Белорусский народный танец
Белорусский народный танец — белорусское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного бытового или постановочного сценического танца. Белорусские танцы отличаются своей сформированностью и самобытностью[1][2]. Исторические условия развития белорусского народа, постоянная борьба за сохранение своих национальных черт, привели к тому, что в белорусском фольклоре и танце сохранились древние, архаичные черты. Это делает белорусскую хореографию значимой для понимания истоков белорусской культуры[3]. Белорусский народный танец, как и вся белорусская культура, формировался начиная с XIV века. А истоками народных плясок были ещё более древние восточнославянские обряды. С середины XIX века началось слияние традиционного фольклора с танцевальными формами кадрили и польки, которые пришли из Западной Европы.
Белорусские танцы делят на три группы: иллюстративно-изобразительные, игровые и орнаментальные.
Белорусский балетмейстер Лариса Алексютович подразделяет белорусские танцы по жанрам:
- собственно танцы (традиционные популярные танцы, кадрили, польки),
- пляски,
- хороводы (игровые и танцевальные),
- игры в форме танца (обрядовые и увеселительные)[4].
Понятие «белорусский народный танец» включает в себя три составляющие:
- аутентичный танец, исполняемый в быту;
- народно-сценический танец (авторская постановка);
- этнический танец, исполняемый фольклорными коллективами[5] со сцены.
История
Особенности белорусского танцевального искусства складывались в процессе формирования и развития белорусской народности и её культуры (XIV—XVI вв.), корнями своими уходящей в недра древней общерусской культуры. В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа[6].
На протяжении длительного времени белорусский танец был малоизвестен даже на родине и редко выходил за пределы деревни. В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сценических площадках не только Белоруссии, но и за её пределами большая заслуга труппы Игната Буйницкого — талантливого самородка, создавшего в 1907 году белорусский народный театр, в котором сам Буйницкий принимал участие как режиссёр, актёр и танцор. В концертах исполнялись народные песни, произведения белорусских поэтов и танцы под аккомпанемент традиционной «траістай» музыки — скрипки, цимбал и дуды. В сценической интерпретации народных танцев И. Буйницкий почти не отходил от фольклорной основы[7].
Белорусская национальная хореография сохранила богатое творческое наследие прошлого. Наиболее популярны белорусские народные танцы — «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка», «Полька-янка», «Чарот», «Таукачыкi», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Ручнікi», «Млынок», «Касцы», «Козачка», «Мяцеліца», «Мікiта», «Дударыкi», «Бычок», «Казыры»[8].
Особенность белорусского танца динамичность и жизнерадостность, эмоциональность и коллективный характер исполнения. В настоящее время белорусский народный танец представлен профессиональными танцевальными коллективами, самые известные из которых — Государственный ансамбль танца Беларуси, ансамбль «Хорошки», «Лявониха»[8].
С историко-этнографической точки зрения в Белоруссии выделяются 6 регионов:
- Северный — Поозерье;
- Восточный — Поднепровье;
- Центральный — Понеманье;
- Северо-Западный — Понеманье;
- Восточное Полесье;
- Западное Полесье[9].
Классификация
Традиционно белорусские танцы делят на три группы: иллюстративно-изобразительные, игровые и орнаментальные:
- В иллюстративно-изобразительных танцах («Метелица», «Воробей», «Коза», «Ленок», «Толкачики») самую важную роль играет драматическое искусство солистов, танцы богатые жестами, мимикой.
- В игровых танцам («Джигун», «Магера», «Репка», «Панночка», «Цепь») танцоры ловят друг друга, выполняют какие-то задания.
- В орнаментальных танцах («Крыжачок», «Кола», «Троян», «Крутуха») основой хореографической композиции является определённая геометрическая фигура, которую часто можно определить уже из названия песни.
Из-за того, что танцы могут иметь региональные и исполнительские вариации, часто трудно определиться, к какой из групп относится конкретный танец. Также иногда случаются ситуации, когда один танец может содержать в себе сразу три или две группы[1].
По структурным принципам классификации хореографического фольклора выделяют следующие жанры: хороводы, традиционные танцы, кадрили, польки и городские бытовые танцы[10].
Хороводы
Хоровод — один из древнейших видов танца. Предположительно появился в конце первого тысячелетия нашей эры. Хоровод представляет собой триединство песни, игрового (обрядового) действия и хореографического рисунка[2]. По тематике белорусские хороводы очень разнообразны: одни отображают трудовую деятельность, семейный уклад, любовные отношения, а другие народные праздники[10]. В зависимости от силы одного из трёх основных составляющих хороводы делят на 3 большие группы: хороводные песни, игровые хороводы и танцевальные хороводы[1]:
- Песенные хороводы имеют простую хореографическую структуру, из фигур основными являются круг, линия, змейка, ворота и колонна. Шаги также простые. Как правило, соответствие текста песен и движений, которые иллюстрируют его, не наблюдается.
