Древнетюркские языки

Древнетюркские языки — обобщённое название тюркской устной речи и ряда письменных источников[1] с V века н. э. до разделения тюркских (без булгарских) на современные группы. Общей классификации не существует, как правило, в древнетюркские записываются тюркские языки, использовавшиеся до X—XIV вв., но возможны и иные хронологические рамки (см. далее).

Древнетюркские языки
Классификация
Категория Языки Евразии
Алтайская семья (гипотеза)
Тюркская ветвь

Состав, связь с современными тюркскими

Общепризнанным является включение в древнетюркские письменных орхоно-енисейского (тукюйского), древнеуйгурского и древнекыргызского (енисейско-кыргызского) и тюркской устной речи соответствующих эпох.

Письменные древнетюркские признаются наддиалектными (койне) и потому обычно не классифицируются в исследовательской литературе на предмет их близости современным подгруппам. По рефлексам -d- и некоторым другим признакам фонетического, грамматического, лексического толка в этих древнеписьменных источниках проглядывают особенности всех современных собственно тюркских, за исключением якутского (что соответствует наблюдениям средневековых учёных об обособленности предков якутов, в тот момент живших по соседству, от енисейских кыргызов); с другой стороны, хронологически датировать оглушение d > t в якутском не представляется возможным.

Реже в состав древнетюркских включаются письменные и устные тюркские, представлявшие уже сформировавшиеся типы речи:

Тем самым, при расширенном понимании хронологические рамки древнетюркских распространяются до начала XX века.

В сборнике «Языки мира. Тюркские языки» 1997 года выделяются следующие хронологические этапы:

  • древнетюркский уровень (V—X вв.);
  • среднетюркский уровень (X—XV вв.);
  • новотюркский уровень (XV—XX вв.).

Из древнетюркских и среднетюркских рассмотрены:

  • язык памятников рунического письма (определён как сложившийся на огузской основе с уйгурскими и кыпчакскими включениями);
  • древнеуйгурский литературный язык (руническое койне с огузо-уйгурской основой и национальными, собственно уйгурскими элементами);
  • орхоно-енисейских надписей язык (определён как близкий к древнеуйгурскому руническому, сплав разнородных признаков, уйгурского и огузского);
  • караханидско-уйгурский язык (хаканский, буграханский) — древнеуйгурский (огузо-уйгурский) и местно-национальные;
  • хорезмско-тюркский (огузо-уйгурский с кыпчакскими вкраплениями);
  • чагатайский;
  • тюрки (среднеазиатский, поволжский, арало-каспийский, северо-кавказский, малоазийский);
  • сельджукский (староанатолийско-тюркский, староосманский);
  • мамлюкско-кыпчакский;
  • половецкий;
  • огузский язык X—XI вв. («этап кристаллизации типовых черт огузской группы»);
  • печенежский;
  • булгарские — собственно булгарский, хазарский, гуннский.

Кратко упоминаются:

  • армяно-кыпчакский;
  • Кодекс Куманикус;
  • карлукская речь в Мукаддимат ал-араб» Замахшари и некоторых дословных тюркских переводах Корана.

В классификации Н. А. Баскакова разграничиваются восточнохуннский древнеогузский V—VIII вв. как орхоно-енисейский, он же тукюйский (ближайшие — тувинский и карагасский, то есть тофаларский) и западнохуннский огузский Х—ХI вв., восточнохуннский древнеуйгурский VIII—IX вв. (примыкает к восточнохуннскому древнеогузскому) и уйгурский караханидский / послекараханидский — карлукско-уйгурские, записанные в западнохуннские. Древнекиргизский значится в восточнохуннских киргизско-кыпчакских. Но фактически в целом Н. А. Баскаков не придерживается родословного древа и карлукские, в частности, занимают переходное положение от восточных к западным.

О. А. Мудрак все древнетюркские от орхоно-енисейского до чагатайского определяет в карлукские в сборнике «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции» 2002 года и в авторской монографии 2009 года[2][3].

Аналогичной трактовки придерживается И. В. Кормушин. Отличие от классификации О. А. Мудрака: О. А. Мудрак традиционно разделяет собственно тюркские на западные (карлукские, к которым причислен в том числе халаджский, кыпчакские, огузские) и восточные, сибирские (якутский, саянские, они же тобаские, хакасские, киргизско-алтайские), в то время как у И. В. Кормушина ближайшими между собой оказываются якутский, тобаские, халаджский и карлукские -j-, выводящиеся из древнеуйгурского[4], в то время как об орхоно-енисейских тюрках и енисейских кыргызах он предполагает, что они использовали не генуинное наречие.

В исследованиях А. В. Дыбо в сборнике «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка» 2006 года древнетюркский первоначально попадает в огузско-карлукско-кыпчакское объединение, караханидско-уйгурский внутри него в карлукско-кыпчакское; по отредактированным спискам оба оказываются в так называемых макроогузских, куда также попадают огузские и халаджский (см. стр. 770, 771). В том же сборнике в разделах, посвящённых современным тюркским подгруппам, и в авторской монографии «Лингвистические контакты ранних тюрков. Лексический фонд» 2007 года, генеалогическая привязка древнетюркских отсутствует, но единство традиционных объединений поставлено под сомнение[5][6]:

  • общетюркские делятся на якутско-долганский и саянские, с одной стороны, и хакасские (кыргызские), карлукско-кыпчакские (карлукские, кыпчакские, центрально-восточные), северноалтайские (примыкают к карлукско-кыпчакским), огузские, с другой;
  • при этом, в частности, узбекский и новоуйгурский не признаются как ближайшие, высказывается предположение о сибирском (кыргызском) происхождении уйгурского.

См. также

Примечания

Литература

Литература на русском языке
Литература на иностранных языках

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.