Рококо в России
Рококо в России — проявления общеевропейского художественного стиля XVIII века на территории Российской империи. В отличие от барокко и классицизма имело достаточно узкое, камерное распространение.
Характеристика
Ассимиляция форм стиля рококо на российской почве связана, главным образом, с эпохой императрицы Елизаветы Петровны[1], получив продолжение в царствование Екатерины Великой. Интерес Петра III к рококо остается малоисследованным[2], хотя судя по всему, его интересовал немецкий вариант (см. Фридерицианское рококо).
Воздействие рококо распространялось по большей части через портрет, декоративную живопись и орнамент, при этом значительная часть наследия в наше время утрачена[3].
Изобразительное искусство
Живопись
Представители россики, приехавшие в Россию в петровское и елизаветинское время (Каравакк, Гроот, Ротари), способствовали становлению новой, русской художественной школы — главным образом, в живописных формах рококо[4]. Один из характернейших примеров — «Кабинет мод и граций» (1764) в Большом Петергофском дворце, украшенный шпалерной развеской девичьих «головок» кисти Пьетро Ротари. (В екатерининское время его картинами украсят Портретную (Кабинет Ротари) в Китайском дворце в Ораниенбауме). Михаил Алленов пишет, что Гроот и Ротари «предложат разные, каждый в своем роде совершенный, варианты рококо. Гроот — утонченный колорист и „костюмер“, с оттенком чуть гротескового юмора (…); Ротари — изощренный „композитор“ малоформатных изображений, великолепный мастер тонального колорита и фарфорово-глянцевой фактуры. (…) Между названными фигурами — целый ряд вариантов рококо, в середине которого можно поставить Ивана Вишнякова»[5].
Характеризуя стилистику живописи рококо, Алленов пишет: «Известная и многократно отмечавшаяся в разных оценочных категориях „легкомысленность“ рококо была художественной задачей стиля, можно сказать, его освободительной миссией. А именно, все величественное, державно-властительное, а потому способное устрашать освобождалось от этой своей способности, лишалось серьезности, пафоса. Кукольность типажа, пристрастие к детскому портрету, неожиданные типологические пересечения, например парадного императорского и костюмированного портрета, — все это черты принципиальной антипатетичности, в которой заявляет о себе дух скептицизма, свойственный „веку Разума“»[6].
Опыт ученика Каравакка Ивана Вишнякова, действительно особенно интересен среди русских представителей рококо. Он своеобразно воспринял уроки западной живописи, переработал воздействие рококо — и соединил это с допетровской традицией. Его «Портрет Сары Фермор» (1750) — «подлинное „русское рококо“, смесь изысканности и примитивности, живописи и парсунности» (по словам А. Эфроса)[7]. Учеником Гроота был Иван Аргунов, шереметьевский крепостной. В творчестве Алексея Антропова рокайльная кукольность «получает неожиданный оборот: его персонажи начинают напоминать ярко раскрашенные глиняные, вроде вятской игрушки, или деревянные портретные скульптуры, воспроизведенные живописным способом»[6].
Учеником Ротари был Фёдор Рокотов, вообще, главные художественные открытия русского рококо все же будут связаны с портретной живописью эпохи Екатерины Великой. Помимо Рокотова, отчетливая рокайльность присуща живописи Дмитрия Левицкого[8]. Камерность и тонкость портретных образов, созданных этим двумя великими мастерами екатерининского времени — характерные черты рококо, которое, в отличие от барокко и классицизма, не было «большим» стилем и испытывало пристальный интерес к конкретной личности человека.
В «прикладной» живописи стилистика рококо ощущалась в гораздо более чистой форме, чем в портретах; см. например десюдепорты Бориса Суходольского[9], декоративные работы Ивана Фирсова.
В середине XVIII века рокайльная стилистика проникает и в иконопись, что видно по творчеству Михаила Фунтусова[10].