- Игровой хоровод создается наиболее полным единством всех трех компонентов, хореографическая структура усложняется, часто наблюдается изменение ритма с медленного на быстрый. В танце добавляются выступления солистов, которые обогащают прыжки, кружение. Также этот подвид придаёт очень важное значение мимике и жестам.
- В танцевальном хороводе связь между текстом песни и танцевальными движениями, как и в песенном хороводе, небольшая, но на главное место выступает именно танец, а песня выполняет только роль музыкального сопровождения.
Белорусские хороводы отличаются разнообразием движений, изображений и темпов. В зависимости от изменения темпа хоровод совершает изменение от построения геометрических изображений при медленной мелодии к активным движениям солистов в ритм быстрой музыки. Чаще всего традиционные хороводы не сопровождались инструментальной музыкой[1].
Кадриль
Кадрили составили большую группу белорусских танцев, бытовавших в различных местных вариантах («Люстэрка», «Шэр», «Нажніцы», «Ланская», «Смаргонская»)[11]. Кадриль имеет иностранное происхождение. Этот танец пришёл в Белоруссию в середине XIX века[1]. В разных регионах Белоруссии зафиксировано много разновидностей кадриль: толстые кадрили (танцует большое количество пар), тонкие (танцует мало пар), были и такие кадрили, где танцевали 40 пар[10].
Полька
Третью группу белорусских танцев образуют польки, которые также характеризуются множественностью региональных вариантов («Трасуха», «Янка», «Вязанка», «Шморгалка», «Драбней маку», «Уся-сюся»)[12]. Полька — танец чешского происхождения. Полька хотя и является заимствованным танцем, но именно белорусская полька оказала большое влияние на мировую хореографию. От польки произошло много исконно-белорусских танцев, таких как «Трасуха»[1].
Пляски
Отдельный жанр танцевального белорусского танцевального фольклора образуют сольные импровизационные танцы-пляски, в которых каждый участник импровизирует («Казачок», «Барыня», «Камарынская», «Сплюшка», «Шмель»)[12].
Белорусские польки чрезвычайно богаты по своим хореографическим и музыкальным особенностям, однако отличаются они лишь интонационным разнообразием[13].
Традиционные народные танцы
Для традиционных танцев характерна повторяемость двух-трёх танцевальных фигур, общий для всех участников композиционный рисунок, массовое исполнение, часто с песенным сопровождением, неограниченное количество участников и любой состав (хотя чаще в быту эти танцы танцуют женщины). Музыкальную структуру традиционных танцев отличает прежде всего размер 2/4, хотя встречаются и другие размеры, квадратность построения мелодии. Инструментальное сопровождение танца имеет нередко ту же ладово-интонационную основу, что и хороводная песня[14].
«Лявоніха», из традиционных народных танцев — самый популярный и любимый в Белоруссии. В нём ярко выражены душа белорусского народа, его национальные черты. «Лявоніха» — танец парно-массовый. Его музыкальное сопровождение — мелодия одноимённой песни. Танец жизнерадостный, динамичный, задорный, исполняется любым количеством пар; композиционно строится на свободных, стремительных, но не сложных движениях[15].
«Крыжачок» принадлежит к наиболее популярным белорусским народным танцам. О происхождении его названия существует толкование, усматривающее его связь с народным названием дикого селезня — «крыжак», сам же танец относят к группе танцев, подражающих движениям птиц[16]. «Крыжачок» — танец орнаментальный, парно-массовый, исполняется любым количеством пар в быстром темпе[17].
Белорусским народным танцам свойственны свои характерные особенности. Каждый танец имеет свою группу элементов движения, своё музыкальное сопровождение, свой ритмический рисунок; «народный танец не только утверждает различные типы движений. Он придает им весьма разнообразный пластический облик»[18][8].
Особенностью многих белорусских народных танцев является также их сюжетность. Движениями танца исполнитель рассказывает о своей жизни, о своем труде, отношении к природе[19].
Хореография
Белорусский танец имеет своеобразные движения, в которых довольно часто используются сложные композиционные приёмы. Каждый танец имеет своё музыкальное сопровождение, свой ритмический рисунок; «народный танец не только показывает нам различные типы движений, он ещё и придаёт им очень разнообразный пластический облик»[19].
