Роковая женщина

Роковая женщина (фр. la femme fatale), вамп — распространённый в литературе и кино образ сексапильной женщины, которая манипулирует мужчинами посредством флирта. Она всегда не та, за кого выдаёт себя вначале. Герою трудно противостоять чарам роковой женщины, которая влечёт его помимо воли; зачастую это влечение приводит к гибели героя.

Элис Эйс и Бёрт Френч в фильме «Вампир» 1913 года

История

Хотя истоки образа специалисты находят в Библии (Далила, Иезавель, Саломея)[1], оформление знакомого образа роковой обольстительницы приходится на период раннего романтизма[2]. Среди образов носительниц губительной для героя любви, которые проходят по страницам поэм той эпохи, — «Коринфская невеста» у Гёте, загадочная Джеральдина у Кольриджа, Безжалостная красавица и ламия в одноимённой поэме у Китса. Очень часто они приходят за героем из потустороннего мира.

Вслед за такими героинями романтизма, как Коринфская невеста и лесбиянка Кармилла, в немом кино роковая женщина была истолкована как ненасытная сексуальная вампирша, отсюда американский синоним французского термина — vamp. Истоки этого словоупотребления видят в поэме Киплинга «Вампирша», по мотивам которой был в 1915 году снят фильм «Жил-был дурак» с Тедой Бара в главной роли. Ещё раньше Теды Бары типаж роковой женщины воплотила на экране Хелен Гарднер[3][4].

Фильмы-нуар

Для фильма-нуар роковая женщина — такой же неотъемлемый атрибут, как и фигура частного детектива, ведущего расследование[5]. Классический образ хищницы, которая затягивает главного героя в сети своей лжи, создала Барбара Стэнвик в обойме фильмов сороковых, таких, как «Двойная страховка» (1944)[5]. Иногда за фасадом роковой женщины кроется ранимая жертва мужчин более расчётливых и могущественных, чем увлечённый ею главный герой. Такова, например, героиня Риты Хейворт в фильме «Гильда» (1946).

Фигура летальной женщины — женщины-паука — наиболее яркое воплощение женственности в мире нуара. Неодолимо соблазнительная, двуличная и ненасытная в постели — её толковали как симптом типичной мужской фобии по поводу женщины как существа, способного оскопить и проглотить жертву противоположного пола. Она бросает вызов патриархальному обществу своей независимостью, своим умом и находчивостью. Она никак не вписывается в расхожее представление о том, что женщина в состоянии полностью реализовать себя в качестве жены и матери. Её внешний вид всегда сексуален, с длинными распущенными волосами, откровенными костюмами, которые подчёркивают длинные, чувственные ноги, а также с ярким макияжем[6].

Роковой мужчина

Зеркальным отражением образа роковой женщины в литературе романтизма был образ рокового мужчины (l’homme fatal), каковы, например, дон Жуан, Печорин или Хитклифф[8]. В киноведении этим термином также обозначают мужчину, который встаёт на место роковой женщины в нео-нуарах на гомосексуальную тематику (например, «Керель» Фассбиндера или «Дурное воспитание» Альмодовара)[9].

См. также

Примечания

  1. Toni Bentley. Sisters of Salome. Uinversity of Nebraska Press, 2005. Page 28.
  2. Adriana Craciun. Fatal Women of Romanticism. Cambridge University Press, 2003. ISBN 9780521816687. Page 16.
  3. Фелиция Фистер. Обзор фильма «Клеопатра» (1912)  (англ.) на сайте tcm.com
  4. Джой Уоллес Дикинсон. Early Screen Queen Turns Heads Again  (англ.) на сайте orlandosentinel.com, 25 марта 2001
  5. Andrew Spicer. Film Noir. ISBN 9780582437128. Pages 90, 100.
  6. Andrew Spicer. Historical Dictionary of Film Noir. Scarecrow Press, 2010. Page 329.
  7. Sheri Chinen Biesen. Blackout: World War II And The Origins Of Film Noir. The Johns Hopkins University Press, 2005. Page 146.
  8. Leo Weinstein. The Metamorphoses of Don Juan. Stanford University Press, 1959. Page 87.
  9. Johnson, Reed. A leading man of the world (англ.), Los Angeles Times (31 December 2006). Дата обращения 15 октября 2018.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.