Сказание о Словене и Русе и городе Словенске

Сказание о Словене и Русе и городе Словенске — новгородское по происхождению легендарно-историческое сочинение XVII века, содержащее позднелетописную легенду о происхождении славян, заселении окрестностей Новгорода племенем словен, их истории до Рюрика, эпических предках русского народа и начале Русского государства[1].

Сказание о Словене и Русе и городе Словенске
Сказа́ніе ѡ҆ слове́нѣ и҆ рꙋ́сѣ и҆ гра́дѣ слове́нсцѣ
Нача́ло вели́комꙋ слове́нскꙋ, є҆́же є҆́сть ны́нѣ вели́кїй но́вьградъ

и др. варианты
Авторы неизвестны
Дата написания первая половина XVII века
Страна
Описывает 2409 год до н. э. — 862 год
Жанр легенды
Содержание история русов от Всемирного потопа до призвания варягов
Персонажи Словен Старый, Рус, Александр Македонский, Рюрик
Противоречит «Повесть временных лет», большинство других русских летописей
Рукописи

более 100 списков:

Текстология

Сохранилось более 100 списков «Сказания…» (с вариантами названий: «Написание о зачале в Славенорустей земли первоначальнаго Великого Новаграда»; «История о зачяле Руския земли и создании Новаграда»; «Начало Словенску, еже есть Великий Новград именуетца» и др.), датированных в основном второй половиной XVII века, в том числе в Летописном своде патриарха Никона 1652—1658 годов, «Хронографе» 1679 года, Новгородской третьей летописи, Мазуринском летописце Исидора Сназина, новгородских Забелинской и Погодинской летописях. Современные издания чаще основываются на списке «Хронографа» 1679 года.

«Сказание…» впервые появляется в сборниках конца 1630-х — начала 1640-х года, переписанных за пределами Новгорода[2]. А. С. Мыльников отметил наличие следов знакомства с «грамотой Александра Македонского славянам», составляющей часть «Сказания…», в стихотворном панегирике профессора Торуньской гимназии Конрада Тамнитиуса, который посвящён матери польского короля Яна Казимира (1640). Начиная с самых ранних списков, в заглавии «Сказания…» читается: «[Выписано] из История печ. Киевского». Ряд исследователей прошлого рассматривал это указание как ссылку на «Синопсис» Иннокентия Гизеля 1674 года, и датировал «Сказание…» более поздним временем

Текст устойчив. Различия между списками, использованные для классификации А. Л. Гольдбергом, незначительны[1].

История

У западных славян была известна легенда о Чехе и Лехе, позднее трансформировавшаяся в легенду о Чехе, Лехе и Русе, родоначальниках славянских народов, которая впервые была зафиксирована в Великопольской хронике XIV века[3][4].

Рус, в западнославянских легендах имевший скромную роль младшего брата или потомка Леха, в русской версии легенды становится вместе со Словеном предком всех славянских народов. «Сказание…» повторяет распространённую легенду о происхождении Рюрика от римского императора Августа. Новым в русской традиции было утверждение о родстве славян с кочевыми народами, прежде всего, скифами (ср. польский сарматизм).

Другие источники «Сказания…» — «Повесть временных лет» и «Сказание о князьях Владимирских», использованные в заключительной части сочинения, а также «грамота Александра Македонского о славянах», латинские списки которой известны с ХV века. Грамота, включённая в «Сказание…», вероятно, восходит к польскому оригиналу. Возможно, источником здесь послужила Хроника Мартина Бельского, русский перевод которой известен с 1584 года.

В «Сказании…» имеется ряд сибирских мотивов (страна «Скирь», сибирское название соболя — «дынка»), в связи с чем А. В. Лаврентьев предположил, что произведение оставлено митрополитом Новгородским Киприаном (1626—1634), ранее архиепископом Тобольским и Сибирским (1620—1626)[1].

В персидском «Собрании историй» начала XII века рассказывается о русах и славянах с упоминанием эпонимов Рус и Саклаб (Славянин).

Содержание

«Сказание…» представляет собой комплекс этногенетических легенд, в которых этнонимы и топонимы, особенно новгородские топонимы, возводятся к именам потомков Ноя. Повествование начинается с рассказа о разделении земли между ними после потопа. Правнуки Иафета Скиф и Зардан (вариант: Казардан) переселились из западных стран в Причерноморье («Ексинопонт»). Позднее их потомки получили название Великой Скифии. От Скифа происходят братья Словен, Рус, Болгар, Коман и Истр («Истер»), равно как хозары («от сих же племени во время последнее и коган сыроядец вскочи»).

