—IX веке нашей эры скандинавское население тесно контактировало с Русью. Контакты обусловлены тем, что между скандинавами и русским населением шла активная торговля на пути «Из варяг в греки». Путь скандинавских воинов также пролегал через территорию Руси, так как необходимо было попасть на восток (продажа рабов и быть наёмником у Византийской аристократии) Наибольший наплыв выходцев из Скандинавии на Русь приходится на IX—XI века.Одни из них возвращались на родину, другие оставались навсегда на Руси, третьи уезжали искать денег и славы в более дальние края.Русские, шведские, исландские источники сообщают о регулярном присутствии скандинавов на Руси, в том числе и многих представителей скандинавских правящих династий. Среди них были будущий норвежский конунг Олав Трюггвасон, креститель Норвегии конунг Олав Харальдссон (Святой), его сын Магнус Олавссон — будущий конунг Магнус Добрый.

Первые упоминания об установлении официальных двусторонних отношений датируются XIII веком, в частности, в исландской «Саге о Хаконе Хаконарсоне» авторства Стурлы Тордарсона[1]. В результате договоров 1251 и 1326 годов между Новгородской республикой и Норвегией закрепляется межгосударственная граница. Общая протяжённость границы в настоящее время — 219 км (из них 23 км по морю)[2].

Отношения Российской империи и Норвегии

В 1826 году была установлена современная российско-норвежская граница. В 1905 году Россия первой признала независимость Норвегии от Швеции. В период с 1905- по 1917 год между странами возникли трудности, связанные с использованием и эксплуатацией природных ресурсов на территории Арктики.

Отношения СССР и Норвегии

Консульство Норвегии в Мурманске

После Октябрьской революции в России отношения между странами были прерваны, а 15 февраля 1924 года восстановлены вновь. При этом экономические связи между Советской Россией и Норвегией были установлены ещё 2 сентября 1921 года временным соглашением[3]. Особым и довольно проблематичным пунктом российско-норвежских отношений стал Шпицбергенский трактат 1920 года.

СССР уважал суверенитет Норвегии. Уже в сентябре 1945 года советские войска покинули Северную Норвегию[4]. 4 апреля 1949 года Норвегия вступила в блок НАТО.

Отношения Российской Федерации и Норвегии

После распада СССР Норвегия в числе первых признала государственный суверенитет Российской Федерации.

8 марта 1992 года российский министр иностранных дел Российской Федерации А. В. Козырев подписал в Осло вместе с министром иностранных дел Норвегии Торвальдом Столтенбергом протокол о рабочей программе двухсторонних контактов и сотрудничества[5].

24 апреля 1992 года норвежским правительством был принят долгосрочный план действий по отношению к России и странам Восточной Европы, который предусматривал финансирование проектов сотрудничества в области экологии, строительства демократического общества, рыночной экономики, образования, здравоохранения и культуры. Географическим фокусом программы стал северо-запад России и Прибалтика. К 1997 году (через пять лет после начала реализации программы) в этот регион были направлены три четверти всех ассигнований, в том числе 49 миллионов норвежских крон (около 7 миллионов долларов) на осуществление проектов в Баренц-регионе. Само понятие «Баренц-регион» впервые было употреблено именно 24 апреля 1992 года Т. Столтенбергом и вскоре прочно вошло в международную лексику[6].

О позиции внешнеполитического руководства России того времени можно судить по высказыванию министра иностранных дел России А. В. Козырева 9 января 1993 года в Североморске перед моряками Северного флота: «…Ушло в прошлое разорительное противоборство. По существу у России больше нет постоянных противников. Но есть постоянные интересы, которые лучше отстаивать на принципах сотрудничества и партнерства с внешним миром. Арктика перестаёт быть театром военного соперничества. Здесь накопилось много проблем социальных, экономических, экологических. Для их решения важно привлечь передовые технологии, крупных партнёров, инвесторов…»[6].

Потеплению отношений России и Норвегии должна была способствовать встреча руководителей государств на высшем уровне. Официальный визит Б. Н. Ельцина в Норвегию готовился ещё в 1995 году, но дважды откладывался из-за состояния здоровья российского президента. Визит состоялся только 25-26 марта 1996 года. Главным достижением в тех переговорах стало подписание Декларации об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Норвегия, в которой подчеркивалась роль Баренцева сотрудничества во включении России в европейскую интеграцию[7].