Художники
Список художников, в творчестве которых ощутима стилистика рококо, в различной степени энергичности:
|
|
Архитектура
В архитектуре элементы французского рококо проявлены в творчестве архитектурного гения эпохи Б. Ф. Растрелли Младшего , соединившего в своем неповторимом индивидуальном стиле элементы рокайля, итальянского барокко, классицизма, красочности и декоративной сочности русского народного искусства [11]. Расцвет его творчества приходится на елизаветинскую эпоху. В определении созданного им уникального стиля в истории искусствознания нет единства, его называют русским рококо, елизаветинским барокко, барочно-рокайльным стилем. Существуют сравнения и с прусским, или фридерицианским, рококо [12].
Стиль русского рококо сохраняется и в ранние екатерининские годы (время великой княгини Екатерины Алексеевны), причем особенной популярностью пользуется внутристилевое течение шинуазри[13]. Однако, в отличие от Франции, где этот стиль формировался еще с 1720-х годов, в России он оказывается кратковременным, обрываясь с воцарением императрицы Екатерины, предпочитавшей классицизм и отправившей зодчего Растрелли в 1763 г. в отставку. Как и в странах Западной Европы, но в гораздо большей степени, рококо остается камерным стилем, для личного применения, заметным более в интерьерах и декоре, чем в наружных фасадах.
Практически все здания построены одним мастером, приглашенным великой княгиней Екатериной для строительства своей усадьбы в Ораниенбауме: Антонио Ринальди возводит Китайский дворец в Ораниенбауме, а также другие более мелкие здания в императорских резиденциях под Петербургом. [14].Впрочем, в стиле Ринальди уже явственны черты раннего екатерининского классицизма [15]).
Здания
- Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге (1741-4 гг.), построен Франческо Бартоломмео Растрелли, не сохранился. Имел и барочные, и рокайльные элементы
- Павильон «Грот» в усадьбе Кусково (Москва)[16], построенный в 1755—1761 годах под руководством Фёдора Аргунова
Постройки Ринальди:
- Китайский дворец в Ораниенбауме
- Дворец Петра III (Каменный дом) в Ораниенбауме
- Катальная горка в Ораниенбауме
- Китайская деревня в Александровском парке Царского Села (незакончена при Екатерине, завершена в начале XIX века)
- Китайский театр в Царском селе
Скульптура
В скульптуре рококо проявляется слабо, по сравнению с барокко и классицизмом. Однако все-таки стилистика рококо дает о себе знать и в монументальном «Медном всаднике» работы французского скульптора Фальконе[17]. Шубин, учившийся у французских мастеров рококо, также демонстрирует в своем творчестве отчетливый отпечаток рокайля, хотя и не в такой сильной степени, как у французов («декоративное изящество силуэта, осязательное фактурное „гурманство“ в обработке поверхности и непременный „апломб мастерства“»[18]).
- Николя Жилле
- Луи Роллан
- Этьен Морис Фальконе
- Федот Шубин
Декоративно-прикладное искусство
Сохранилось большое число камерных произведений декоративно-прикладного искусства (предметов быта), как созданных безымянными русскими мастерами рококо, так и импортированных. Это резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство и т. д.
Литература
В русской литературе черты стилистики рококо появляются достаточно рано: их можно увидеть уже у Тредиаковского в стихах, помещенных как приложение к его переводу прециозного романа Поля Тальмана «Езда в остров Любви» (1730)[19]:
Покинь, Купидо, стрелы:
Уже мы все не целы,
Но сладко уязвлены
Любовною стрелою
Твоею золотою;
Все любви покорены. («Прошение любве»)
Более отчетливо стилистика рококо заметна в литературном наследии Ломоносова, однако она никогда не становится в его творчестве доминирующей, проявляясь лишь в некоторых чертах[19][20]. Позднее Богдановичем будет написана «Душенька» (1778, полное издание 1783) — вольное стихотворное переложение романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона» (1669) — поэма в духе рококо, отчасти стилизованная под русские народные сказки и содержавшая эротические и комические мотивы, противопоставленная героическим поэмам классицизма[21].
