Рококо в России

Рококо в России — проявления общеевропейского художественного стиля XVIII века на территории Российской империи. В отличие от барокко и классицизма имело достаточно узкое, камерное распространение.

Характеристика

Ассимиляция форм стиля рококо на российской почве связана, главным образом, с эпохой императрицы Елизаветы Петровны[1], получив продолжение в царствование Екатерины Великой. Интерес Петра III к рококо остается малоисследованным[2], хотя судя по всему, его интересовал немецкий вариант (см. Фридерицианское рококо).

Воздействие рококо распространялось по большей части через портрет, декоративную живопись и орнамент, при этом значительная часть наследия в наше время утрачена[3].

Изобразительное искусство

Живопись

«Кабинет мод и граций» (1764) в Большом Петергофском дворце

Представители россики, приехавшие в Россию в петровское и елизаветинское время (Каравакк, Гроот, Ротари), способствовали становлению новой, русской художественной школы — главным образом, в живописных формах рококо[4]. Один из характернейших примеров — «Кабинет мод и граций» (1764) в Большом Петергофском дворце, украшенный шпалерной развеской девичьих «головок» кисти Пьетро Ротари. (В екатерининское время его картинами украсят Портретную (Кабинет Ротари) в Китайском дворце в Ораниенбауме). Михаил Алленов пишет, что Гроот и Ротари «предложат разные, каждый в своем роде совершенный, варианты рококо. Гроот — утонченный колорист и „костюмер“, с оттенком чуть гротескового юмора (…); Ротари — изощренный „композитор“ малоформатных изображений, великолепный мастер тонального колорита и фарфорово-глянцевой фактуры. (…) Между названными фигурами — целый ряд вариантов рококо, в середине которого можно поставить Ивана Вишнякова»[5].

Характеризуя стилистику живописи рококо, Алленов пишет: «Известная и многократно отмечавшаяся в разных оценочных категориях „легкомысленность“ рококо была художественной задачей стиля, можно сказать, его освободительной миссией. А именно, все величественное, державно-властительное, а потому способное устрашать освобождалось от этой своей способности, лишалось серьезности, пафоса. Кукольность типажа, пристрастие к детскому портрету, неожиданные типологические пересечения, например парадного императорского и костюмированного портрета, — все это черты принципиальной антипатетичности, в которой заявляет о себе дух скептицизма, свойственный „веку Разума“»[6].

Опыт ученика Каравакка Ивана Вишнякова, действительно особенно интересен среди русских представителей рококо. Он своеобразно воспринял уроки западной живописи, переработал воздействие рококо — и соединил это с допетровской традицией. Его «Портрет Сары Фермор» (1750) — «подлинное „русское рококо“, смесь изысканности и примитивности, живописи и парсунности» (по словам А. Эфроса)[7]. Учеником Гроота был Иван Аргунов, шереметьевский крепостной. В творчестве Алексея Антропова рокайльная кукольность «получает неожиданный оборот: его персонажи начинают напоминать ярко раскрашенные глиняные, вроде вятской игрушки, или деревянные портретные скульптуры, воспроизведенные живописным способом»[6].

Учеником Ротари был Фёдор Рокотов, вообще, главные художественные открытия русского рококо все же будут связаны с портретной живописью эпохи Екатерины Великой. Помимо Рокотова, отчетливая рокайльность присуща живописи Дмитрия Левицкого[8]. Камерность и тонкость портретных образов, созданных этим двумя великими мастерами екатерининского времени — характерные черты рококо, которое, в отличие от барокко и классицизма, не было «большим» стилем и испытывало пристальный интерес к конкретной личности человека.

В «прикладной» живописи стилистика рококо ощущалась в гораздо более чистой форме, чем в портретах; см. например десюдепорты Бориса Суходольского[9], декоративные работы Ивана Фирсова.

В середине XVIII века рокайльная стилистика проникает и в иконопись, что видно по творчеству Михаила Фунтусова[10].

Художники

Список художников, в творчестве которых ощутима стилистика рококо, в различной степени энергичности:

приезжие:
русские:

Архитектура

Золотой кабинет в Китайском дворце Ораниенбаума

В архитектуре элементы французского рококо проявлены в творчестве архитектурного гения эпохи Б. Ф. Растрелли Младшего , соединившего в своем неповторимом индивидуальном стиле элементы рокайля, итальянского барокко, классицизма, красочности и декоративной сочности русского народного искусства [11]. Расцвет его творчества приходится на елизаветинскую эпоху. В определении созданного им уникального стиля в истории искусствознания нет единства, его называют русским рококо, елизаветинским барокко, барочно-рокайльным стилем. Существуют сравнения и с прусским, или фридерицианским, рококо [12].

Стиль русского рококо сохраняется и в ранние екатерининские годы (время великой княгини Екатерины Алексеевны), причем особенной популярностью пользуется внутристилевое течение шинуазри[13]. Однако, в отличие от Франции, где этот стиль формировался еще с 1720-х годов, в России он оказывается кратковременным, обрываясь с воцарением императрицы Екатерины, предпочитавшей классицизм и отправившей зодчего Растрелли в 1763 г. в отставку. Как и в странах Западной Европы, но в гораздо большей степени, рококо остается камерным стилем, для личного применения, заметным более в интерьерах и декоре, чем в наружных фасадах.

Практически все здания построены одним мастером, приглашенным великой княгиней Екатериной для строительства своей усадьбы в Ораниенбауме: Антонио Ринальди возводит Китайский дворец в Ораниенбауме, а также другие более мелкие здания в императорских резиденциях под Петербургом. [14].Впрочем, в стиле Ринальди уже явственны черты раннего екатерининского классицизма [15]).

