Кыпчакские диалекты узбекского языка
Кыпча́кские диале́кты узбе́кского языка́ (кыпчакское наречие узбекского языка[1]) — группа говоров узбекского языка, распространенных главным образом в Узбекистане и Таджикистане. Общее число носителей остается невыясненным.
Кыпчакские диалекты узбекского языка | |
---|---|
Страны | Узбекистан, Таджикистан, Средняя Азия |
Классификация | |
Категория | Языки Евразии |
Алтайские языки (спорно) |
|
Письменность | латиница, кириллица, арабский алфавит (Узбекская письменность) |
История
Проникновение кыпчакских говоров на территорию Узбекистана и Таджикистана началось в раннем средневековье и усилилось в эпоху государства Хорезмшахов, а более мощная волна связана прежде всего с миграцией кочевых узбеков в Мавераннахр и Хорасан в XV—XVII вв. В 1500—1510 гг. часть дешти-кыпчакских племен во главе с Шейбанидами проникли сначала в Мавераннахр и Хорасан, а позднее — в Хорезм и Ферганскую долину[2]. В начале XVI века в Ферганскую долину проникли узбекские племена, а в первой половине XVII века — кыпчаки[3].
На протяжении XVI—XVIII вв. часть дешти-кыпчакских племен перешло на карлукско-чигильское наречие численно преобладающего местного населения. Переход на карлукско-чигильский диалект фиксируется у таких родовых групп, как катаганы[4] и мангыты[5]. Кыпчакский говор сохраняется у кураминцев, лакаев, кыпчаков, кунгратов, дурманов[6], а также частично у некоторых групп мингов, юзов и кырков[7].
Распространение
Традиционно считается, что кыпчакские говоры распространены в отдельных районах Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Самаркандской, Навоийской и Джизакской областей, а также в Таджикистане[8]. По другим данным, представители этого наречия проживают во всех областях Узбекистана и на территории соседних республик[1].
Точная численность носителей кыпчакского наречия не выяснялась и может определяться приблизительно. Кроме того, в XX веке под влиянием школьного образования, СМИ и популярной культуры большое количество носителей, особенно молодое поколение, перешло на общеузбекский, наиболее близкий к карлукско-чигильскому диалекту узбекского языка.
Районы Узбекистана, где распространены кыпчакские говоры:
- Ташкентская область:
- Ахангаранский район;
- Аккурганский район;
- Пскентский район.
- Наманганская область:
- Уйчинский район;
- Туракурганский район.
- Самаркандская область:
- Булунгурский район;
- Джамбайский район;
- Иштиханский район;
- Кошрабатский район;
- Пахтачинский район.
- Кашкадарьинская область:
- Чиракчинский район;
- Камашинский район;
- Сурхандарьинская область:
- Узунский район;
- Джаркурганский район;
- Кумкурганский район;
- Алтынсайский район;
- Шурчинский район;
- Музрабадский район;
- Кызырыкский район.
Носители кыпчакских говоров дисперсно проживают в Джизакской, Навоийской областях и Республике Каракалпакстан.
Характеристика и классификация
Кыпчакский диалект обнаруживает близость со средневековым кыпчакско-огузским литературным языком Дашты-кыпчака с одной стороны, и с татарским языком — с другой. Это объясняется происхождением и историческими перемещениями диалекта.
Несмотря на значительные кыпчакские элементы в фонетике и лексике, на кыпчакские говоры оказали большое влияние карлукские говоры, в результате чего они хорошо взаимопонимаемы. Карлукское влияние сказалось на фонетике (окание), лексике и грамматике кыпчакских говоров. Сформировались переходные — кыпчакско-карлукские и кыпчакско-огузские — говоры[1].
Кыпчакский диалект узбекского языка традиционно включает джекающие, йекающие, экающие, окающие группы говоров[1].
Фонетика
Характерные признаки кыпчакского наречия:
- наличие контрастирующих гласных (ә — а, и — ы, о — ө, у — ұ) и в связи с этим сохранение сингармонизма;
- дифтонгизация анлаутных гласных э, о, ө;
- переход анлаутного й>дж в джекающих говорах: джахшы (ср. яхши) «хороший»;
- отпадение конечных согласных к, қ: кичи (ср. кичик) «маленький»; аччы (ср. аччиқ) «горький, кислый»; соры (ср. сариқ) «желтый»;
- переход ғ>в, г>й: оғиз>овыз «рот»; таги>тийи «низ»; жиҳоз>жувоз «аппаратура»;
- чередование -н, -д, -т в аффиксках родительного и винительного падежей.
Окание характерно для большинства кыпчакских говоров. Акание и сингармонизм сохраняются в говорах кураминцев, ферганских кыпчаков и лакаев
Лексика
Основная часть лексики кыпчакских говоров является общеузбекской и взаимопонимаемой с другими диалектами. Часть лексики кыпчакских говоров является уникальной. Однако она уникальна для каждого говора и не имеет точных сходств.
