Бидермайер

Бидермайер[1] (нем. Biedermeier) — художественное течение в немецком и австрийском искусстве, главным образом в живописи, графике, оформлении интерьера и декоративно-прикладном искусстве, получившее развитие в 1815—1848 годах, во времена относительного затишья в Европе после окончания Наполеоновских войн (Венский конгресс) и до революционных событий в Германии 1848—1849 годов.

Карл Шпицвег — Воскресная прогулка (1841)

Ввиду отсутствия либо слабой проявленности оригинальных стилевых черт и формальных признаков в произведениях бидермайера, это явление затруднительно классифицировать в качестве художественного стиля. Немецкие исследователи: Г. Бёмер, Р. Леман, Л. Шротт называли бидермайер «сниженным ампиром» либо «псевдоромантизмом», хотя он и сложился в результате романтического движения в искусстве стран Западной Европы[2].

Название

Название возникло от игры слов: Biedermann — простак, простодушный, наивный человек, и фамилии Maier. В 1848 году немецкий поэт Й. фон Шеффель опубликовал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидерманна» и «Сетования праздного Майера», а в 1850 году другой немецкий поэт Людвиг Айхродт[3] из двух слов составил псевдоним, под которым он стал печатать сентиментальные и наивные стихотворения. Вскоре под вымышленным именем Готтлиба Бидермайера стали появляться произведения, пародирующие любительские и нелепые стихи некоего С. Заутера, провинциального школьного учителя. Эта история хорошо отражает идеологию провинциального, отчасти мещанского и сентиментального искусства, распространявшегося в немецко-австрийской провинции того времени.

Характерно, что в эти же годы в архитектуре столиц — Берлина и Вены — получали распространение крупные художественные стили: прусский эллинизм и венский неоклассицизм, противопоставлявшие себя французскому ампиру, который после поражения наполеоновской Франции приобрёл негативные коннотации[4].

История

Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали политическая реакция и кризис больших форм искусства. Тревожное положение и меланхолия вызывали камерные, отрешённые от суровой реальности настроения. Типичный выход из этого состояния — погружение в эстетику замкнутого мирка семьи, круга родственников и друзей, воспитания детей, поиска предмета творчества в обычных жизненных радостях.

Бидермайер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесью ампира с романтизмом». В бидермайере отразились представления бюргерской среды, формы стиля ампир преобразовывали в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермайера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Основная черта бидермайера — идеализм.

Постепенно понятие «бидермайер» распространилось на моду в одежде, декоративно-прикладное искусство, графику, оформление интерьера и мебель. К 1900 году это слово стали использовать фигурально: в значении «старые добрые времена». В 1927 году в немецком литературоведении этот термин применили и к немецкой литературе 1815—1840 годов.

Живопись

В живописи бидермайера преобладает изображение бытовых сцен, картины носят преимущественно камерный характер. Художники стремятся найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Представители бидермайера в живописи:

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермайера, Карл Шпицвег, любил изображать чудаков-обывателей, филистеров, как их называли в Германии. Конечно, его герои ограниченны, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно. Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.

В декоративно-прикладном искусстве наибольшее развитие получает роспись фарфора и стекла цветочными и пейзажными мотивами.

Бидермайер — искусство провинции, хотя в этой эстетике работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Официально тогда были признаны другие направления: неоготика и «прусский эллинизм» в Берлине, стиль «альтвин» (в переводе — старовенский) — в Вене.

Проник бидермайер и в Россию. Его влияние находят в работах русских мастеров А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, их учеников и последователей. Выражение «русский бидермайер» применяли к творчеству этих художников Н. Н. Коваленская и Д. В. Сарабьянов, хотя он и звучит парадоксально[5].

Мода

В этот период в мужской моде главенствуют редингот, жилет и цилиндр, трость, узкие брюки со штрипками, рубашка с воротником-отцеубийца[6], иногда фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, пышными юбками в форме колокола, шляпки-капоры. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира.

Интерьер

Отто Эрдман — Комната бидермайер (1905)

Бидермайер привнёс в эстетику буржуазного жилища скромный мир вещей с лёгким налётом сентиментальности и грусти. От холодного, аристократического ампира бидермайер унаследовал основные принципы композиции и лаконизм форм. Мелкобуржуазному сознанию бюргера отвечали практичность и простота. Для интерьеров в стиле бидермайер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Критериями бытовой вещи, мебели считали такие качества, как прочность, доброкачественность, удобство. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая, «воскресная комната» служила только для приёма гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавали окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермайер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда ещё мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, — декоративность отходит на второй план.

В начале XX века бидермайер оценивали исключительно негативно. Ныне бидермайер расценивают в качестве характерного течения провинциального искусства Западной Европы первой половины XIX века, отражающего процессы зарождения эстетики историзма и эклектики 1830—1880-х годов.

Большая часть сложившихся в эту эпоху типов мебели не утратила своей актуальности по сей день.

Мебель

Эдуард Гертнер — Комната (1849)

Мебель эпохи бидермайера свободна от архитектурных форм и чужеродного декора. Критерием качественности мебели теперь считаются удобство форм и безупречная столярная работа. Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами натуралистически трактованных цветов. Пространство комнат заставлено большим количеством мебели, которая стремится группироваться в центре, и притом так, чтобы пустоты оставалось как можно меньше.

Комната эпохи бидермайер, ок. 1830 год

В мебели бидермайера строгость и холодная величавость классицизма постепенно вытеснялась более естественными формами, плавно изогнутыми линиями. Конструкции отдельных типов мебели отличались остроумием и оригинальностью; главное их достоинство — практичность и удобство в быту. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермайера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов, столов с выдвижными или откидными столешницами, стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу, письменных столов и шкафов с различными ящичками и так далее.

В эпоху бидермайера наиболее распространёнными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Корпус предмета решался в простых геометрических формах; боковые стенки и дверцы выполнялись либо рамочно-филеночными, либо сплошными, без всяких членений; в случае рамочного оформления рамки были простыми, непрофилированными, трапециевидными в сечении. В мебели бидермайера всё ещё часто встречались неизбежные следы архитектоники в виде несильно выраженных, подчас схематично решённых карнизов, тимпанов, колонок или пилястр и гладких, слегка массивных опор.

См. также

Примечания

  1. Бидермайер / Т. Г. Юрченко, М. Н. Соколов (изобразит. иск-во) // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 468—469. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1.
  2. Тарасов Ю. А. Бидермайер в немецко-австрийской живописи романтического и послеромантического времени // Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — С. 69—70
  3. Эйхродт, Людвиг // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  4. В. Г. Власов. Бидермайер // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Азбука-Классика, т. II, 2004. С. 173—180
  5. Сарабьянов Д. В. Художники круга Венецианова и немецкий бидермайер // Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980
  6. Jiří Rak, Radim Vondráček, Lawrence Jenkins, Claudia Terenzi. Biedermeier: art and culture in Central Europe, 1815-1848. — Skira, 2001. — С. 193. — 268 с.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.