Сталинская архитектура

Ста́линская архитекту́ра — обобщающий термин для ретроспективной архитектуры эпохи правления И. В. Сталина[1] в СССР с начала 1930-х годов до середины 1950-х годов.

Главный корпус МГУ
Москва, Министерство иностранных дел, арх. Владимир Гельфрейх

Пришедшая на смену архитектуре авангарда в период правления И. В. Сталина, архитектурная политика 1930—1950-х годов способствовала становлению государственного монументального стиля, во многих чертах близкого к ампиру, неоклассике и ар-деко. Нередко сталинскую архитектуру, с её монументализмом, идеологичностью, культом героического прошлого, рассматривают в контексте тоталитарной архитектуры XX века и усматривают в ней типологически сходные черты с современной ей итальянской и немецкой архитектурой. Впрочем, в сталинской архитектуре обнаруживаются сходства и с неоклассическими направлениями первой половины XX века, например, застройкой США и североевропейским неоклассицизмом.

После окончания Второй мировой войны сталинская архитектура, достигшая своей зрелости и широко распространившаяся по городам СССР, проникла в страны Восточной Европы, Китай, КНДР.

В России начала XXI века наблюдается интерес к сталинской архитектуре, проявляющийся в её научном изучении, а также попытках её упрощенного копирования («новые сталинки») и реконструкции зданий. Сталинская архитектура встречала и встречает самые полярные оценки — от признания её выдающимся достижением советского и в целом мирового зодчества до полного отрицания в ней какой-либо эстетической и художественной ценности. В значительной степени подобные расхождения в оценках архитектурного стиля связаны с неоднозначностью оценки самого сталинского периода в истории СССР.

Краткая характеристика направления

Капители железнодорожного вокзала станции Сочи.

Отличительные черты стиля: комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания на основе социалистической урбанистики.

Возникновение и развитие направления

Периодизация

Жилой дом (Свердловск, 1932), арх. Оранский

В советской архитектуре 1918—1955 гг. выделяется два периода:

  • Период с 1918 по 1932 годы был временем архитектурного авангарда, когда предлагались и широко воплощались самые революционные градостроительные, дизайнерские и архитектурные проекты в духе конструктивизма. В это время существовал активный обмен идеями и проектами между западными и российскими архитекторами, отталкивавшимися от архитектурного наследия предшествующих эпох.
  • После этого произошёл переход к отчетливо ретроспективной архитектуре, которую можно условно именовать «советским монументальным историзмом» (по выражению А. Ю. Броновицкой). Границей перехода к новой архитектуре стал, во-первых, конкурс на проектирование Дворца Советов, после завершения которого подавляющее большинство новых архитектурных объектов строилось в новом стиле (с лета 1932 года к строительству в СССР не принимался ни один проект, созданный в стиле строгого конструктивизма)[2], и, во-вторых, массовый снос дореволюционных исторических зданий в Москве (ноябрь 1934 года). В 1934 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами. Это создание дворцов культуры, спортивных комплексов, индустриальных центров, санаториев и пионерских лагерей. Архитекторы в этот период работают в больших творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, зодчих и художников, которыми руководят лидеры советской архитектуры. Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов. «Советский монументальный историзм» в целом обрёл окончательные черты к концу 1930-х годов и распространился на многие крупные и малые провинциальные города уже в послевоенное время. В главных чертах, это архитектурное направление сформировалась в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Конкурсы проходили в несколько этапов, при открытом обсуждении, и выявили ярких талантливых художников. Работы победителя этих конкурсов — Б. М. Иофана, стали яркой страницей предвоенной архитектуры. Вторым направлением архитектуры 1930-х стала неоклассика, неоренессанс, во главе с И. В. Жолтовским.
  • Уже в период Великой Отечественной войны архитекторы начинают работать над проектами восстановления разрушенных городов, мемориалами и триумфальными арками для встречи советских героев. В художественном образе этих произведений был оптимизм победы.[3] В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов. Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное произведение должно было внушать уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. Яркими примерами являются Главное здание МГУ, комплекс павильонов ВСХВ, здание МИД СССР на Смоленской-Сенной площади[2].

Переходный период

Переход от авангарда к «монументальному классицизму» (1931—1938 гг.) не был одномоментным: некоторые специалисты считают архитектуру этого периода постконструктивизмом, другие исследователи называют его советским вариантом ар-деко. Примером архитектуры переходного периода является здание Фрунзенского универмага в Ленинграде, Академии РККА им. М. В. Фрунзе и хорошо известный «Дом на набережной» в Москве. Сооружения этого времени, относительно декорированные внешне, сохраняли или комбинировали в своей планировке конструктивистские основы вместе с классическими пропорциями.