Слова, характерные для кыпчакских говоров Самаркандской и Джизакской областей:
Самаркандско-кыпчакский — Общеузбекский — Русский
- қаллақ — чуқурлик «яма, впадина»;
- ангар — дала «поле»;
- сатил — челак «ведро»;
- олашақшақ — зағизғон «сорока»;
- мой — ёғ «масло, жир».
Слова, характерные для говоров родовой группы лакай:
Лакайский — Общеузбекский — Русский
- бебак — чақалоқ «грудной ребенок»;
- какурт — кафтгир «шумовка»;
- аёқ — коса «миска»;
- тақсимча — лаган «блюдо»;
- жалама — шавла «узбекское национальное блюдо, рисовая каша».
Уникальными в кыпчакских говорах являются коневодческая терминология, названия видов лошадей, некоторые виды хлеба и напитков. Характерные названия различных возрастных категорий лошадей у лакаев: қулун, калтатой, ғўнон, дўнон. Виды лошадей: тўри, жийрон, бўз, ола, тарлон и др. Виды хлеба у лакаев: чапати, табаки, қотирма, қуйбоқ, чегалдак, қуймач и др.
Кыпчакские говоры оказали большое влияние, кроме карлукско-чигильского и огузского наречий узбекского языка, также на многие говоры таджикского языка. Так, многие виды блюд и напитков, а вместе с ними и их названия, были переняты горными таджиками у лакаев и других узбекских родовых групп. К таким относятся қуртоба (напиток из кислого молока), джалама (рисовая каша), маяк (яйцо). В языке таджиков Ходжента и Канибадама имеется ряд кыпчакских узбекизмов, например джуред «идемте» вместо таджикского рафтем, восходящий к общеузбекскому юринг с характерным для кыпчакских говоров переходом й>дж.
Вместе с тем, в некоторых кыпчакских говорах Самаркандской области и Таджикистана встречаются заимствования из таджикского языка, свойственные для Самаркандско-Бухарской группы карлуко-чигильского наречия (общеузбекское чумоли — мўчча от таджикского мўрча «муравей»; общеузбекское ўргимчак — тартанак от таджикского тортанак «паук»; общеузбекское ари — зомбр от таджикского занбур «пчела»).
В культуре
Кыпчакские говоры узбекского языка широко используются в массовой культуре и традиционных народных искусствах. В районах с кыпчакоязычным населением много веков развивалась народное искусство. На кыпчакских говорах исполнялись сказки, песни, народные поэмы — достоны. В различных народных гуляниях, обычаях и играх также использовались эти говоры.
Имеется множество народных поэм — достонов, песен — терма, исполненных сказителями — бахши из Сурхандарьинской, Самаркандской, Джизакской, Кашкадарьинской областей. Большинство этих поэм и песен опубликовано. К таковым относятся шедевр узбекского устного творчества «Алпомиш», поэмы «Маматкарим», «Машриқо», «Орзигул», «Ойчинор» и др. Образцы народных песен и поэм включены в школьную программу узбекской литературы.
Узбеки Байсунского района Сурхандарьинской области сохранили уникальную народную культуру, основанную на устном творчестве. Сказители Байсуна создали огромное количество произведений в различных фольклорных жанрах. Каждый год в Байсуне проводятся фестивали народных искусств, в которых исполняются многочисленные песни, поэмы, сказки. Они исполняются в национальных праздниках — День Независимости, Навруз, различные юбилеи; по центральным телеканалам ежедневно транслируются выступления сказителей и народных исполнителей. Байсун был включен ЮНЕСКО в число 19-ти культурных пространств, которым был присвоен титул «Шедевр устного и нематериального наследия человечества» [9].
Певцы, выходцы из Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Ташкентской областей, исполняют эстрадные композиции на своем диалекте. Особенной популярностью пользуются песни, исполненные на кыпчакских говорах Сурхандарьинской области. Популярные исполнители из Сурхандарьинско-Кашкадарьинского региона:
- группа «Сурхон»;
- Маҳмуд Намозов;
- Ҳосила Раҳимова;
- Адҳамбек Солиев.
Известный певец Тошпўлат Маткаримов, выходец из кураминцев, исполняет песни на кураминском говоре.
См. также
Примечания
- Узбекский язык//Языки мира. Тюркские языки. — Бишкек, 1997. — С. 436.
- Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии. — М.: Изд.Вост.лит., 1958. — С. 51-53.
- Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии. — М.: Изд.Вост.лит, 1958. — С. 179.
- Гази Алим. Катаганы из узбекских племен и их язык. — Илмий фикр, 1930.
- Ишаев А. Мангитский диалект узбекского языка. — Ташкент, 1952.
- Этнический атлас Узбекистана. — Ташкент, 2002. — С. 312.
- Боровков А.К. Вопросы классификации узбекских народных говоров. — Известия АН УзССР, 1953. — С. 58.
- Этнический атлас Узбекистана. — Ташкент, 2002. — С. 310.
- Байсун — удивительный край!