А мы просо сеяли

А мы просо сеяли (просо, просо сеять, бояре, в чистку; белор. А мы проса сеялі; укр. А ми просо сіяли) — одна из древнейших хороводных игр[1], известная русским, белорусам и украинцам. В областях южнее Москвы относится к репертуару весенне-летних[2] и исполняется во время троицко-семицких праздников: обычно проводится вечером на Красную горку или в Духов день на лужайке. У белорусов в Гомельском уезде исполнение было приурочено к Пасхальной неделе[3]. На Русском Севере в неё довольно часто играли и на Святки. Цель этой игры была пробудить плодородие земли, обеспечить обильный урожай, а для незамужних девушек — удачно и скоро выйти замуж. Подобные игры широко распространены по всей Европе[4].

А мы просо сеяли

Кадр из диафильма Анны Некрыловой «Русские народные крестьянские праздники и обряды»
Направление народный
Истоки восточнославянская игра
См. также
Народные гулянья
Текст в Викитеке
 Медиафайлы на Викискладе
Слова и мелодия из Сибири

Игра известна в нескольких вариантах. Наибольшее распространение имел вариант, где девушки выстраивались в два ряда лицом друг к другу, каждая группа девушек попеременно пела одну строфу песни, то приближаясь, то отступая[5].

Описание

«Нет места в России, отмечал А. Терещенко, где бы не пели просо сеять, и по большей части поют в тёплые весенние дни. Замечательно, что этой игрой встречается самая весна. Едва зазеленеют луга, уже выходят девушки и молодцы повеселиться на просторе...»[6].

П. Бессонов писал о белорусских традициях: «Это известное "А мы проса сеяли", остаток древнего игрища парами, стенка девушек и молодцов. Тот же остаток старого деления на стенки и хороводы представляют споры и счёты девушек с молодцом, жены с мужем и т. п.»[7]

На Русском Севере довольно часто играли на святочных игрищах, а иногда и святочных обходах дворов, когда группа молодых людей, а иногда и взрослых женщин и мужчин, затевали в избе игру «А мы просо сеяли», ходили ряды от окон к двери и посыпали пол зерном[8].

Рязанский вариант игры — «Бояре» (Бояре, а мы к вам пришли)[9], в Подмосковье — «В чистку»[10].

Правила

В игре принимают участие только девушки или парни с девушками. Участники делятся поровну на две команды и встают в линии напротив друг друга. Принципиальное значение в игре имеет направление сеяния — движения, «по» или «против» солнца: начинающий игру и запевающий песню первый ряд всегда двигается по солнцу (с востока на запад), второй ряд против солнца — с запада на восток. Песня исполняется плавно, в умеренном или медленном темпе[11].

Начинается песня со слов «А мы просо сеяли», и первая линия двигается навстречу второй и проходит половину пути до второй линии. Вторая линия стоит на месте. На слова припева «Ой, дид-ладо, сеяли» или «Ой, дева люли» двигается обратно. На вторую строфу: «А мы просо вытопчем» вторая линия идёт навстречу первой и проделывает тот же путь. Так продолжается несколько куплетов.

После слов:

— А нам надо девицу, девицу.
— А каку ж вам девицу, девицу?

— команда, выбирающая девицу, совещается, и затем поёт, называя имя выбранной. После слов: «Отворяйте воротца! Принимайте девицу!» выбранная девушка переходит из первой линии во вторую. После перехода первая линия поёт: «В нашем полку убыло». А вторая: «В нашем полку прибыло». Затем всё повторяется до тех пор, пока все девушки с одной стороны не перейдут на другую.

В игре происходит имитация части свадебного обряда. Так же как и во время свадебного обряда, происходит изменение состояния невесты и среды её пребывания (обряд перехода). В игре это перемещение девушки в реальном (физическом) и социальном пространстве и символическое признание её, а также включение её в новую группу как полноправного члена (проход девушки сквозь символические ворота «Открывайте ворота, принимайте девицу!»[12].

В более ранних описаниях шеренги состояли из девушек и замужних женщин, когда обыгрывались свадебные и послесвадебные обряды перехода девушек в стан замужних; или из девушек и парней, и тогда смысл игры заключался в «переженивании» участников[13].

См. также

Примечания

  1. Даль, 1880—1882.
  2. Балакирев М. А. Русские народные песни: для одного голоса с сопровождением фортепиано — М.: Гос. Музыкальное изд-во, 1957 — 375 с. — С. 296
  3. Тихоницкая, 1938, с. 146.
  4. Морозов, Слепцова, 2004, с. 429.
  5. Балакирев М. А. Русские народные песни: для одного голоса с сопровождением фортепиано — М.: Гос. Музыкальное изд-во, 1957 — 375 с. — С. 284, 295–296
  6. Терещенко, 1999.
  7. Бессонов, 1871, с. 20.
  8. Морозов, Слепцова, 2004, с. 269.
  9. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь (Тайные знания) — Пальмира, 2017 — 765 с — ISBN 978-5-521-00736-3 — С. 691
  10. Тихоницкая, 1938, с. 145.
  11. Балакирев М. А., Гиппиус Е. В. Русские народные песни: для одного голоса с сопровождением фортепиано — М.: Гос. Музыкальное изд-во, 1957 — 375 с. — С. 296
  12. Ритуальная игра семейских Забайкалья «А мы просо сеяли»
  13. Морозов, Слепцова, 2004, с. 430.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.