По причине усобицы Словен и Рус в 3099 году от Сотворения мира со своими людьми переселились на север. Они долго странствовали, затем пришли к озеру Мойска, позднее получившего название Ильмень («Илмерь»), в честь сестры Словена и Руса Илмеры. Река Мутная была переименована по имени старшего сына Словена в Волхов. На её берегу князь построил город Великий Словенск, позднее названный Новгород. Рус основал Русу (Старая Руса). Аналогично прочие новгородские топонимы возводятся именам родственников князей. Волхов, соответствуя своему имени, был колдуном и прорицателем, он умел преображаться в крокодила и наводил страх на непокорных. «Невегласии» почитали его богом и именовали Перуном, в честь которого Волховом был основан «градок мал на месте Перыня».

Сыновья и внуки Словена и Руса совершали походы до Ледовитого океана, Урала и страны за горами, «рекомой Скирь, иже есть Сибирь». По причине «далняго разстояния пуста и неудобо-проходных морских вод и превысоких гор» Александр Македонский не мог покорить славянских князей и послал им грамоту со «златокованным гербом», в которой подтвердил за ними и их потомками право владения землями «от моря Варяжскаго до моря Хвалимского». В старшем списке имеется рисунок печати Александра Македонского, на котором изображена распластанная одноглавая птица[5]. Князья повесили грамоту в святилище, справа от идола Велеса.

Великий Словенск дважды приходил в запустение и возрождался славянами, приходившими с Дуная вместе с родственными им болгарами и скифами. При втором возрождении, город был построен ниже по течению Волхова. Его «старейшиной и князем» стал Гостомысл. Отсюда славяне заселили всю Восточную и Юго-Восточную Европу. Род Гостомысла пресёкся ещё при его жизни, и он дал новгородцам совет призвать из Прусской земли самодержцев «от рода Августова» — потомков римского императора Августа. Из Пруссии пришёл «курфистр или князь великий» Рюрик[1]. Также в «Сказании…» говорится: «Сын старейшаго князя новгородцкаго Гостомысла, именуемый младый Словен, сей отъиде от отца своего в Чюдь и тамо постави град во имя свое над рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече граду имя Словенеск, и княжив в нем три лета, и умре. Сын же его Избор, сей преименова имя граду своему и нарече Изборск. Сей же князь Избор змием изъяден умре».

Влияние

В середине XVII века «Сказание…» было включено в Летописный патриарший свод 1652 года и, таким образом, признано официальной версией начальной русской истории[1].

«Сказание…» было широко распространено в Русском государстве в XVII—XVIII веках. Свидетельством популярности «Сказания…» во второй половине XVII века являются его критика хорватским учёным XVII века Юрием Крижаничем, использовавшим свод 1652 года в качестве основного источника по русской истории[6], и перевод «грамоты Александра Македонского о славянах» на латинский язык, который, как установил А. С. Мыльников, был выполнен около 1665 года участником посольства Августина Мейерберга Себастианом Главиничем.

Частично используют «Сказание…» «Летопись, сказующая деяния от начала мира бытия до Рождества Христова» Димитрия Ростовского[7] и приписываемая Феофану Прокоповичу «Подробная летопись от начала России до Полтавской Баталии»[8].

Во второй половине XVII—XVIII веках «Сказание…» было использовано во многих исторических компилятивных сочинениях, в числе которых Латухинская Степенная книга Тихона Макарневского, исторические сочинения Тимофея Кифича Каменевича-Рвовского, анонимный «Кроник Псковский», Иоакимовская летопись, В. Н. Татищева Новгородская Забелинская и Новгородская Погодинская летописи, «Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии», в «Кратком описании народа славенскаго» П. Н. Крёкшина.

«Сказанием…» дополнялись списки более ранних летописей, в том числе, Никаноровской, Холмогорской, Никоновской (в списке Арсения Суханова), Степенной книги. В ряде случаев «Сказание…» приплеталось в начале кодекса.

В XVIII—ХIХ веках «Сказание…» использовали авторы провинциальных летописцев, например, Углицкого летописца.

Своей темой «Сказание…» рано привлекло внимание учёных. В. Н. Татищев категорически относил его к разряду «баснословий», в то время как М. В. Ломоносов, особенно в полемике с Г. Ф. Миллером, утверждал наличие в нём отзвуков исторической действительности[9].

Сюжет «Сказания…» обыгран в сказке В. А. Лёвшина «Повесть о богатыре Булате» (1780—1783).

