Неовизантийский стиль

Неовизанти́йский стиль — один из исторических стилей, использовавший мотивы архитектуры и декоративно-прикладного искусства раннехристианского Рима и стран христианского Востока (Византии, Грузии, Армении и других). Наибольшее распространение получил в храмовом зодчестве и убранстве[1].

Неовизантийский

Морской Никольский собор в Кронштадте
Концепция использование мотивов архитектуры и декоративно-прикладного искусства раннехристианского Рима и стран христианского Востока (Византии, Грузии, Армении и других)
Дата основания 1840-е
Дата распада 1910-е
 Медиафайлы на Викискладе

В странах Западной Европы получил распространение романо-византийский вариант стиля, в котором византийские формы чаще всего соединялись с базиликанским планом и элементами романского стиля.

Неовизантийский стиль достиг наибольшего развития в Российской империи и на БалканахБолгарии и Сербии), где был связан с идеей культурного единства православных народов.

Неовизантийский стиль не стоит путать с русско-византийским стилем, отдельным архитектурным течением первой половины XIX века.

Характеристика стиля

Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VIVIII веков. Особенно ярко стиль проявился в церковном зодчестве. Художественным и идеологическим образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе и церкви Равеннского экзархата. Ответвление стиля — Бристольский византизм — отличился долей эклектики и строительством преимущественно промышленных зданий (фабрики, склады и т.п.).

В основу композиции храмов неовизантийского стиля, как правило, полагали выработанную в ранней Византийской империи крестово-купольную пятиглавую схему либо купольную базилику типа храма Святой Софии. У таких храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных рядом оконных проёмов. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из объёма храма лишь наполовину — в виде конхи апсиды. Малые купола такой формы, как в Софийском соборе, выполняют функцию контрфорсов. Внутренний объём храма традиционно не подразделяется пилонами или крестовыми сводами на компартименты, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать до нескольких тысяч человек.

Храмы в данном стиле часто строили на окраинах Российской империи, особенно на юге, и на Балканах. Наиболее известные мастера неовизантийского стиля — Д. И. Гримм, Г. Г. Гагарин, В. А. Косяков и другие[2] [3].

Неовизантийский стиль по странам

Франция

Во Франции история Византийской империи была хорошо известна с XVII века. Становление французского абсолютизма во многом опиралось на опыт самодержавия Восточной Римской империи. По указу Людовика XIV в типографии Лувра было отпечатано 42 тома «Корпуса византийских историков» — одного из наиболее ранних и полных собраний по истории Византии. Архитектурное наследие империи заинтересовало историков искусства и архитекторов позднее, в 1-й половине XIX века, в условиях становления историзма в период реставрации монархии при Людовике XVIII (1814—1824) и его последователях — Карле X (1824—1830) и в особенности при Луи-Филиппе I (1830—1848). В данный период изучение истории архитектуры и археологии стало занимать всё больше места в образовательных программах архитектурных школ. В 1830—1850-е годы был опубликован ряд исследований, связанных с архитектурой Византии и её влиянии на раннесредневековую архитектуру Франции, в частности «Очерк о романских и романо-византийских церквах департамента Пюи-де-Дом» А. Малле (1838), «О Византийской архитектуре» А. Ленуара (1840), «Византийские церкви в Греции» А. Кушо (1841), «Византийская архитектура во Франции» Ф. Вернея (1851)[4].

Большое влияние на развитие неовизантийского стиля во Франции оказали своеобразные формы церкви Сен-Фрон в Периге (1120—1150-е годы). Ещё раньше своеобразие средневековой архитектуры Юга Франции (департаментов Монпелье, Экс-ан-Прованс, Ним и Фрежюс), сложившейся во многом под влиянием византийской архитектуры, привлекло внимание Людовика Вите и Проспера Мериме. Известный историк архитектуры Жорж Роо де Флёри много писал о византийской традиции в средневековой архитектуре Франции. В «Средневековой архитектуре Пизы» (1866) он доказывал фундаментальный характер влияния пизанской архитектуры на французскую и зависимость архитектурной школы Пизы от Византии. Развитию интереса к истории и культуре Византии во французском обществе способствовала и деятельность писателя Теофиля Готье, восторженно писавшего о византийской архитектуре[5].

Помимо исторического и культурологического интереса, на развитие неовизантийского стиля оказала влияние и политика Второй империи Наполеона III. Соперничество великих держав — России, Пруссии и Франции — на святой земле способствовало своеобразному «архитектурному конкурсу», в котором большая роль отводилась неороманским и неовизантийским мотивам, что оказало влияние и на архитектуру этих стран. Безусловное лидерство в данном отношении в середине столетия принадлежало Франции. Такие французские архитекторы, как Анри Лабруст, Л. Дюком, Феликс Дюбан и Леон Водуайе часто использовали в своих постройках мотивы византийской архитектуры. В качестве выражения восточной политики Наполеона III в Марселе — восточных воротах страны — были возведены в неовизантийском стиле грандиозный собор Девы Марии — святой Марии Мажор (1852—1896, арх. Л. Водуайе) и церковь Нотр-Дам-де-ла-Гард (1852—1864, арх. Г. Ж. Эсперандье). Во французском Алжире построен храм Божией Матери Африканской (1855—1872, арх. Ж. Е. Фромажо), в котором архитектурные формы были ещё более приближены к византийским прототипам[6].