Почти все белорусские танцы парные и массовые. Движение танцоров полны динамизма, внутреннего эмоционального накала и народного духа. Особенностью многих белорусских танцев является их сюжетность. Движениями танца исполнитель рассказывает о своей жизни, работе, отношении к природе[20].
Практически во всех композиционных танцах используются простые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, линия. Эти фигуры объединяются в единое целое с помощью переплетений. Например, весенний хоровод представлял собой композицию процесса ткачества. Его фигуры, называющиеся «навіваць», «сновать», «кишку снимать», «надевать», «ткать» иллюстрировали соответствующие процессы, однако сопровождающие тексты песен к ним отношения не имели[21].
Руки в танце аккомпанируют ему, помогают передать настроение танцора. Положения рук раскрывают и усиливают внутреннее художественное содержание танца[19].
Белорусские танцы часто несут в себе какой-то сюжет, они наполнены определённой долей театральности и актёрство[19].
Движения
В белорусском танцы чаще всего встречаются четыре позиции ног — первая, вторая, третья и шестая, для которых, в отличие от позиций ног классического танца, характерно одинаковое положение. Также можно встретить ещё две позиции ног: вторую параллельную и четвертую параллельную. Во всех позициях тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги[22].
Музыкальное сопровождение
Инструментальное сопровождение танца имеет нередко ту же основу, что и хороводная песня, так как является переводом вокальной мелодии на язык инструментов, сопровождающих танец[1].
Белорусская народная танцевальная музыка имеет красочную мелодию, но при этом она достаточно проста. Из музыкальных инструментов используются скрипка, бубен, гармошку, виолончель. В Белоруссии были известны и древнерусские гусли[1][23].
Особой популярностью в народе пользовалась волынка, что отражалось в частушках[24].
Ой, без дуды, без дуды,
Ходзяць ножкі не туды,
А як дудку пачуюць,Самі ногі танцуюсь
Нередко танцы возникали как музыкальное сопровождение к определённым песням или играм. Их названия могли совпадать с названием таких песен. Процесс имел и обратную силу, так частушки в разных местах Белоруссии носили названия «Скакушки», «Плясушки», «Плясухи» и тому подобное. Примерами танцев, созданных по определённой песни, являются «Лявониха», «Толкачики», «Шестак»[2].
Изучение танца
Белорусские танцы упомянуты в большом количестве этнографической и фольклорной литературы, но часто в этих источниках приводится мало хореографической информации, а иногда там даётся только название танца, оставляя за рамками текста его сущность, поэтому важное значение имеет сбор этнографических сведений о народных танцах, пока они не потерян безвозвратно[24].
Сценический народный танец
Народный танец «Метелица» в 1862 году был введён в первую белорусскую комическую оперу «Крестьянка». Это первый пример использования белорусского народного танца в театре[2].
Большую роль в появлении сценического народного танца сыграл Игнат Буйницкий, создавший в 1907 году «Белорусский народный театр». В репертуаре насчитывалось более десятка танцев[2].
Творческая наблюдательность, великолепные музыкальные данные позволили И. Буйницкому этнографически точно фиксировать стилистику народного танца и создавать яркие, динамичные, фольклорно-истинные танцевальные образы, ставшие истоками национального балетного искусства[25].
В 1933 году был открыт театр оперы и балета в Минске, где при создании национального хореографа вплетали в изображение классический балет с элементами танцевального фольклора[2].
Позже большое количество театральных и танцевальных коллективов, в том числе и самодеятельных, занимались постановкой народных танцев, что способствовало развитию и разнообразию сценического танца, обогащению его новыми техническими движениями и композиционными построениями[2].
Большой вклад в развитие сценического народного танца внесли такие белорусские балетмейстеры, как К. Олексютович, К. Муллер, Л. Ляшенко, И. Хворост и Н. Чистяков[2].
В культуре
Народные танцы, как неотъемлемая часть культуры и быта белорусов были многократно упомянуты в белорусской литературе, начиная с XIX века, в анонимной поэме «Тарас на Парнасе». В ней герои не только говорят о танцах, но и сами танцуют[2].
С. Бядуля отмечал, что богатую декоративность белорусскому танцу придает обилие цветов и техник белорусского народного костюма[26].
Использовал в своем творчестве белорусские мелодии и русский композитор Александр Глазунов[27].
Примечания
- Чурко, 1978, с. 88.
- Шамякин, 1989.
- Алексютович, 1978, с. 528.