Тем временем, начиная с середины 1990-х годов, отношения России и Норвегии постепенно осложнялись, и не только по вышеназванным экономическим причинам. Российская Федерация, выражая несогласие с действиями НАТО, умаляющими значение ООН в разрешении конфликтов, а с 1999 года — с политикой НАТО на Балканах (военные действия против Республики Югославии по поводу конфликта в Косово), сначала ограничила, а затем «заморозила» своё сотрудничество с НАТО даже в рамках программы «Партнёрство во имя мира». Ухудшению отношений способствовала готовность норвежского правительства начать совместные военные учения НАТО вблизи границ России и обсуждение по инициативе США перспектив проведения совместных с Норвегией исследований в районе архипелага Шпицберген с участием военно-морских и военно-воздушных сил двух союзных стран. В 1998 году произошёл шпионский скандал между Россией и Норвегией, закончившийся взаимным выдворением дипломатических работников, обвинённых в «деятельности, несовместимой с их дипломатическим статусом». В 1999 году посол РФ в Осло Юлий Квицинский передал норвежскому МИДу ноту, в которой действия береговой охраны против мурманских рыбаков признавались дискриминационными.

Премьер-министр Норвегии Кьель Магне Бондевик, несмотря на перечисленные моменты осложнения отношений, признавал: «Отношения с Россией остаются фундаментальным элементом норвежской политики… Моё правительство стремится вернуться в конструктивное русло и продолжить строительство долгосрочных, стабильных и дружественных связей с нашими русскими соседями».

Спор о морских территориях

Встреча Президента России
Владимира Путина с Премьер-министром Норвегии Эрной Сульберг, 2019 года

Ещё с 1970 года существовал территориальный спор о границе между государствами в Баренцевом море. Суть его сводится к тому, что Россия проводила границу вдоль побережья острова Шпицберген, Норвегия полагала, что граница должна находиться равноудалённо от Шпицбергена с одной стороны и Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля с другой. Поскольку государства находились в дружественных отношениях, спор о границе редко вытекал в какие-либо акции, изредка происходили задержания российских рыболовецких судов. Однако в дальнейшем спор обострился, так как в Баренцевом море в том числе и на спорных территориях были обнаружены запасы углеводородов. В апреле 2010 года стороны пришли к соглашению, что новая делимитационная линия разделит спорную территорию на две равные части[8], окончательно 40-летний спор был урегулирован 15 сентября 2010 года после подписания договора «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» передачей 90 тысяч км² в пользу Норвегии (см. Демаркация российско-норвежской границы (2010))[9].

Норвегия не входит в ЕС, однако в апреле 2014 года Норвегия присоединилась к санкциям Европейского союза против России, введённым в связи с присоединением Крыма к России и вооружённым конфликтом на востоке Украины[10]. В августе 2014 года в качестве ответной меры Россия ввела годовое эмбарго на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из ряда стран, поддержавших санкции, в том числе Норвегии[11]; в дальнейшем взаимные санкции регулярно продлевались.

Примечания

  1. Tatjana N. Jackson. On the date of the first Russian–Norwegian border treaty // Acta Borealia. — 2004-12-01. Т. 21, вып. 2. С. 87—97. ISSN 0800-3831. doi:10.1080/08003830410001895.
  2. О российско-норвежских отношениях на сайте Министерства иностранных дел РФ (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 мая 2009. Архивировано 7 сентября 2012 года.
  3. Советско-норвежские соглашения — статья из Большой советской энциклопедии. .
  4. Быстрова Н. Е. Послевоенные тревоги 1945 г.: поиски компромиссов на пути к конфронтации // 1945 год: формирование основ послевоенного мироустройства. — Киров: Радуга — ПРЕСС, 2015. — С. 172
  5. Смирнов А. И. Баренцев-Евроарктический регион: российско-норвежские отношения. М., 2002. Стр. 56-110.
  6. Соседи на Крайнем Севере: Россия и Норвегия. От первых контактов до Баренцева сотрудничества. Мурманск, 2001. Стр. 288—390.
  7. Декларация об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Норвегия (недоступная ссылка)
  8. Взять и поделить, Лента.ру (27 апреля 2010).
  9. Россия и Норвегия определились с границей в Баренцевом море, РИА Новости (15 сентября 2010).
  10. Добровольская, Н. Еще пять стран, включая Украину и Норвегию, ввели санкции против РФ. РИА Новости (11 апреля 2014). Дата обращения: 13 августа 2014.
  11. Бутрин, Д.; Шаповалов, А. Продуктовый отпор. Коммерсантъ (8 августа 2014). Дата обращения: 13 августа 2014.

Литература

  • Соседи на Крайнем Севере: Россия и Норвегия: От первых контактов до Баренцева сотрудничества. Учебное пособие / Под ред. Т. Т. Фёдоровой. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2001. — 384 с. 1000 экз. — ISBN 5-85510-241-6.
  • Jen Petter Nielsen and Konstantin Zaikov. Norway's Hard and Soft Borders towards Russia // Imagined, Negotiated, Remembered : Constructing European Borders and Borderlands (англ.) / Edited by: Kimmo Katajala, Maria Lähteenmäki. — LIT Verlag, 2012. — P. 67—84. — 240 p. — ISBN 3643902573. — ISBN 978-3643902573

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.