В последующие десятилетия во Франции ещё более укрепилась историческая и теоретическая основа развития неовизантийского стиля. В 1883 году вышел в свет фундаментальный труд Огюста Шуази «Строительное искусство Византии», ставший настольной книгой для нескольких поколений архитекторов. Были возведены крупные неовизантийские храмы: базилика св. Мартина в Туре (1886—1924, арх. В. Лалу), церковь св. Клотильды в Реймсе (1898—1905, арх. А. Госсе)[7].

Несколько позже, чем в провинции неовизантиские мотивы появились в архитектуре Парижа, однако в последующем город стал центром развития этого стилистического направления. Одной из первых построек направления в Париже стала церковь св. Стефана (1880—1895, арх. Жозеф Огюст Эмиль Водреме). Во второй половине 1890-х годов архитектор Шарль Луи Жиро создал один из самых выдающихся памятников стиля — крипту Института Пастера, напоминавшую византийские мавзолеи. Одним из крупных памятников неовизантийского стиля 1910-х годов стала церковь св. Доминика (1913—1921, арх. Ж. Годибер)[8].

Российская империя

Наивысшего развития стиль достиг в России и на Балканах, так как имел национальный статус и символизировал политическое, религиозное и культурное единство православных народов (идеи панславизма). Ключевым источником для неовизантийского стиля в России стал храм Святой Софии в Константинополе, формы которого ассоциировались с идеей православной державности. Программа неовизантийского стиля содержала идею о неисчерпанности византийского искусства к моменту падения Византии и возможности его использования для создания единого стиля восточнохристианского искусства[1].

Художественные принципы неовизантийского стиля сформировались в период правления Александра II, при котором он имел статус официального государственного. В неовизантийском стиле строили храмы-памятники, посвящённые крещению Руси (Владимирский собор в Киеве, 1862—1882, арх. А. В. Беретти, П. И. Спарро, Р. Бернард, В. Н. Николаев; храм-памятник Святому равноапостольному великому князю Владимиру в Херсонесе Таврическом, 1861—1879, арх. Д. И. Гримм). При правлении Александра III и Николая II неовизантийское направление продолжало оставаться стилем государственного заказа, но тем не менее уступило лидерство русскому стилю, а позже — неорусскому[1].

В конце XIX — начале XX века в неовизантийском стиле строились по преимуществу крупные соборы, символизировавшие могущество Российской империи (Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске, 1891—1904, арх. А. А. Ященко; Морской Никольский собор в Кронштадте, 1902—1913, арх. В. А. и Г. А. Косяковы), а также монастырские храмы и целые ансамбли (Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге, 1899—1911, арх. Н. Н. Никонов). Меньшее распространение стиль получил в усадебном и приходском храмостроении (Троицкая церковь в Щурове, 1880-е годы — 1907, инж. И. Витшас по проекту арх. М. К. Гепеннера; церковь Знамения в Кунцеве, 1908—1913, арх. С. У. Соловьёв)[1].

Внутри неовизантийского стиля существовало несколько направлений. Наряду с «греко-византийским», современники выделяли «армяно-византийское», ориентированное на древние памятники Закавказья и распространившееся в основном в усадебном храмостроении Юга империи (церковь Святого Александра Невского в Абастумани, 1896—1898, арх. О. И. Симонсон; церковь Троицы в имении Е. А. Хомяковой около Нальчика, 1895—1902, арх. С. У. Соловьёв; церкви Преображения и Святой Нины в Хараксе в Крыму, 1908—1912, арх. Н. П. Краснов)[1].

После революции 1917 года неовизантийский стиль использовался в архитекторами русской эмиграции, в частности в Харбине (церковь Покрова Пресвятой Богродицы, 1930, арх. Ю. П. Жданов)[1].

Византийский стиль в интерьере

Интерьер Кронштадтского Морского собора

Исследователь З. В. Удальцова характеризовала византийский стиль как «изысканную роскошь» и «торжественную парадность», что является полной противоположностью простоте, естественности и строгости классицистического стиля. Помещения украшали полихромными мраморными плитами и красочными мозаиками. Широко применяли "ковровый" растительный орнамент из мозаичных тессер тёмно-красного (пурпурного) и тёмно-зелёного (изумрудного) цвета. Стены и потолки расписывали фресками с преобладанием золотого ассиста. Содержание церковных изображений отличалось нарративностью, «глубоким спиритуализмом» и отсылало к библейским сюжетам и небесному миру ангелов. Персонажи изображали закутанными в синие и красные мафории по византийскому канону на золотом абстрактном фоне. Характерно использование медальонов с портретными изображениями святых. Греко-римскую основу византийской культуры подчеркивали колонны с капителями, а средневековый дух — арки дверных проёмов. Для освещения архитекторы использовали как огромные люстры-паникадила, так и небольшие настенные светильники-лампады. Мебель тёмных пород (киот) характеризовалась сложной резьбой и золоченым декором.

Примеры неовизантийского стиля

Православные храмы
Собор Святителя Нектария Эгинского на Эгине
Католические храмы
Интерьер базилики Святого Людовика в Сент-Луисе
Протестантские храмы
  • Лютеранская немецкая церковь Вознесения в больнице Августа Виктория на Елеонской горе в Иерусалиме

См. также

Примечания

  1. БРЭ, 2017.
  2. Некрасов А. И. Византийское и русское искусство. М., 1924
  3. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — СПб.: Стройиздат, 1992. — С. 81—94
  4. Савельев, 2014, с. 25.
  5. Савельев, 2014, с. 26.
  6. Савельев, 2014, с. 26—27.
  7. Савельев, 2014, с. 28—29.
  8. Савельев, 2014, с. 29—30.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.