- Алексютович Л. К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры / Под ред. М. Я. Гринблата. — Мн.: Вышейшая школа, 1978. — С. 7. — 528 с.
- Бадунова І. Белорусский народный танец: эволюция теоретико-методологических исследований — С. 86-92 // Традыцыйная культура і дзеці: праблемы этнавыхавання. Матэрыялы V Рэспубліканскайн авукова-практычнай канферэнцыі (г.п. Акцябрскі Гомельскай вобласці, 20 чэрвеня 2018 г.)
- Алексютович, 1978, с. 5.
- Алексютович, 1978, с. 6.
- Алексютович, 1978, с. 26.
- Коновальчик И. В. Белорусский народно-сценический танец: состояние и перспективы
- Структурный принцип классификации народной хореографии (недоступная ссылка). villanella.ru. Дата обращения: 3 февраля 2018. Архивировано 21 января 2018 года. (рус.)
- Гутковская С. В., Беляева О. П. Искусство балетмейстера — Минск: БГУКИ, 2017
- Гутковская С. В., Беляева О. П. Искусство балетмейстера — Минск: БГУКИ, 2017 — С. 43
- Полька беларуская . www.belarustime.ru.
- Носкова Е. В. Белорусский народный танец «Крутуха» — Сафоново, 2018 г.
- Алексютович, 1978, с. 28.
- Беларуская Савецкая Энцыклапедыя, т. 6, Мінск, 1972, с. 135.
- Алексютович, 1978, с. 30.
- Карп П. О балете. — М., 1967, с.103.
- Алексютович, 1978, с. 27.
- Традиции Архивная копия от 15 декабря 2016 на Wayback Machine (рус.)
- Хороводный фольклор (недоступная ссылка) (рус.)
- Методика разучивания белорусского танца . landgralo.ru. (недоступная ссылка) (рус.)
- Структура музыки (недоступная ссылка). landgralo.ru. Архивировано 29 сентября 2017 года. (рус.)
- Гілевіча, 1974, с. 49.
- Алейнікава, 1998.
- Бядуля, 1927.
- Скорабагатаў, 1998.
Литература
- Алексютович Л.К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры. / Под ред. М. Я. Гринблат. — Мн.: Вышэйшая школа, 1978. — 528 с. — 5000 экз.
- Этнографическая Белорусская Энциклопедия / под ред. І. П. Шамякін (гл. ред.). — Мн.: БелСЭ, 1989.
- Чурко Ю. М. Венок Белорусских танцев. — Мн., 1978. — 88 с. — 5000 экз. — ISBN 5-33801097-8.
- Гребенщиков С. М. Сценические белорусские танцы. — Мн., 1974.
- Гребенщиков С. М. Белорусская народно-сценическая хореография. — Мн.: Наука и техника, 1976. — 233 с.
- Гребенщиков С. М. Белорусские танцы. — Мн.: Наука и техника, 1978. — = с.
- Даренская Н. В. Белорусский танец. Учебно-методическое пособие — Омск: Омский гос. ун-т, 2011. — 92 с. — ISBN 978-5-7779-1391-3
- Никифоровский Н. Я. Очерки Витебской Белоруссии. — Мн.: Дударь и Музы́ка. — «Этнографическое обозрение», 1982. — 197 с. — (2-3).
- Смольский Б. С. Белорусский музыкальный театр. — Мн., 1963.
- Чурко Ю. М. Белорусский хореографический фольклор. — Мн., 1990.
- Чурко Ю. М. Белорусский народный танец. Историко-теоретический очерк. — Мн., 1972.
- Чурко Ю. М. Народны танец. — Мн.: Этнаграфія беларусаў: Энцыкл. — Мінск, 1989. — 352—354 с.
- Алейнікава Э. Першая беларуская трупа Ігната Буйніцкага. Мастацтва: вучэб. дапам.-хрэстаматыя па сусв. маст. культуры для 10 кл. — Мн.: Піан, 1998. — 360 с.
- Бядуля З. Яр, Драматычныя элементы ў жыцці і творчасці нашых продкаў. — Узвышша, 1927. — 151 с. — (1).
- Скорабагатаў В. В. Зайгралі спадчынныя куранты: Цыкл нарысаў з гісторыі прафесіянальнай музычнай культуры Беларусі. — Мн., 1998. — 151 с. — (1).
- Шейн П. В. Материалы…. — 189 с. — (3).
- Гілевіча Н. С. Песні народных свят і абрадаў. — Мн.: Выдавецтва Беларускага дзяржаўнага універсітэта, 1974. — 461 с. — (Беларускі фальклор у сучасных запісах).