Неорококо
Неорококо — кратковременное стилистическое направление в рамках эклектики и историзма, когда в XIX веке возводились здания, подражающие настоящему рококо XVIII века[22], а также использовались его элементы в других жанрах искусства, включая моду. В неорококо XIX века принято выделять «второе рококо» и «третье рококо»[23].
Среди русских памятников, отразивших черты этого направления — некоторые интерьеры Дворца великого князя Алексея Александровича в Петербурге[24], Парадная лестница Екатерининского дворца, созданная в 1860—1863 годах Ипполитом Монигетти в стиле «второго рококо»[25]. В этих стилях оформляются интерьеры императорских резиденций: так называемая Розовая гостиная Александры Федоровны с мебелью братьев Гамбс по эскизам Андрея Штакеншнейдера, Золотая гостиная и будуар великой княгини Марии Александровны, также созданные А. Штакеншнейдером и Г. Боссе[26].
Примечания
- Даниэль, 2007. С. 276
- Дмитрий Швидковский. Краткое рококо Петра III . www.projectclassica.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
- Даниэль, 2007. С. 278
- Даниэль, 2007. С. 277
- Алленов, 2000. С. 56-59
- Алленов, 2000. С. 60
- Даниэль, 2007. С. 279
- Даниэль, 2007. С. 291
- Даниэль, 2007. С. 282
- Даниэль, 2007. С. 283
- В. Г. Власов . Композитный метод архитектуры барочно-рокайльного стиля середины XVIII века Ф. Б. Растрелли и его школы в России // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. Том 2: Классическая архитектура и русский классицизм. - C.73-104
- Овсянников Ю. М. . Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини, Растрелли, Росси. — СПб.: Искусство-СПБ, 2-е изд., 2001. 632 с.
- Китайский дворец. ИСТОРИЯ ОДНОГО ИНТЕРЬЕРА | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» . www.tg-m.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
- В. Г. Власов . Екатерининский классицизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного исмкусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, т. III, 2005. - С.587-599
- Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве . archi.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
- А. В. Малышева. Шереметевский грот в стиле рококо // Вестник «Зодчий. 21 век» № 1 (62) 2017
- Даниэль, 2007. С. 45
- Алленов, 2000. С. 91
- Морозов А.А. А.А. Морозов. Михаил Васильевич Ломоносов . rvb.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
- Морозов А. А. Купидоны Ломоносова: К проблеме барокко и рококо в России XVIII века // «Československá rusistiká». 1970. № 3. S. 105—114
- Ипполит Федорович Богданович . rvb.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
- Традиции барокко в архитектуре Петербурга середины XIX – начала XX века . archi.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
- «Галломания» или чем мы обязаны Франции (рус.), Архи Ру. Дата обращения 12 мая 2018.
- Т. А. Малинина, Т. Э. Суздалева. Дворец великого князя Алексея Александровича. 1997
- Екатерининский дворец. Парадные залы. Жилые покои. Альбом . archi.ru. Дата обращения: 12 мая 2018.
- www.clickmedia.ru. Рококо (мебель и предметы интерьера) в России и за ее пределами | Геридон. Антиквариат. Покупка и продажа. . www.antiquar.pro. Дата обращения: 12 мая 2018.
Библиография
- Алленов М. М. Русское искусство XVIII — начала XX века. М., 2000
- Воинов В. С., Костарева И. Оригинальный вариант стиля рококо в России // Архитектура мира, 1995, № 4
- Гусева Н. Русская мебель в стиле «второго» и «третьего» рококо. М., 2003
- Даниэль С. Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПб, 2007. С.276-296
- Морозов А. А. Купидоны Ломоносова: К проблеме барокко и рококо в России XVIII века // «Československá rusistiká». 1970. № 3. S. 105—114