Хоровод
Хорово́д (от др.-греч. χορός — «групповой танец»[1]; харагод, курагод; арх. ходеци[2]; ю.-рус. карагод, танок, круг, улица; белор. карагод; полес. кола, круг, абруч; польск. korowód) — древний народный круговой массовый обрядовый танец восточных славян, известный и в восточной Польше, содержащий в себе: обрядовое или необрядовое массовое игровое действо, танец, пение (хороводные песни) и/или игру на инструментах[3].
Хоровод | |
---|---|
| |
Направление | народный коллективный танец восточных и западных славян |
Родственные | |
хора | |
Производные | |
танок | |
См. также | |
народные гулянья | |
Текст в Викитеке | |
Медиафайлы на Викискладе |
Круговой танец известен с древности у многих народов мира во множестве вариантов, широко распространён у славян[3]. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хорэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др.[4] Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол[5] и менуэт.
Хороводом у восточных славян назывались также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны и осенью; по Далю летом, во время страды, хороводы не водили[6].
В святочных хороводных комплексах характерна брачная тематика («Женитьба», «Свадьба»). В весенне-летней символике прослеживается символика начала сельскохозяйственного года и символика увеличения плодородия или вклинивания в хороводное действие сценок с участием ряженых («старик» и «старуха», «медведь» и «вожак»). Летние хороводы чаще связаны с вызыванием дождя, выпроваживание «девушек»[7].
Типы
Выделяют хороводы игровые и орнаментальные[8][9] (плясовые), по форме танца — круговые (движение «по солнцу» и «против солнца») и некруговые (движение цепочкой, спиралью и др.)[3]:
Примером игровых являются архаичные линейные хороводы «А мы просо сеяли» и «Подойду, подойду я под ваш ли город». В них участники встают в две шеренги напротив друг друга и с поочерёдным пением строф «наступают» и «отступают». В круговых игровых хороводах один, два или несколько человек в центре круга разыгрывают сюжет на тему слов песни, в исполнении песен ведущая роль принадлежит запевале (см. напр. «Селезень»). В орнаментальных хороводах все поют и пляшут, повторяя движения («ручеёк», «воротца» и другие) за «хороводницей»; такие хороводы обычно движутся вдоль улицы (см. напр. Вождение стрелы), иногда по кругу. В круговых плясках пляшущие нередко двигаются по кругу, а стоящие рядом «зрители» поют, иногда также играют на музыкальных инструментах (см. напр. Порушка-Параня)[3].
Тематически хороводы делятся на три группы[10]:
- трудовые («А мы просо сеяли», «Ковали»);
- семейно-бытовые («Во лузях», «Перепёлка», «Ой ветки, веточки»);
- хороводы, воплощающие патриотические чувства народа, воспевают родную природу («А уж весна», «Марена»).
Традиции Русского Севера
Хоровод на Русском Севере (круг[11]) довольно своеобразен, он сильно отличается от традиционного для средней полосы России. Однако этот вариант танца во многих областях со временем оказался забыт.
В своём самобытном виде его можно наблюдать, например, в селе Усть-Цильма Республики Коми во время народных гуляний Красных горок. Древность происхождения и сохранность ритуала на протяжении столетий подтверждается и тем, что большинство жителей села — староверы. Первые достоверные сведения о проведении праздника «горка» в Усть-Цильме относятся к середине XIX века. Горочное «хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество[12]. Танец восходит к 17-и фольклорным песенным сюжетам и даёт представление о мировоззрении и эстетических ценностях русского народа много веков назад. Во время танца выполняются семь символических фигур[13]. Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих.
- Столбы — первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода[12].
- Вожжа, в которую переходят столбы. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары.
- Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.
- Круг — колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга.
- Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых[13].
- Шестая часть горочного обрядового танца — на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».
- В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль.
Южнорусские танок и карагод
Южнорусские хороводы (танки́[11]) представляют собой грандиозное явление русского хореографического творчества. Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы». Южнорусские карагоды по своему виду не похожи на общерусские хороводы[14].
Танками называли относительно спокойный ритуальный тип движения («танок-шествие»)[15] с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур, в том числе с элементами игрового начала[16]. Как правило, исполнение танков было приурочено к праздничным датам народного календаря, в том числе в Великий пост (постовые или «говеенские» танки). Чаще всего танки водили весной и летом. Этой приуроченности соответствовали определённые песни и разновидности таночных движений[17]. Южнорусские танки водятся только под песню, без музыкального сопровождения.
