Роковая женщина
Роковая женщина (фр. la femme fatale), вамп — распространённый в литературе и кино образ сексапильной женщины, которая манипулирует мужчинами посредством флирта. Она всегда не та, за кого выдаёт себя вначале. Герою трудно противостоять чарам роковой женщины, которая влечёт его помимо воли; зачастую это влечение приводит к гибели героя.
История
Хотя истоки образа специалисты находят в Библии (Далила, Иезавель, Саломея)[1], оформление знакомого образа роковой обольстительницы приходится на период раннего романтизма[2]. Среди образов носительниц губительной для героя любви, которые проходят по страницам поэм той эпохи, — «Коринфская невеста» у Гёте, загадочная Джеральдина у Кольриджа, Безжалостная красавица и ламия в одноимённой поэме у Китса. Очень часто они приходят за героем из потустороннего мира.
Вслед за такими героинями романтизма, как Коринфская невеста и лесбиянка Кармилла, в немом кино роковая женщина была истолкована как ненасытная сексуальная вампирша, отсюда американский синоним французского термина — vamp. Истоки этого словоупотребления видят в поэме Киплинга «Вампирша», по мотивам которой был в 1915 году снят фильм «Жил-был дурак» с Тедой Бара в главной роли. Ещё раньше Теды Бары типаж роковой женщины воплотила на экране Хелен Гарднер[3][4].
Фильмы-нуар
Для фильма-нуар роковая женщина — такой же неотъемлемый атрибут, как и фигура частного детектива, ведущего расследование[5]. Классический образ хищницы, которая затягивает главного героя в сети своей лжи, создала Барбара Стэнвик в обойме фильмов сороковых, таких, как «Двойная страховка» (1944)[5]. Иногда за фасадом роковой женщины кроется ранимая жертва мужчин более расчётливых и могущественных, чем увлечённый ею главный герой. Такова, например, героиня Риты Хейворт в фильме «Гильда» (1946).
Фигура летальной женщины — женщины-паука — наиболее яркое воплощение женственности в мире нуара. Неодолимо соблазнительная, двуличная и ненасытная в постели — её толковали как симптом типичной мужской фобии по поводу женщины как существа, способного оскопить и проглотить жертву противоположного пола. Она бросает вызов патриархальному обществу своей независимостью, своим умом и находчивостью. Она никак не вписывается в расхожее представление о том, что женщина в состоянии полностью реализовать себя в качестве жены и матери. Её внешний вид всегда сексуален, с длинными распущенными волосами, откровенными костюмами, которые подчёркивают длинные, чувственные ноги, а также с ярким макияжем[6].
- Барбара Стэнвик создала вереницу образов беспринципных хищниц в фильмах 1940-х гг.
- Энн Сэвидж в фильме «Объезд» (1945) — жертва и хищница в одном лице
- В фильме Фрица Ланга «Улица греха» (1945) героиня Джоан Беннетт пускает под откос карьеру талантливого художника
Роковой мужчина
Зеркальным отражением образа роковой женщины в литературе романтизма был образ рокового мужчины (l’homme fatal), каковы, например, дон Жуан, Печорин или Хитклифф[8]. В киноведении этим термином также обозначают мужчину, который встаёт на место роковой женщины в нео-нуарах на гомосексуальную тематику (например, «Керель» Фассбиндера или «Дурное воспитание» Альмодовара)[9].
Примечания
- Toni Bentley. Sisters of Salome. Uinversity of Nebraska Press, 2005. Page 28.
- Adriana Craciun. Fatal Women of Romanticism. Cambridge University Press, 2003. ISBN 9780521816687. Page 16.
- Фелиция Фистер. Обзор фильма «Клеопатра» (1912) (англ.) на сайте tcm.com
- Джой Уоллес Дикинсон. Early Screen Queen Turns Heads Again (англ.) на сайте orlandosentinel.com, 25 марта 2001
- Andrew Spicer. Film Noir. ISBN 9780582437128. Pages 90, 100.
- Andrew Spicer. Historical Dictionary of Film Noir. Scarecrow Press, 2010. Page 329.
- Sheri Chinen Biesen. Blackout: World War II And The Origins Of Film Noir. The Johns Hopkins University Press, 2005. Page 146.
- Leo Weinstein. The Metamorphoses of Don Juan. Stanford University Press, 1959. Page 87.
- Johnson, Reed. A leading man of the world (англ.), Los Angeles Times (31 December 2006). Дата обращения 15 октября 2018.