Смерть Сталина

Смерть И. В. Сталина наступила 5 марта 1953 года на 75-м (согласно официальной версии тех лет, на 74-м) году жизни вследствие кровоизлияния в мозг, которое произошло, предположительно, 1 марта на почве гипертонической болезни и атеросклероза[1].

Сталин на траурной почтовой марке, посвящённой первой годовщине его смерти (КНР, 1954)
Могила Сталина у Кремлёвской стены

Хроника событий

1 марта

После отъезда гостей утром 1 марта, И. В. Сталин, находившийся на Ближней даче, пошёл, предположительно, спать. Днём охрана встревожилась из-за нарушения привычного распорядка, так как Сталин не вышел из своих комнат и никого не вызвал. Однако она побоялась побеспокоить вождя без его вызова. После 18 часов в комнатах Сталина зажёгся свет, и охрана успокоилась на некоторое время. Ближе к ночи нашёлся предлог войти к Сталину — доставили почту. Взяв почту, один из охранников обнаружил его на полу в малой столовой в беспомощном состоянии. Охрана перенесла Сталина на диван и доложила о ситуации непосредственному начальству — министру госбезопасности С. Д. Игнатьеву. По воспоминаниям охранников, Игнатьев отказался принимать какие-либо решения и переадресовал своих подчинённых к Берии и Маленкову. После этого на дачу приехали Маленков, Берия, Хрущёв и Булганин, которые также сперва не решались войти в комнату к вождю. Далее Маленков и Берия всё же решились зайти в комнату к Сталину (Маленков при этом снял ботинки, которые скрипели). Приблизившись, они услышали похрапывание Сталина, после чего покинули комнату, обругали охрану за панику и поспешно уехали[2].

2 марта

Рано утром охранники снова доложили наверх, что с вождём что-то неладно. «Четвёрка» (Маленков, Берия, Хрущёв и Булганин) при участии нескольких членов Президиума ЦК, которых собрали для подстраховки, решилась отправить на дачу врачей, которые по прибытии диагностировали паралич правой стороны тела. В 10 часов 40 минут состоялось официальное заседание Президиума ЦК КПСС. На встрече в течение 20 минут рассматривался единственный вопрос: «Заключение врачебного консилиума об имевшем место 2 марта у товарища Сталина И. В. кровоизлиянии в мозг и тяжёлом состоянии в связи с этим его здоровья»[2].

3 марта

Утром 3 марта смерть Сталина стала вопросом времени, и в аппарате второго лица в государстве на тот момент Г. М. Маленкова были подготовлены официальное правительственное сообщение о тяжёлой болезни советского лидера и созыв Бюро Президиума ЦК КПСС, на котором должны были быть предварительно распределены полномочия в руководстве партии и государства. Как считает историк Ю. Н. Жуков, в этот момент были подготовлены изменения в составе созданного в феврале 1951 года правящего триумвирата, в который наряду с Маленковым и Л. П. Берия вместо министра обороны СССР Н. А. Булганина возвратился авторитетный и наиболее популярный не только в народе, но и в партийно-хозяйственном аппарате В. М. Молотов, которого Сталин вывел из состава руководства и с поста министра иностранных дел в феврале 1949 года. Инициатива включения Молотова в руководящую тройку принадлежала Маленкову, стремившемуся таким образом усилить свои позиции в борьбе против могущественного Л. П. Берия, антагонистом которого являлся Вячеслав Михайлович[3].

4 марта

Было объявлено о болезни Сталина, опубликованы и передавались по радио бюллетени о состоянии его здоровья; упоминались такие признаки тяжёлого состояния, как инсульт, потеря сознания, паралич тела, агональное дыхание.

В тот же день было созвано последнее экстренное заседание Бюро Президиума ЦК КПСС, на котором этот партийный орган был упразднён и слит с Президиумом ЦК, в который вошли, наряду с членами упразднённого бюро Сталиным, Маленковым, Берия, К. Е. Ворошиловым, Н. С. Хрущёвым, Булганиным, Кагановичем, М. 3. Сабуровым и М. Г. Первухиным также ещё Молотов и А. И. Микоян. Численность президиума сократилась с 25 до 11 человек. Упрощению подвергся и Совет министров СССР, где вместо президиума и бюро президиума оставили только президиум, сократив его состав до председателя Совета министров и его первых заместителей, которыми стали не все министры, а только некоторые, являвшиеся одновременно членами Президиума ЦК КПСС. Правительство возглавил Маленков, его первыми заместителями стали Берия, Молотов, Булганин и Каганович[3].

5 марта

В 20:00 состоялось совместное заседание высшего руководства страны — Пленума ЦК КПСС, Совета министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР[3]. На заседании были утверждены принятые накануне решения Бюро Президиума ЦК: лишив Сталина руководящих постов председателя правительства и секретаря ЦК, включив его формально в состав нового состава Президиума ЦК. Всё мероприятие заняло 40 минут[2].

