Советский архитектурный модернизм

Советский архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — одно из трёх основных направлений архитектуры СССР наряду с авангардом и советским неоклассицизмом. Выведен критиками в начале XXI века в отдельное направление. Охватывает период с 1955 по 1991 год. Переходом к модернизму стало постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»[1].

Общая характеристика

Истоки

Архитектурный модернизм пришел в СССР с Запада и трансформировался в советский. Во время так называемой хрущевской оттепели в СССР стали появляться в открытом доступе для архитекторов специализированные профессиональные журналы, также начал происходить обмен опытом с архитекторами стран Польши, Кубы и Венгрии. Интернациональность модернизма, по сути, является одной из главных его отличительных черт. Если конкретизировать, то истоки советского модернизма лежат непосредственно в произведениях Ле Корбюзье, который к пятидесятым годам XX столетия переработал основы советского конструктивизма в новый, собственный архитектурный стиль.

История термина

Термин «советский архитектурный модернизм» был введен в начале 2010-х годов, до этого момента его фактически не существовало. Важно, что до сих пор не определено точных критериев советского архитектурного модернизма, кроме сравнительно четко определённого периода. Большую роль в выявлении данного стиля сыграл французский фотограф Фредерик Шубин[2], который в начале двухтысячных годов объездил территорию бывшего Советского Союза и запечатлел ряд зданий, на тот момент относившихся исключительно к брутализму.

Схожесть с брутализмом

Здание ДК Москворечье в Москве. Архитекторы: Г. С. Тер-Сааков, Н. Г. Анисифоров, 1970

По мнению большинства исследователей, брутализм и лёг в основу советского модернизма, следовательно — ему характерны соответствующие черты, а именно: функциональность массивных форм и конструкций; урбанистичный облик зданий. Смелые и затейливые композиционные решения отражают, по мнению создателей, размах передовых идей, «антибуржуазность», основательность и прочность советской жизни. Так же, как и в брутализме, основным используемым строительным материалом является железобетон, а подход выполнения архитектурного заказа является комплексным.

Особенности стиля

Однако было бы неправильным целиком и полностью отождествлять данный архитектурный стиль с брутализмом, поскольку существуют некоторые различия. Так, особенностью советского модернизма является, к примеру, использование облицовочных материалов (мрамор, песчаник, ракушечник, керамика и другое). Также характерна для этого архитектурного стиля (в основном — на стадии развития) декоративность — например, наличие мозаичных панно, барельефов и прочих модернистских элементов украшения монументального искусства, а кроме того — массовое остекление поверхностей зданий, отчасти напоминающее о конструктивизме.

Исследования

Важную роль в определении стиля сыграло исследование (точнее — альбом) французского фотографа Фредерика Шубина, а также серия фотографий «Споменики» нидерландского фотографа Яна Кемпенаэрса[3]. В этом же контексте заслуживает внимания исследование архитектора Феликса Новикова, изданное уральским издательством Tatlin под названием «Советский модернизм: 1955—1985»[4], а также работа о творчестве армянских архитекторов «Архитектура советского модернизма»[5].

Основные примеры стиля

Главными образцами советского модернизма можно считать следующие постройки: Московский дворец пионеров, Кремлёвский Дворец Съездов[6], ансамбль Парка Победы на Поклонной горе[7], Останкинская телебашня[8], микрорайон «Северное Чертаново», Здание музея АЗЛК, Центральный дворец бракосочетания и филиал Центрального музея В. И. Ленина в Киеве, и другие.

Критика стиля

Основная критика данного архитектурного стиля заключается в том, что после сталинской «декоративности» сугубо функциональная аскетичность модернизма (начиная с хрущёвских времён) лишила архитекторов простора для творчества. Что же касается взглядов обывателей, а не деятелей данного вида искусства, многих рядовых граждан СССР не устраивали так называемые «дома-коробки», они их считали лишёнными культурной и художественной ценности. Кроме того, искусство данного периода в целом и архитектуру — в частности, отличал формальный подход и следование идеологическим установкам.

Так, в открытом письме Михаилу Суслову группа художников Э. М. Белютина раскритиковала формальный подход к искусству и практику создания произведений искусства в рамках государственного заказа.

Примечания

Литература

  • Рыков А.В. Искусство модернизма и идея прогресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2014. Выпуск 3. С. 73-82.
  • Феликс Новиков, Владимир Белоголовский. Советский модернизм: 1955—1985 // Tatlin, ISBN 978-5-903433-43-8
  • Карен Бальян. Архитектура советского модернизма. Мастер | Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Грачья Погосян. // Tatlin, ISBN 978-5-903433-77-3
  • Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство / авт.‑сост. И. В. Чепкунова, П. Ю. Стрельцова, К. А. Кокорина, М. Р. Аметова; пер. на англ. яз. К. А. Кокориной. — М.: Кучково поле Музеон, 2020. — 240 с.: ил. ISBN 978‑5‑907174‑11‑5

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.