Ковид-диссидентство
Ковид-диссидентство — та или иная степень неверия в вирус—возбудитель новой коронавирусной инфекции и масштаб вызванной им угрозы (от полного отрицания реальности вируса до утверждений о том, что он не опаснее гриппа), отрицание наличия COVID-19, отрицание его опасности[1][2]; границы явления могут трактоваться по-разному.
Приверженцев ковид-диссидентства именуют ковид-диссидентами[1][2].
Особенности поведения ковид-диссидентов
Ковид-диссиденты, даже заболев, могут продолжать утверждать, что COVID-19 не существует, и отказываться соблюдать санитарные меры противодействия[3].
По информации Би-би-си, в США ковид-диссидентство затрудняет работу врачей: оказавшись в больнице с диагнозом COVID-19, ковид-диссиденты могут вести себя агрессивно, рассматривая врачей как соучастников всемирного заговора, призванного лишить их возможности работать и зарабатывать, а выступления в социальных сетях и на телеканалах с целью информирования о заболевании провоцируют ответные угрозы; в Великобритании врачи, занимающиеся информированием населения через социальные сети, также получают оскорбления и угрозы (в основном от отрицателей реальности заболевания и сторонников теорий заговора); подобные комментарии действуют на врачей деморализующе[3].
В России большинство врачей, опрошенных Би-би-си, угроз в социальных сетях не получают, однако угрозы от пациентов с COVID-19 также иногда встречаются[3].
Социологические данные
Степень распространённости
2—5 июля 2020 года Фонд «Общественное мнение» провёл в России опрос общественного мнения. Согласно данным опроса, доля тех, кто считал новый коронавирус выдумкой, составляла 12 %[1].
Согласно исследованию аналитического центра Pew Research Center, опубликованному в июне 2021 года, популярная версия о том, что сильные мира сего намеренно спланировали распространение COVID-19, была знакома 71 % американцев, при этом четверть из них верили в эту теорию полностью или частично[3].
Согласно опросу маркетинговой компании Ipsos Mori, около 30 % населения крупнейших стран мира, включая Россию, считают, что СМИ преувеличивают размах пандемии[3].
Характерные черты ковид-диссидентов
По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), к ковид-диссидентству в радикальной форме (то есть, к полному неверию в новый коронавирус) в июле 2020 года чаще других были склонны 31-45-летние (не верили 18 %) и неработающие граждане (не верили 19 %), в то время как в среднем по выборке неверие составляло 12 %[1].
Проведённые фондом интервью позволили полнее раскрыть взаимосвязь между отрицанием заболевания и трудоустройством: диссидентские взгляды у тех, кто оказался в трудном финансовом положении (например, у работников сферы культуры), «могли возникнуть как ответная реакция на меры, воспринимавшиеся как избыточные»[1].
Только 18 % радикальных отрицателей имели высшее образование (в среднем по выборке 35 %); значительная часть ковид-диссидентов (45 %) характеризуют свое материальное положение как плохое и очень плохое (в среднем по выборке 34 %); более трети из них (34 %) проживают в сёлах (по выборке в целом — 26 %)[1].
Ковид-диссиденты, по данным ФОМ, часто имеют единомышленников: 80 % тех, кто отрицал реальность нового коронавируса, говорили о наличии знакомых с аналогичными взглядами, а 78 % были уверены, что приверженцы таких взглядов многочисленны. Иными словами, они не считали, что их взгляды противоречат мнению общественности, а противопоставляли себя официальной точке зрения[1].
При этом лишь 53 % ковид-диссидентов придерживались своих убеждений изначально, в то время как 36 % перешли в ковид-диссидентство, сперва считая заболевание реальным[1].
Наличие знакомых врачей мало сказывалось на представлениях о реальности заболевания: среди ковид-диссидентов имеют в ближайшем окружении врачей и медицинских работников 57 % (по выборке в целом 51 %), а 6 % сами были представителями медицинской профессии[1].
Интервью с ковид-диссидентами показали, что при наличии в их окружении представителей медицинской профессии, от которых невозможно получить исчерпывающую информацию о заболевании (в силу разных причин), убеждённость в его «выдуманности» лишь растёт[1].
Ковид-диссиденты меньше следили за информацией о пандемии, чем население в целом: больше половины (54 %) не следили совсем (по выборке в среднем — 22 %), а 29 % следили, но не очень внимательно (в среднем — 41 %)[1].
Активисты
В России идеи ковид-диссидентства распространяют многие российские лидеры мнений. В их числе бывшая участница «Дома-2» Виктория Боня, теннисист Марат Сафин и режиссёр Никита Михалков[4][5]. Им оппонируют сторонники вакцинации: от просветителей, вроде онлайн-проекта «Прививка от мракобесия», до более радикальных движений, например, «Мракоборец | Борцы с антиваксерами», добившегося блокировки инстаграма Марии Шукшиной[6][7][8].
Примечания
- Евгения Закутина. «Не верю!» — социологический портрет ковид-диссидента // ФОМ, 24.07.2020.
- Семён Моргунов. Опасное ковид-диссидентство. Почему бельгийские медики в корне неправы? // Аргументы и Факты, № 43, 15.10.2020.
- Юлия Джеймс, Елена Бердникова. «Это равносильно убийству»: как врачи оказались на передовой борьбы с ковид-диссидентами // Би-би-си, 30.03.2021.
- Беззащитны и смертельно опасны // Новая газета, 25.02.2021.
- Ковид-диссиденты: беззащитны и смертельно опасны // Delfi.ee, 01.03.2021.
- «Заговор, постановка». Как ковид-диссиденты смеются над опасностью вируса // РИА Новости, 09.06.2020.
- В Telegram появился канал борьбы с антипрививочниками // Лента.ру, 29.11.2021.
- Боты и связь с силовиками: изнанка проекта «Мракоборец / Борцы с антиваксерами» // Readovka, 02.12.2021.