Здания

Китайская деревня

Постройки Ринальди:

Скульптура

Н. Жилле. Портрет Павла I (1765)

В скульптуре рококо проявляется слабо, по сравнению с барокко и классицизмом. Однако все-таки стилистика рококо дает о себе знать и в монументальном «Медном всаднике» работы французского скульптора Фальконе[17]. Шубин, учившийся у французских мастеров рококо, также демонстрирует в своем творчестве отчетливый отпечаток рокайля, хотя и не в такой сильной степени, как у французов («декоративное изящество силуэта, осязательное фактурное „гурманство“ в обработке поверхности и непременный „апломб мастерства“»[18]).

Декоративно-прикладное искусство

Сохранилось большое число камерных произведений декоративно-прикладного искусства (предметов быта), как созданных безымянными русскими мастерами рококо, так и импортированных. Это резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство и т. д.

Литература

В русской литературе черты стилистики рококо появляются достаточно рано: их можно увидеть уже у Тредиаковского в стихах, помещенных как приложение к его переводу прециозного романа Поля Тальмана «Езда в остров Любви» (1730)[19]:

Покинь, Купидо, стрелы:
Уже мы все не целы,
Но сладко уязвлены
Любовною стрелою
Твоею золотою;
Все любви покорены. («Прошение любве»)

Более отчетливо стилистика рококо заметна в литературном наследии Ломоносова, однако она никогда не становится в его творчестве доминирующей, проявляясь лишь в некоторых чертах[19][20]. Позднее Богдановичем будет написана «Душенька» (1778, полное издание 1783) — вольное стихотворное переложение романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона» (1669) — поэма в духе рококо, отчасти стилизованная под русские народные сказки и содержавшая эротические и комические мотивы, противопоставленная героическим поэмам классицизма[21].

Неорококо

Гостиная Александры Федоровны

Неорококо — кратковременное стилистическое направление в рамках эклектики и историзма, когда в XIX веке возводились здания, подражающие настоящему рококо XVIII века[22], а также использовались его элементы в других жанрах искусства, включая моду. В неорококо XIX века принято выделять «второе рококо» и «третье рококо»[23].

Среди русских памятников, отразивших черты этого направления — некоторые интерьеры Дворца великого князя Алексея Александровича в Петербурге[24], Парадная лестница Екатерининского дворца, созданная в 1860—1863 годах Ипполитом Монигетти в стиле «второго рококо»[25]. В этих стилях оформляются интерьеры императорских резиденций: так называемая Розовая гостиная Александры Федоровны с мебелью братьев Гамбс по эскизам Андрея Штакеншнейдера, Золотая гостиная и будуар великой княгини Марии Александровны, также созданные А. Штакеншнейдером и Г. Боссе[26].

Примечания

  1. Даниэль, 2007. С. 276
  2. Дмитрий Швидковский. Краткое рококо Петра III. www.projectclassica.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
  3. Даниэль, 2007. С. 278
  4. Даниэль, 2007. С. 277
  5. Алленов, 2000. С. 56-59
  6. Алленов, 2000. С. 60
  7. Даниэль, 2007. С. 279
  8. Даниэль, 2007. С. 291
  9. Даниэль, 2007. С. 282
  10. Даниэль, 2007. С. 283
  11. В. Г. Власов . Композитный метод архитектуры барочно-рокайльного стиля середины XVIII века Ф. Б. Растрелли и его школы в России // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. Том 2: Классическая архитектура и русский классицизм. - C.73-104
  12. Овсянников Ю. М. . Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини, Растрелли, Росси. — СПб.: Искусство-СПБ, 2-е изд., 2001. 632 с.
  13. Китайский дворец. ИСТОРИЯ ОДНОГО ИНТЕРЬЕРА | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ». www.tg-m.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
  14. В. Г. Власов . Екатерининский классицизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного исмкусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, т. III, 2005. - С.587-599
  15. Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве. archi.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
  16. А. В. Малышева. Шереметевский грот в стиле рококо // Вестник «Зодчий. 21 век» № 1 (62) 2017
  17. Даниэль, 2007. С. 45
  18. Алленов, 2000. С. 91
  19. Морозов А.А. А.А. Морозов. Михаил Васильевич Ломоносов. rvb.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
  20. Морозов А. А. Купидоны Ломоносова: К проблеме барокко и рококо в России XVIII века // «Československá rusistiká». 1970. № 3. S. 105—114
  21. Ипполит Федорович Богданович. rvb.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
  22. Традиции барокко в архитектуре Петербурга середины XIX – начала XX века. archi.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
  23. «Галломания» или чем мы обязаны Франции (рус.), Архи Ру. Дата обращения 12 мая 2018.
  24. Т. А. Малинина, Т. Э. Суздалева. Дворец великого князя Алексея Александровича. 1997
  25. Екатерининский дворец. Парадные залы. Жилые покои. Альбом. archi.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
  26. www.clickmedia.ru. Рококо (мебель и предметы интерьера) в России и за ее пределами | Геридон. Антиквариат. Покупка и продажа.. www.antiquar.pro. Дата обращения: 12 мая 2018.

Библиография

  • Алленов М. М. Русское искусство XVIII — начала XX века. М., 2000
  • Воинов В. С., Костарева И. Оригинальный вариант стиля рококо в России // Архитектура мира, 1995, № 4
  • Гусева Н. Русская мебель в стиле «второго» и «третьего» рококо. М., 2003
  • Даниэль С. Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПб, 2007. С.276-296
  • Морозов А. А. Купидоны Ломоносова: К проблеме барокко и рококо в России XVIII века // «Československá rusistiká». 1970. № 3. S. 105—114
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.