Первобытный коммунизм

Первобытный коммунизм (англ. Primitive communism[1][2], нем. Urkommunismus) — в марксизме: способ производства, господствующий на протяжении самой первой и самой продолжительной в истории общественно-экономической формациипервобытнообщинного строя.

Терминология

Термин «первобытный коммунизм» или эквивалентная ему полукалька от англ. primitive communism и французского фр. communisme primitif — «примитивный коммунизм», были в научном обороте в России в конце XIX века[3].

Прецедент передачи многозначного ‘primitive’ словом «первобытный» (по Далю: «давний или ветхий, исконный, доконный, начальный или предвечный»[4]) был задан в России первым переводом монографии Э.-Б. Тайлора англ. «Primitive culture», 1871, вышедшей в 1873 году в Петербурге под названием «Первобытная культура»[5].

Сущность категории

На этой стадии развития общества все члены «первичных хозяйствующих ячеек» первобытной популяции охотников-собирателей находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта был единым для всех.

Первобытный коммунизм характерен для всех народов, находящихся на ранних ступенях развития. Соответствующий ему первобытнообщинный строй по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Одинаковое отношение всех членов хозяйствующего сообщества к средствам производства служит предпосылкой единого для них способа получения доли общественного продукта. Отсутствуют частная собственность, классы и государство. В таких обществах добытая пища распределяется между членами общества в соответствии с необходимостью выживания общества, то есть по потребностям членов в индивидуальном выживании. Добытые блага и вновь изготовленные средства производства находились в общественной собственности, предполагающей совместное использование в режиме открытого безвозмездного доступа. Это было возможно благодаря личному знакомству членов такого общества между собой, в связи с маленьким размером группы. Вопрос о принадлежности предметов личного обихода, производимых человеком для самого себя, остаётся дискуссионным. Исследователи полагают, что на ранних этапах не существовало индивидуального брака; генезис семейных отношений, матриархата и патриархата составляет отдельную группу дискуссионных вопросов. Развитие орудий труда привело к разделению труда, что стало причиной появления индивидуальной собственности, и постепенному складыванию имущественного неравенства между людьми.

Контраверсии

Как заявляет Р. Пайпс в своей монографии «Собственность и свобода»: «Первобытный коммунизм на проверку оказывается таким же мифом, как представление, будто собственнические наклонности прививаются обществом»[6]. Согласно Д. Ю. Миропольскому, Ю. И. Семенов развивал марксистскую концепцию первобытного коммунизма, где, по его мнению, господствует общественная собственность на средства производства[6]. Также придерживался линии первобытного коммунизма, только не в сфере потребления, а в сфере производства продукта А.М. Румянцев[6].

См. также

Примечания

  1. Scott, John; Marshall, Gordon. A Dictionary of Sociology (англ.). — USA: Oxford University Press, 2007. — ISBN 978-0198609872.
  2. Lee, Richard; DeVore, Irven. Man the Hunter (неопр.). Aldine Transaction, 1969. — ISBN 9780202330327.
  3. В. Водовозов. Коммунизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  4. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, s.v. «первый»
  5. См. список лит-ры к ст. об авторе, Тайлор, Эдуард-Бернет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  6. Статья - Журнал Проблемы современной экономики
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.