В 21 час 50 минут Сталин умер[4]. О смерти Сталина было объявлено по радио 6 марта 1953 года в 6 часов утра. Согласно медицинскому заключению, смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Подробно о ходе лечения Сталина, его болезни, результатах вскрытия тела и официальном бюллетене рассказывается в книге академика АМН СССР А. Л. Мясникова[5]. 6—9 марта советский народ прощался со Сталиным, по всей стране был объявлен траур. Гроб с телом покойного был установлен в Доме Союзов. Похороны состоялись 9 марта[6][7].

Причины смерти

В посвящённом вопросу очерке исследователя Жореса Медведева «Загадка смерти Сталина», как отмечает Я. Г. Рокитянский, даются неизвестные ранее сведения о здоровье Сталина в 1923—1940 годах, о первых симптомах серьёзного заболевания в октябре 1945 года, об ухудшении самочувствия в 1952 году, о роковом инсульте в начале марта 1953 года, который, как считает Медведев, был результатом пренебрежительного отношения Сталина к медицине. Тот факт, что он, беспомощный, много часов пролежал на полу в своей комнате, а Берия, Маленков и Хрущёв не торопились с вызовом врачей, интерпретируется как заговор[8]. По мнению же историка О. Хлевнюка, осторожное поведение соратников Сталина и его охраны 1 и 2 марта 1953 года было вполне естественным. Они не хотели брать ответственность и вызвать на себя гнев вождя. Репрессии, угрозы и наказания держали окружение Сталина в постоянном напряжении и страхе на протяжении многих лет. Имеющиеся факты не указывают на насильственные причины смерти: Сталин был стар и нездоров. Его хронические заболевания усугублялись образом жизни и вредными привычками: курением, употреблением алкоголя, отсутствием диеты, переутомлениями. Сталин регулярно и длительно лечился начиная с 1920-х годов. Вскрытие умершего Сталина выявило сильное поражение артерий головного мозга[2].

Реакция на смерть Сталина

Траур

На смерть Сталина отозвались стихами советские литераторы: А. Твардовский, Н. Асеев, О. Берггольц, М. Исаковский, Л. Ошанин, С. Михалков и другие[9].

Представители мирового коммунистического движения выразили свою скорбь по случаю смерти Сталина: так, видный деятель Коммунистической партии Великобритании Раджани Палм Датт писал в журнале The Labour Monthly:

Через все бури громового рассвета, распад старой эры и рождение нового, он направлял корабль человеческих надежд и устремлений с непоколебимой стойкостью, мужеством, суждениями и уверенностью в себе.

Нурбей Гулиа вспоминал, что поэт Иосиф Нонешвили тогда писал, что «если бы Солнце погасло, то мы бы не так горевали — ведь оно светило не только хорошим, но и плохим людям, ну а Сталин, как известно, светил только хорошим»[11].

Энтузиазм

Смерть Сталина, однако, вызвала прилив энтузиазма у заключённых ГУЛАГа[12]. По свидетельству Льва Разгона:

Я уж не помню, после этого ли бюллетеня или после второго, в общем, после того, в котором было сказано: «дыхание Чейн-Стокса» — мы кинулись в санчасть. Мы <…> потребовали от нашего главврача Бориса Петровича, чтобы он собрал консилиум и — на основании переданных в бюллетене сведений — сообщил нам, на что мы можем надеяться… <…> Мы сидели в коридоре больнички и молчали. Меня била дрожь, и я не мог унять этот идиотский, не зависящий от меня стук зубов. Потом дверь, с которой мы не сводили глаз, раскрылась, оттуда вышел Борис Петрович. Он весь сиял, и нам стало всё понятно ещё до того, как он сказал: «Ребята! Никакой надежды!!» И на шею мне бросился Потапов — сдержанный и молчаливый Потапов, кадровый офицер, разведчик, бывший капитан, ещё не забывший свои многочисленные ордена…[13]

Подробное описание энтузиазма магаданских ссыльнопоселенцев на известие о том, что «где-то там, в уже нереальной для нас Москве, испустил последнее дыхание кровавый Идол века», содержит и книга Евгении Гинзбург «Крутой маршрут»[14].

Эдуард Хруцкий отмечал: «Воровской мир ликовал. „Усатый, — говорили блатные, — надел деревянный бушлат. Жди амнистии!“»[15]. Действительно, по амнистии 1953 года, инициатором которой был Л. Берия, на свободу выпустили сотни тысяч осуждённых по уголовным статьям и незначительное количество по политическим статьям[16].