Закат монументального историзма

Завершение периода архитектуры «советского монументального историзма» произошло после выхода инициированного Н. С. Хрущёвым Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»[4], а также целый ряд других программных документов («О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства», «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» и другие). После этого началась коренная перестройка советской архитектуры и строительной отрасли, связанная с переходом на широкую индустриализацию, стандартизацию и унификацию, необходимую для скорейшего удовлетворения населения страны жильем и общественно-бытовыми учреждениями. Сталинская архитектура к этому времени по ряду оценок достигла своего кризиса, наметилась тенденция к «тиражированию» одних и тех же декоративных решений, часто не только ухудшавшая художественный уровень исполнения отделки фасадов, но и удорожавшая работы по сооружению зданий, что оценивалось особенно негативно в свете запланированного перехода к массовому жилищному строительству. Новая архитектура более аскетична, «функциональна», опиралась на сравнительно небольшой круг типовых проектов и предполагала массовое строительство с использованием произведенных на строительных заводах стандартных блоков и конструкций. Это обусловило полную смену парадигмы советского градостроения, переход к качественно иной структуре жилых районов, появление новых методов проектирования и строительства. Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, реализация этой программы привела к массовому упрощению проектов, снижению их эстетических качеств и фактическому сужению простора для творчества архитекторов по сравнению с «тоталитарным» сталинским периодом.

Несмотря на это, здания по «сталинским» проектам с упрощённым декором продолжали возводиться во многих городах ещё в конце 1950-х — начале 1960-х годов, параллельно со строениями в новом официальном стиле. Например, застройка центрального района Дзержинска началась в 1958—1959 годах с возведения по улице Ленина со стороны Дома Культуры Химиков типичных «сталинок» с отсутствующими декоративными элементами на фасадах, а завершилась в 1964—1966 годах уже типичными пятиэтажными «хрущевками» со стороны улицы Гайдара, при сохранении в общих чертах исходной планировки по проекту архитекторов Л. А. Салищева и А. Ф. Кусакина середины 1950-х годов.

Элементы различных стилей в сталинской архитектуре

Ар-деко

В сталинской архитектуре ар-деко занимает особое место. Практически все крупные объекты и ансамбли в Москве — библиотека им. В. И. Ленина, довоенные павильоны ВСХВ и станции Московского метрополитена, а также высотные здания 1940-50-х гг — по своим особенностям и конструктивно-художественным решениям несут в себе черты стиля ар-деко. В довоенной Москве стиль ар-деко занял лидирующее место в архитектуре в ходе проектирования здания Дворца Советов.[5] В архитектуре Московского метрополитена стиль ар-деко наиболее ярко был представлен станциями «Дворец Советов» (Кропоткинская), «Сокол», «Аэропорт», «Маяковская» и др. К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов В. Г. Гельфрейха, А. Н. Душкина, А. Я. Лангмана, Е. А. Левинсона, Б. М. Иофана, Д. Ф. Фридмана, В. А. Щуко и др. В мировом масштабе советская версия ар-деко стала известна благодаря выставочным павильонам СССР на Всемирных выставках 1937 и 1939-х гг.

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное десятилетие ар-деко приобрёл ярко выраженные черты ретроспективизма, при этом сохраняя основные принципы стиля: современное конструктивное решение, закономерность и чёткость, национальные мотивы и роскошные (дорогие) отделочные материалы. Такими примерами стали почти все послевоенные станции Московского метрополитена, высотные здания, общее художественное решение реконструированной ВСХВ, ряд зданий в Москве, Минске и в других городах СССР. Последним крупным объектом, полностью совпадающим с основными принципами стиля, стала первая очередь Петербургского метрополитена.

Неоклассицизм

В сталинской архитектуре неоклассика занимала центральную и лидирующую роль наряду с ар-деко. Советский неоклассицизм основывался на наследии античности и ренессанса, и развивался благодаря активной позиции еще дореволюционных мастеров. Основоположниками советского неоклассицизма стали такие выдающиеся архитекторы как И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев и др.[6] Характерная ансамблевость и целостность образа стала основой для последующего развития сталинской архитектуры, что было отражено в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года. Одним из самых первых зданий в стиле неоклассицизма стал знаменитый дом на Моховой, построенный по проекту И. В. Жолтовского, и восходящий к стилю Палладио. Это, по выражению Виктора Веснина, был «последний гвоздь в гроб конструктивизма». В период с 1931 по 1955 год в стиле неоклассицизма были значительно перестроены такие большие транспортные магистрали, как улица Горького, Ленинский, Ленинградский и Кутузовский проспекты, Садовое кольцо и др. В послевоенной архитектуре неоклассицизм стал определяющим стилем в планировке и застройке таких восстанавливаемых городов, как Калинин, Минск, Сталинград и др. К сталинской неоклассике относятся почти все серии типовых двух- и трёхэтажек, именуемых в народе «немецкими» домами, которые, вопреки слухам, являются произведениями советских архитекторов. Уже к началу 1950-х годов неоклассицизм «переродился» в сталинский ампир, а в 1955 году, наряду со всей архитектурной традицией, неоклассицизм был практически запрещён как развивающийся стиль.