Карагод — это круговая пляска[18][3][19], в основе которой лежит индивидуальное мастерство пляшущих, самостоятельность действий, почти полная независимость плясуна, плясуньи или пары солистов от других пляшущих[16]. В карагоде обычно женщины стоят кругом, а мужчины пляшут внутри круга[20]. Карагоды могут исполяться в любое время, кроме поста. В Белгородских сёлах под карагодом понимают не только движущихся, танцующих людей в круге, но и стоящих рядом «потенциальных исполнителей»[14]. В более широком смысле южноруский карагод — это своеобразный ритуал, на котором следует всем жителям села не только присутствовать, но обязательно петь и плясать[21]. Поэтому слово «карагод» также употребляется и в значении «собраться вместе», «окарагодить» (окружить) кого-либо[22].
См. также
- Танок — вид хоровода в Курско-Белгородском Попселье (р. Псёл)
- Хора (танец)
- Русская пляска
- Гаилки
- Русский народный танец
- Этнохореология
Примечания
- Фасмер, 1987, с. 332.
- Руднева, 1975, с. 81.
- БРЭ, 2017, с. 170.
- Фраёнова, 1982.
- Лонгдол в Историческом онлайн-словаре
- Хоровод // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4. — С. 577.
- Морозов, Слепцова, 2004, с. 57.
- 7. Виды русского народного танца //Тимошенко Л. Г. Русский народный танец: региональные особенности — Томск, 2013
- Климов А. А. Основы русского народного танца — М.: Искусство, 1981 — С. 29
- Українські народні танці / упоряд., авт. вступ. ст. і прим. А. І. Гуменюк, ред. П. П. Вірський. — Київ: Наукова думка, 1969. — 610 c. — С. 9 (укр.)
- Шмелева М. Н. Общественный быт середины ХІХ — начала ХХ века // Русские. Народная культура (история и современность). Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. Под. ред. И. В. Власовой. — М. Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000 — 244 с. — 45
- Миловский А. Макушка лета // Вокруг света. — 1982. — № 12. — ISSN 03210669
- Усть-Цилемская горка на Официальном сайте администрации района «Усть-Цилемский»
- Веретенников, 2014, с. 15.
- Сысоева, 2005, с. 76.
- Руднева, 1975, с. 79.
- Жиров, 2000, с. 34.
- Сысоева, 2005, с. 74.
- Токмакова О. С. Оппозиция танков и карагодов в традиции Курско-Белгородского пограничья // Народная культура и проблемы ее изучения: Материалы научной конференции. Воронеж, 2006
- Сысоева Г. Я. Песенный стиль воронежско-белгородского пограничья : к проблеме выявления музыкально-фольклорных диалектов. Диссертация кандидата искусствоведения — Москва, 2010
- Сысоева, 2005, с. 75.
- Алексеева О. И. Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия
Литература
- Веретенников И. И. Белгородские карагоды. — Белгород: ГБУК «БГЦНТ», 2014. — 86 с.
- Гулянья. Хороводы // Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города — М.: Наука, 1978 — С. 159
- Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. — Белгород: Белгородский государственный университет, 2000. — С. 45—51. — 265 с.
- Руднева А. В. Курские танки и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975. — 309 с.
- Стародубцева С. В. Русская хороводная традиция Камско-Вятского междуречья. Монография / Отв. ред. Владыкина Т. Г. — Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 20001. — 421 с.
- Сысоева Г. Я. Типология ритмических форм хороводных и плясовых песен в воронежско-белгородском пограничье // «Традиционная культура», № 4 (20). — М., 2005. — С. 73—84.
- Хоровод // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 170—171. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
- Е. М. Фраёнова. Хоровод // Хейнце — Яшугин. Дополнения А — Я. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 6).
- Николай И. К. Хоровод // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). — М.: Индрик, 2004. — 920 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-295-X. (недоступная ссылка)
- Корогод // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 332.
- Хоровод // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. IV : Т — Ящур. — С. 264.
- Ширина Е. Принципы номинации белорусских хороводов // Фалькларыстычныя даследаванні. Кантэкст. Тыпалогія. Сувязі — Мінск: Бестпрынт, 2004 — ISBN 985-6722-47-0 — С. 146—154
Ссылки
- Русские народные танцы. Хоровод
- Весенние карагоды в селе Павличи Клинцовского района Брянской области (culture.ru)
- Вождение «ширинок» в селах Вышние и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области (culture.ru)
- Праздник «горка» в Усть-Цилемском районе Республики Коми (culture.ru)
- Лагутин В. А. От хоровода до царя
- Русские народные хороводные наборные песни // Электронная библиотека «РОД»