Православие в Белоруссии
Православие в Беларуси. Православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь. Общее число православных в стране составляет около 4,5 млн человек (примерно половина населения страны), согласно данным на июль 2010 года, предоставленным аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь[1], 58,9 % населения Беларуси считают себя верующими. Из них 82,5 % принадлежат к Белорусскому экзархату Русской Православной Церкви. Существуют оценки, согласно которым доля верующих, относящихся к Белорусской православной церкви, составляла 73 %(или около 37 % от общей численности населения)[2].
Религия в Беларуси была отделена от государства в годы советской власти. Православия традиционно придерживается большая часть белорусского, русского и украинского населения республики.
История
Белорусские земли были крещены в основном одновременно с другими землями Киевской Руси с небольшим запаздыванием на севере страны, хотя отдельные языческие традиции сохранялись в полесском регионе очень долго и в видоизменённом виде дошли до наших дней. В 992 году была основана Полоцкая епархия, в 1005 году — Туровская. После монгольского нашествия на Русь и окончательно к середине XIV века все белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, значительная часть населения и элиты которого была языческой. В XIV—XV веках с перерывами существовала Литовская митрополия, включавшая в себя епархии современной Белоруссии[3].
В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий заключения которой было крещение язычников Великого княжества Литовского по латинскому обряду. Из-за созданных католикам привилегий некоторая часть прежде православной шляхты перешла в католицизм.
С 1458 года епархии современной Белоруссии относились к Киевской митрополии (в унии до 1470 года).
После Люблинской унии 1569 года одновременно с начавшейся активной полонизацией влияние католицизма стало усиливаться, причём активную роль в распространении католицизма играли приглашённые иезуиты, среди наиболее ярких проявлений деятельности которых были развитие образования и строительство храмов в передовом на тот момент стиле барокко.
В 1596 по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой и Рима была провозглашена Брестская уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви в Белоруссии, сохранившей свои обряды, но подчинявшейся римскому папе. Значительная часть православного населения и духовенства сопротивлялись насаждению унии. Наиболее известным примером сопротивления является самосуд православных жителей Витебска над архиепископом Полоцким Иосафатом Кунцевичем в 1623 году. Многие православные горожане объединялись в братства для защиты своих интересов.
В момент расцвета Речи Посполитой, католицизм исповедовали, по некоторым оценкам, до 40 % населения Белоруссии, в основном на западе страны и в крупных городах. В то же время, в 1791 году на территории всего Великого княжества Литовского 39 % населения являлись униатами, 38 % — католиками-латинянами, 6,5 % — православными и 4 % — старообрядцами[4]. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи. После воссоединения униатов с православными, начался постепенный упадок католицизма в стране и укрепление позиций православия[3].
Отечественная война 1812 года нанесла урон православным храмам Белоруссии - в Минской епархии пострадало 12 % церквей, в Могилевской - 3 %[5]. Ущерб культовым зданиями Белоруссии был меньше, чем на оккупированных французами великорусских землях (например, в Смоленской губернии пострадали 252 церкви из 400), что было связано с лояльным отношением к наполеоновской армии как местного населения, так и духовенства (особенно в Могилевской епархии)[5]. За период оккупации многие монастыри были разграблены французами, в ряде случаев реквизировано церковное имущество (прежде всего съестные припасы), изъята собственность некоторых православных служителей культа, погибла часть церковных документов, были сожжены до основания в ходе боев отдельные храмы[6]. Некоторые монастыри настолько пострадали, что после войны стали приходскими церквями (Симеоновский в Бресте, Успенский в Мозырьском повете, Троицкий в Дрогичине, Благовещенский в Друе)[7]. Оккупация привела к усилению позиций униатства и католицизма: некоторые православные храмы были переведены в униатские, а католический епископ Я. Дедерко занял архиерейский дом Минского православного епископа, откуда вывез себе много имущества (часть он вернул после освобождения)[8]. После освобождения с ноября 1812 года начали перевод ставших в период войны униатскими храмов обратно в православные, на восстановление были выделены средства (они, правда, покрывали только часть расходов)[5].
В 1917 году на территории белорусских губерний (прежде всего Могилевской) действовали 27 православных монастырей[9].
В советский период, особенно с 1929 года, в Восточной Белоруссии, как и в целом по СССР почти все церкви были закрыты, а служители культа репрессированы. В Белорусской ССР на 20 декабря 1936 году из ранее действовавших была закрыта 1371 церковь, а службы продолжались лишь в 74[10].
В 1940—50-х годах были упразднены почти все православные епархии на территории Белоруссии[11]. До 1988 года в Белоруссии была лишь одна православная епархия (кафедра в Минске)[11]. В 1990 году был образован Белорусский экзархат, высшим органом которого стал синод во главе с патриаршим экзархом[11].
Примечания
- Государственный департамент США. Доклад о свободе религии 2010 (составлен 17 ноября 2010 года). Архивная копия от 13 января 2012 на Wayback Machine (англ.)
- http://www.newsru.com/religy/09jul2001/verobel.html Почти половина населения Беларуси — верующие
- история Белорусской православной церкви . Дата обращения: 27 сентября 2014.
- Гісторыя Беларусі (ў шасці тамах). Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII—XVIII стст.). Т. 3. — Мінск: «Экаперспектыва», 2004. С. 302
- Цинкевич А.А. Последствия войны 1812 года для православной церкви в Беларуси // Ученые записки УО ВГУ им. П.М.Машерова. - 2012. - Т. 14. - № 2. - С. 116
- Цинкевич А.А. Последствия войны 1812 года для православной церкви в Беларуси // Ученые записки УО ВГУ им. П.М.Машерова. - 2012. - Т. 14. - № 2. - С. 113
- Цинкевич А.А. Последствия войны 1812 года для православной церкви в Беларуси // Ученые записки УО ВГУ им. П.М.Машерова. - 2012. - Т. 14. - № 2. - С. 115
- Цинкевич А.А. Последствия войны 1812 года для православной церкви в Беларуси // Ученые записки УО ВГУ им. П.М.Машерова. - 2012. - Т. 14. - № 2. - С. 113 - 114
- Борун Е.Н. Православные монастыри на территории Беларуси (1839 - 1917): структура и социально-культурная деятельность // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A: Гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 60
- Калинина А. Христианские конфессии Советской Белоруссии в 1929 - 1939 годах: активные и пассивные формы сопротивления // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 3-4. - С. 187
- Белорусский экзархат Русской православной церкви И. Семененко-Басин Католическая энциклопедия