Святки
Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды; др.-рус. свꙗтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.
Святки | |
---|---|
| |
Тип | народно-христианский |
Иначе | Коляды, «Калядныя святкi» (белор.) |
Установлен |
Турским собором (567 год)[1], обрядность имеет дохристианские корни[2][3] |
Отмечается | славянами |
Дата | |
Празднование | народные гуляния |
Традиции | запрет на работы, колядование, славление, посевание, ряженье, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие, вечёрки, катание на лошадях[4] |
Связан с | Рождество Христово, Крещение Господне |
Медиафайлы на Викискладе |
В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, то есть 7 (20) января (Зимний свадебник) и половину дня 8 (21) января, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество[5].
В христианской традиции — время с Рождества Христова до Крещенского Сочельника (с 7 по 17 января)[6][7].
Этимология и названия
Святки (от праслав. *svętъ, *svętъjь[8]) — старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает, что праздник продолжается не один день (ср.: Червоные Святки[9], Зелёные Святки).
- рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды, колёды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.), цветьё (Удмуртия)[10], окрутники (новг.)[11], кудеса (новг., вологод.)[12], субботки[12] (псков.);
- зап.-белор. калядныя святкi; між каляд, поміж каляд (то есть 'между колядами'); либо калядныя святкi, калядныя нядзелi;
- полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество;
- польск. Gody, Godnie Święta[13], Szczodre Gody, świeczki, święte wieczory;
- чеш. Vánoce («святые ночи»), Hody[13];
- словацк. Vianoce, Hody, sviatky[14];
- словен. Volčje noči (штир.)[15] (также см. Вучаренье);
- сербохорв. некрштены дани[16];
- в.-болг. мръсни дни (нощи), погани дни; з.-болг. некрстени дни, некрштены дани; в Родопах — караконджерови дни, дяволски деня, вампирски дéн’ове, поганските дни, буганите дене[17].
Церковное празднование
Праздновать двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времён. Указанием на это могут служить 13 бесед Ефрема Сирина (ум. 373 г.), произнесённых им от 25 декабря по 6 января, а также проповеди Амвросия Медиоланского и Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 году. Вторым туронским собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Ещё со времён Римской империи в эти дни нередко практиковались гадания и другие народные обычаи, с которыми боролась церковь. Против этого направлены, помимо всего прочего, 61 и 62 правила Шестого Вселенского собора. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни»[18].
Обрядность
Начало зимних Святок и окончание рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивалось к Николину дню[19]. Под влиянием христианской церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю — от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной[20].
У восточных славян считалось, что первый день надо провести дома или у родных. Во второй, называемый молодионы (день младенцев), все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением[21].
Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий[22].
В Новгороде со второго дня Святок (окрутников) до Богоявления наряженные ходят по городу в те дома, где в знак приглашения стоят на окнах зажжённые свечи, и потешают хозяев шутками, сатирическими представлениями, песнями и плясками. В Тихвине на Святки делается большая лодка, которая ставится на несколько саней, и по улицам везётся множеством лошадей, на которых сидят верхом «окрутники». В лодке находятся ряженые в масках («святочники») с разноцветными флагами, которых называют окрутниками, кудесниками, куликами, щеголями. Во время поездки они поют, играют на различных инструментах, шутят. Их сопровождает много народа, зажиточные горожане угощают вином и кушаньем[23].
В Псковской губернии (в Торопце) девушки откупали на Святки дом у какой-либо вдовы, ставили скамейки до потолка в виде амфитеатра, посреди вешали огромный фонарь со множеством свечей, сделанный из цветной бумаги и украшенный разноцветными лентами. По сторонам ставят скамейки для парней. Когда все места в амфитеатре займут девушки, открывают ворота и впускают ребят, при этом каждого гостя встречают песнями с припевом:
Дунай, Дунай, многолетствуй!
И с твоею полюбовницей!
За это гости платят — сборы идут хозяйке избы. Женатые мужчины на «торопецкие субботки» не допускаются[24].
Святочный период
Во многих славянских традициях Святки делились на две половины — до Нового года и после. Первая неделя Святок нередко считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового года — шчо́дрыи вэчори́» (ср. также укр. киев. святый тыждень). В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы (брест.). На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшны́е вечера. У русских Удмуртии они, кроме того, назывались соответственно Ржаное цветьё и Яровое цветьё, что актуализировало параллелизм с летними Зелёными святками, во время которых происходило колошение и цветение злаков[10]. Вместе с тем Святки воспринимаются как единый цикл, о чём свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья 'Рождественский сочельник', Друга или Середня кутья 'канун Нового года', Трэтья или Последняя кутья 'канун Крещения' (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная»[5].
Изгнание святок
Обряды «изгнания святок» (кутьи, коляды), приуроченные к Крещению, широко распространены у западных и восточных славян. На Украине сжигание на Новый год рождественской соломы или мусора, накопленного за период Святок, называлось паліть діда или паліть дідуха. В Нижегородской области в Крещенской сочельник зажигали сноп соломы и возили его на санках по деревне с криками: «Митрофанушка горит!»; это называлось «провожать святки»[25].
Пословицы и поговорки
- На Святки только волки женятся[26].