Альтернативные точки зрения

Существуют многочисленные теории заговора, предполагающие неестественность смерти и причастность к ней окружения Сталина. По одной из них (писатель Э. С. Радзинский), Л. П. Берия, Н. С. Хрущёв и Г. М. Маленков способствовали его смерти, не оказав помощи[17]. Некоторые версии такого рода подвергались разоблачению: так, книга «Кремлёвский волк» некоего Стюарта Кагана[18], в которой автор, выдавая себя за племянника Лазаря Кагановича, рассказывал якобы со слов своего дяди о том, как тот организовал заговор против Сталина и убил его совместно с Микояном, Молотовым и Булганиным, — была отозвана нью-йоркским издательством William Morrow & Co, что не помешало ей позднее выйти на русском языке[19]. Впервые версия насильственной смерти получила огласку в 1976 году в книге А. Г. Авторханова «Загадка смерти Сталина (Заговор Берия)»[20]. У автора практически нет сомнений, что Сталин был убит верхушкой Политбюро[21]. По мнению одного из охранников, являвшегося свидетелем событий 1 марта 1953 года, в смерти Сталина нет вины охраны, докторов, не было никакого отравления[22].

См. также

В произведениях искусства

Примечания

  1. Медицинское заключение о болезни и смерти И. В. Сталина, Комсомольская правда № 55 (8535) (6 марта 1953).
  2. О. Хлевнюк. Сталин. Жизнь одного вождя. М.: АСТ, 2015.
  3. Ю. Н. Жуков. Борьба за власть в партийно-государственных верхах СССР весной 1953 года. FEDY-DIARY.RU. Вопросы истории, 1996, № 5-6 (12 августа 2010). Дата обращения: 16 ноября 2020.
  4. Хрущёв С. Н. Никита Хрущёв. Реформатор. — Время, 2010. — 1082 с. — ISBN 978-5-9691-0533-1.
  5. Мясников А. Л. Я лечил Сталина // из секретных архивов СССР. М.: Эксмо, 2011. — 448 с. — ISBN 978-5-699-48731-8.
  6. Старые газеты : «Вечерняя Москва», 7 марта 1953 г. (стр. 2). www.oldgazette.ru. Дата обращения: 6 января 2020.
  7. Усатюк А. Ф., 1990, с. 223.
  8. Я. Г. Рокитянский. Рецензия на кн.: Ж. А. Медведев, Р. А. Медведев. Неизвестный Сталин Архивировано 3 марта 2014 года.
  9. Шохина Виктория. Смерть Сталина: поэзия и правда. Частный корреспондент (5 марта 2014). Дата обращения: 2021-20-21.
  10. Rajani Palme Dutt : Biography Архивировано 15 марта 2010 года.
  11. Н. Гулиа: «Грузинский амаркорд» Архивировано 9 марта 2014 года., «Огонёк», № 52, 1999
  12. Смерть Сталина | Mémoires européennes DU GOULAG. museum.gulagmemories.eu. Дата обращения: 6 января 2020.
  13. Разгон Л. Э. Плен в своём отечестве // Репрессии в СССР в 30—50-е гг.. М.: Книжный сад, 1994. — 426 с. — ISBN 978-5-85676-025-4.
  14. Гинзбург Е. С. Крутой маршрут // хроника времен культа личности. М.: Астрель, 2011. — 878 с. — ISBN 978-5-17-051187-7.
  15. Эдуард Хруцкий: сына Сталина сажали дважды Архивная копия от 24 декабря 2013 на Wayback Machine // Экспресс газета
  16. Андрей Сидорчик. Обычное лето 1953-го. Кого на самом деле амнистировал Берия. aif.ru (24 декабря 2013). Дата обращения: 17 февраля 2021.
  17. Радзинский Э. С. Сталин. — Собрание сочинений: В 7 тт. М.: Вагриус, 1998. — Т. 2. — 620 с.
  18. Kahan Stuart. The Wolf of the Kremlin // The First Biography of L. M. Kaganovich, the Soviet Union’s Architect of Fear (англ.). — New York: William Morrow & Co, 1987. — 331 p.
  19. Каган Стюарт. Кремлёвский волк / Общ. ред. и послесл. Кожокина Е. М.. М.: Прогресс, 1991. — 303 с. — ISBN 5-01-003194-9.
  20. Авторханов А. Г. Загадка смерти Сталина (Заговор Берия). — 4-е изд. — Frankfurt/Main: Посев, 1981. — 316 с.
  21. «Загадка смерти Сталина (Заговор Берия)», главы из книги // Новый Мир : журнал. — 1991. № 5. С. 194—233.
  22. Майор, охранявший Сталина с 1935 года, рассказал о смерти генералиссимуса. Российская газета. Дата обращения: 21 февраля 2021.

Литература

  • Усатюк А. Ф. Исповедь коммуниста // (Критика системы сталинизма). — Рига: Авотс, 1990. — 246 с. — ISBN 5-401-00548-2.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.