Ампир

Здания в стиле ампир (так называемый «сталинский ампир») логично продолжили традиции первого этапа стиля, длившегося почти большую часть XIX века. Сочетая классические пропорции и основные символические мотивы во внешней отделке, ампир был развит и существенно расширен, где фигурировали в лепных украшениях героизированные люди разных профессий. Фасады подчёркнуты укрупнённым композитным ордером, и очень часто применялся в цокольных этажах руст. Главным отличительным примером сталинского ампира является портик и парадная фасадная композиция. Часто термином «сталинский ампир» огульно именуют и сталинские высотки, и ансамбли ВСХВ, и оформление станций Московского метрополитена, которые являются ампирными только отчасти, в целом же представляют собой примеры ретроспективизма с привкусом ар-деко.

Эклектика и постройки в других стилях

Сталинская архитектура, будучи интернациональным направлением в искусстве, в архитектуре выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, соответствующих каждому национальному направлению республик и областей. Наиболее ярко это движение было выражено в элементах декоративного оформления Высотных зданий, станций метрополитена, в республиканских и областных центрах и т. д. Самым главным примером подобного подхода стал ансамбль Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки, реконструированный в 1950—1954-х гг. Будучи решённым в общем стиле ар-деко, каждый павильон выставки представлял собой выражение каждого региона или отрасли, что давало архитекторам серьёзную задачу работы в нескольких архитектурных стилях одновременно. Особенно яркими работами стали павильоны по проекту Жукова, Полупанова, Кликса, Ревякина, Ашастина, Ефимова и др. авторов. К числу лучших примеров в довоенной архитектуре СССР относятся: Театра оперы и балета в Ташкенте, здания Верховного совета и ИМЭЛа в Тбилиси, застройка центральных площадей в Ереване, административные и гражданские сооружения в Баку и в др. городах.

Тоталитаризм и архитектура

Архитектуру сталинского периода отдельные авторы относят к одному из наиболее масштабных проявлений тоталитарной архитектуры (наряду с нацистским неоклассицизмом)[8][9]. Историк архитектуры Дмитрий Хмельницкий отмечает, что тоталитаризм архитектуры данного периода заключался не в стилистике неоклассицизма, использовавшейся и ранее, а в лишении архитекторов право на индивидуализм в работе. Партийные функционеры отвергали авангард и другие современные течения, таким образом единственными вариантами оказывались эклектика и историзм[10].

Сталинская архитектура в городах России

Международное влияние

Сталинская архитектура оказала влияние на архитектуру социалистических стран. Известный пример такого влияния — Дворец культуры и науки в Варшаве (построено по советскому проекту).

В отличие от СССР, в Китае и КНДР строительство зданий в духе сталинской архитектуры продолжалось ещё многие десятилетия после смерти Сталина.

Известные архитекторы — представители стиля

См. также

Примечания

  1. Хмельницкий, 2007, с. 8.
  2. Хмельницкий Д. С. Предисловие // Архитектура Сталина: Психология и стиль / Редактор: Крюкова Е. П.. М.: Прогресс-Традиция, 2007. — С. 6. — 376 с. 1200 экз. — ISBN 5-89626-271-1.
  3. Из истории Советской архитектуры 1941—1945 гг. Документы и материалы. — М.: «Наука», 1978. — 212 с.
  4. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (недоступная ссылка) (04.11.1955). — СовАрх. Дата обращения: 1 августа 2011. Архивировано 16 июля 2014 года.
  5. Бархин А. Д. Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920—1930-х // Academia. Архитектура и строительство.. — 2016. — Вып. № 3.
  6. Более того, многие это были ученики Л. Н. Бенуа. Так обучение у патриарха отечественной педагогики прошли и лидеры дореволюционного Петербурга — А. Е. Белогруд, Ф. И. Лидваль, М. С. Лялевич, В. А. Покровский, М. М. Перетяткович и др., и мастера советской архитектуры — Л. А. Веснин, В. Г. Гельфрейх, Н. Е. Лансере, Е. И. Катонин, Л. В. Руднев, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев и др.
  7. Соковнина В. Как питерцы Екатеринбург строили [по материалам лекции Л. Н. Смирнова // Berlogos: Интернет-журнал о дизайне и архитектуре. — 21.07.2015.]
  8. Тоталитаризм в Европе XX века: : из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. Памятники исторической мысли, 1996. Стр. 229 и след.
  9. С. Г. Иванов. Архитектура в культуротворчестве тоталитаризма. Киев: Стилос, 2001.
  10. Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. — М.: Прогресс-Традиция, 2007.
  11. Краснопрудная улица, Путеводитель по трамвайной Москве
  12. Петр Сытин: «КРАСНОПРУДНАЯ УЛИЦА», 2 июля 2012

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.