Сведения из «Сказания…» пользовались популярностью у фальсификаторов — А. И. Сулакадзева и составителей «Велесовой книги»[1]. Ряд авторов фолк-хистори (А. И. Асов, В. Н. Дёмин и др.) утверждают достоверность изложенных в «Сказании…» сведений — направления миграций, которые авторы связывают с перемещением «ариев», якобы предков словен и русов, времени их выхода к Мойско (Ильменю), участия в ряде ярких исторических событий[10]. События «Сказания…» считаются достоверными у некоторых родноверов. Так, в союзе родноверческих общин «Велесов круг» (руководитель Илья Черкасов — волхв Велеслав) летоисчисление ведётся от 2409 года до н. э., «от основания Словенска Великого»[11].

См. также

Примечания

  1. Буланин Д. М., Турилов А. А. Сказание о Словене и Русе // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 3 : (XVII в.), ч. 3 : П—С / ред. Д. М. Буланин. 1998. С. 444—447.
  2. РГБ, собр. Андронова, № 2, л. 136—137 об., ок. 1638 г. — великоустюжская рукопись; ГИМ, собр. Уварова, № 1819 (553) (396), л. 193 об. — 202, ок. 1642 г.
  3. В. Л. Янин и др. Предисловие // Великая хроника о Польше, Руси и их соседях. М., 1987.
  4. Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI — начала XVIII века. — 2-е изд. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. — 320 с. — (Slavica Petropolitana). — ISBN 5-85803-063-7.
  5. РГБ, собр. Андронова, № 2, л. 138.
  6. Юрий Крижанич. Политика / Подгот. В. В. Зеленина, пер. и комм. А. Л. Гольдберга. М., 1965. С. 283—284.
  7. Третье отделение. О начале древнего славенского народа // Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского: В 5 томах. — 7-е изд. М.: В Синодальной Тип., 1849. — Т. 4. Содержащий в себе Летопись, сказующую деяния от начала мира бытия до Рождества Христова.
  8. Подробная летопись от начала России до Полтавской Баталии: В 4 частях / Под ред. И. Н. Болтина и Н. А. Львова. — 1-е изд. СПб.: Печ. у И. К. Шнора, 1798. — Т. I. — С. 1-12. — XXVI, 233 с.
  9. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М. ; Л., 1952. Т. 6. С. 38, примеч. 5, 194—195, 296, 554—555.
  10. Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. М.: Новое литературное обозрение, 2015. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
  11. Шнирельман В. А. Русское родноверие : неоязычество и национализм в современной России. М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2012. — xiv + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9.

Издания

Литература

  • Шамбинаго С. К. Иоакимовская летопись // ИЗ. — М., 1927. — Т. 21. — С. 254, 270;
  • Очерки истории исторической науки в СССР. — М., 1955. — Т. 1. — С. 95—96;
  • Азбелев С. Н. Новгородские летописи XVII в. — Новгород, 1960;
  • Николаева М. В. О некоторых источниках «Подробной летописи»: («Синопсис», «Сказание о граде Славенске») // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л., 1969. — Т. 24. — С. 344—348;
  • Гольдберг А. Л. Легендарная повесть XVII в. о древнейшей истории Руси // ВИД. — Л., 1982. — Т. 13. С. 50—63;
  • Лаврентьев А. В. Свод 1652 г. памятник русского летописания XVII в. Автореф. дисс.... канд. ист. наук. — М., 1984. — С. 11;
  • Лаврентьев А. В. Летописный свод 1652 года как источник для изучения русской средневековой повести XV—XVII вв. // Русская книжность XV—XIX вв. — М., 1989. — С. 164—168. (Труды ГИМ, вып. 71);
  • Носов Е. Н. Новгородское (Рюриково) городище. — Л., 1990. — С. 192;
  • Лаврентьев А. В., Турилов А. А. «Повесть о Словене и Русе» («Сказание о Великом Словенске») о происхождении и ранней истории славян и Руси // Славяне и их соседи : Миф и история. Происхождение и ранняя история славян в общественном сознании позднего средневековья и раннего Нового времени. Тезисы 15 конференции. — М., 1996. — С. 19—25;
  • Мыльников А. С. Картина славянского мира : Взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI — начала XVIII века. — СПб., 1996. — С. 45—94, 138—203;
  • Лурье Я. С. История России в летописании и восприятии нового времени. Гл. 3. Летописные известия в нарративных источниках XVII—XVIII вв. // Лурье Я. С. Россия древняя и Россия новая. — СПб., 1997;
  • Диба Ю. «Словенська земля» літописних повідомлень про заснування Володимира: До волинського походження Новгородських етногенетичних легенд // Старий Луцьк. Науково-інформаційний збірник. Випуск IX. Матеріали наукової конференції «Любартівські читання», м. Луцьк, 22—23 травня 2013 р. — Луцьк, 2013. — С. 93—113.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.