- От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится[27].
- Одна кутья на людей, другая на скотину, а третья на урожай (полес. Аднá куття на людей, а другая на худóбу, а треття на уражай)[28].
- Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься (воронеж.)[29].
- Мокрые святки — мало урожая (пол. силез.)[30].
- Ясные святки — полные амбары (пол. силез.)[30].
См. также
Примечания
- Страхов А. Б. Ночь перед Рождеством: народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян. Cambridge-Mass., 2003. С. 242.
- Никифоров, 2006, с. 596.
- Перевезенцев, 2001, с. 182.
- Кимеева Т. И., Глушкова П. В. Овеществленные компоненты святочного календарного обряда русских как объект нематериального культурного наследия // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств — Кемерово, 2015
- Виноградова, Плотникова, 2009, с. 584.
- Рождество Христово и Святки в 2020 году
- Святки // azbyka.ru
- Черных, 1999, с. 557.
- Бальмонт К. Д. Червонные Святки
- Стародубцева, 2001, с. 19.
- Снегирёв, 1838, с. 33.
- Снегирёв, 1838, с. 34.
- Ганцкая и др., 1973, с. 208.
- Виноградова, Плотникова, 2009, с. 585.
- Кабакова, 1995, с. 428.
- Толстые, 1978, с. 114.
- Плотникова, 2004, с. 254.
- Свод Законов XIV. — Ч. 4. — С. 33—34. См.: прот. Г. С. Дебольский. Дни богослужения православной кафолической восточной церкви. — Т. 1. — СПб., 1882.
- Мануковская, 2012, с. 95.
- Корнеева, 2007, с. 114.
- Терещенко, 1999.
- Мячин, 2004, с. 557.
- Снегирёв, 1838, с. 33–34.
- Снегирёв, 1838, с. 34–35.
- Виноградова, Плотникова, 2009, с. 588.
- ЭФРК, 1996, с. 72.
- Воскобойников, Голь, 1997, с. 35.
- Толстая, 2005, с. 133.
- Пухова, Христова, 2005, с. 44.
- Виноградова, Плотникова, 2009, с. 587.
Литература
- Святки / Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 584–589. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Ганцкая О. А., Грацианская Н. Н., Токарев С. А. Западные славяне // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники. — М.: Наука, 1973. — С. 204–234.
- Волчьи дни / Кабакова Г. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 109–111. — ISBN 5-7133-0704-2.
- Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале XX века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Белгород: БелГУ, 2007. — Т. 4, № 8. — С. 114–120. — ISSN 1990-5327.
- Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III / Сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.
- Максимов С. В. Святки // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
- Мануковская Т. В. Образ Николая Чудотворца в духовных стихах и житии // Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. Выпуск XII. Народная культура сегодня и проблемы ее изучения. Сборник статей. Материалы научной региональной конференции 2012 г.. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2012. — С. 91–98.
- Мир русской культуры / Науч. ред. А. Н. Мячин. — М.: Вече, 2004. — 608 с. — ISBN 5-9533021-2-6.
- Перевезенцев С. В. Двоеверие // Большая школьная энциклопедия «Руссика». История России IX—XVII вв / науч. ред. В. М. Карев, Е. И. Куксина, С. В. Перевезенцев. — М.: Олма-пресс, 2001. — С. 181—182. — (Руссика). — 5000 экз. — ISBN 5-224-01258-9.
- Плотникова А. А. Этнолингвистическая география Южной Славии. — М.: Индрик, 2004. — 768 с. — ISBN 5-85759-287-9.
- Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 2). — М.: Университетская типография, 1838. — 142 с.
- Стародубцева С. В. Русская хороводная традиция Камско-Вятского междуречья / Науч. ред. Т. Г. Владыкина. — Ижевск: УдмИИЯЛ, 2001. — 419 с. — ISBN 5-85759-287-9.
- Терещенко А. В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы место=М.. — Русская книга, 1999. — 245 с.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
- Толстые Н. И. и С. М. Заметки по славянскому язычеству. 2. Вызывание дождя в Полесье // Славянский и балканский фольклор: Генезис. Архаика. Традиции / Отв. редактор И. М. Шептунов. — М.: Наука, 1978. — С. 95–130.
- Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М.: Русский язык, 1999. — ISBN 5-200-02684-9.
- Энциклопедия российских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. — СПб.: Респекс, 1997. — 448 с. — (Русь Великая). — ISBN 5-7345-0094-1.
- Этнография и фольклор Рязанского края: материалы Российской научной конференции к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой : 1-е Лебедевские чтения, 6-8 декабря 1994 г. — Рязань, 1996. — 216 с.
- Язычество древних славян // Россия: Иллюстрированная энциклопедия / Редактор-составитель к. и. н. Ю. А. Никифоров. — М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2006. — С. 595–596. — ISBN 5-373-00239-9.
Ссылки
- Святки // Российский этнографический музей
- Святочные гадания. Образ жизни русского народа . Фольклорус.
- Коляды (Каляды) (недоступная ссылка). На официальном сайте «Белорусы Югры». Архивировано 7 апреля 2013 года.
- Анучина Т. Холмогорские козули . Пресса Архангельской области (5 января 2003).
- О святочных гаданиях и приметах