Бернштейн, Эдуард

Эдуард Бернштейн (нем. Eduard Bernstein; 6 января 1850, Шёнеберг[1] — 18 февраля 1932, там же) — немецкий публицист и политический деятель, социал-демократ, идеолог ревизии марксизма (бернштейнианства), теоретик реформизма.

Эдуард Бернштейн
Eduard Bernstein
Дата рождения 6 января 1850(1850-01-06)
Место рождения Шёнеберг, провинция Бранденбург, королевство Пруссия[1]
Дата смерти 18 февраля 1932(1932-02-18) (82 года)
Место смерти Шёнеберг, Берлин
Гражданство  Германская империя,  Германия
Род деятельности политик, публицист, редактор, депутат
Вероисповедание Реформистский иудаизм[2]
Партия Социал-демократическая партия Германии
Отец Jakob Itzig Bernstein[d]
Награды
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Родился в еврейской семье машиниста-железнодорожника, перебравшейся с территории современной Польши. Не закончив гимназии, с ранней молодости служил в банках. Пришёл к социалистическим взглядам под впечатлением от выступлений Вильгельма Либкнехта и Августа Бебеля против Франко-прусской войны, а также от труда Карла Маркса «Гражданская война во Франции» о Парижской коммуне. С 1872 г. активный член социал-демократической партии. С 1878 по 1881 г. был частным секретарем богатого мецената, радикала и утопического социалиста Карла Хёхберга (Höchberg), основателя ряда социалистических изданий. Прочитав «Анти-Дюринг» Фридриха Энгельса, перешёл на марксистские позиции и вступил в переписку с автором.

После введения в 1878 г. Исключительного закона против социалистов был вынужден покинуть Германию, отправившись в эмиграцию (вначале в Швейцарию, а после выдворения оттуда под давлением немецких властей — в Великобританию). В 1881—1890 гг. был редактором выходившего в Цюрихе издания «Sozialdemokrat» — центрального органа запрещённой Социалистической рабочей партии Германии (затем переименованной в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В то время он был представителем крайнего, наиболее радикального крыла германской социал-демократии и считался одним из наиболее сильных её теоретиков.

В 1887 женился на Регине Цадек (1849—1923), сестре Игнаца Цадека.

В 1888 г. был выслан из Цюриха и поселился в Лондоне, где стал близким личным другом Энгельса, завещавшего ему и Бебелю бумаги, свои и Маркса. В 1891 году СДПГ приняла марксистскую Эрфуртскую программу, которую разработали Карл Каутский и Бернштейн. Однако вскоре Бернштейн сблизился с английскими фабианцами, перешёл на правый фланг социал-демократии, отстаивая идеи реформизма и ревизионизма.

За оскорбление величества в одной газетной статье германской прокуратурой было возбуждено против него преследование; это не позволяло Бернштейну вернуться на родину раньше 1901 г., когда обвинение было наконец погашено давностью. В 1901 г. поселился в Берлине и с того же года состоял ближайшим сотрудником журнала «Sozialistische Monatshefte» (Социалистический ежемесячник) (Берлин), ставшего по преимуществу органом бернштейнианства, между тем как «Die Neue Zeit» (Новое Время) стала органом ортодоксального марксизма Каутского.

В 1902—1907, 1912—1918 годах депутат рейхстага. Отошёл от политической деятельности по состоянию здоровья.

В отличие от большинства реформистов, в вопросе о военных кредитах в 1915 году занял антимилитаристскую позицию против большинства в СДПГ (хотя в августе 1914 года с остальной фракцией проголосовал за кредиты), и в 1917 году был среди основателей Независимой социал-демократической партии Германии, объединявшей преимущественно левое (революционные социалисты, будущие коммунисты во главе с Карлом Либкнехтом) и частично центристское (включая партийного теоретика Каутского) крыло социал-демократии. Состоял в НСДПГ до 1919, когда вернулся в СДПГ.

После Ноябрьской революции как член НСДПГ работал в качестве помощника в имперском казначейском ведомстве Совета народных уполномоченных, занимаясь также вопросами социализации средств производства, и активно содействовал воссоединению НСДПГ и СДПГ.

В 1920—1928 годах депутат рейхстага, после чего отошёл от политической жизни.

Основные идеи

Бернштейн в 1895 году

В 18911893 гг. по поручению социал-демократической партии редактировал сочинения Фердинанда Лассаля и написал для этого издания биографию Лассаля.

Во второй половине 1890-х гг. в убеждениях Бернштейна начался перелом, сказавшийся в серии статей «Проблемы социализма» в журнале «Neue Zeit», в письме к штутгартскому съезду СДПГ (1898) и наконец в книге «Условия возможности социализма и задачи социал-демократии» (1899). В этих произведениях он подверг суровой критике как философское, так и экономическое учение Маркса. Он доказывал, что история ведёт не к углублению пропасти между магнатами капитализма и пролетариатом, а к её заполнению; ожидание катаклизма [слома строя] не основательно и должно быть заменено верой в постепенную эволюцию, ведущую к социализации общественного строя (между прочим — через муниципализацию[3]). Политические привилегии капиталистической буржуазии во всех передовых странах шаг за шагом уступают демократическим учреждениям: в обществе все сильнее сказывается протест против капиталистической эксплуатации.

Фабричное законодательство, демократизация общинного самоуправления, освобождение коалиций от всяких законодательных стеснений — это все ступени общественного развития. Если в Германии думают не об освобождении, а о стеснении права коалиции, то это свидетельствует не о том, что Германия достигла высокого уровня развития, а только об её политической отсталости. Борьба классов существует, но она — не единственное содержание истории, так как рядом с ней есть и сотрудничество классов. Отсюда Бернштейн, оставаясь социал-демократом, делает вывод, что вся программа партии должна быть пересмотрена; в частности следует отказаться от тезиса, что пролетарий не имеет отечества — и, следовательно, от интернационализма. Этот тезис был верен раньше, нынче же он с каждым днем теряет значение; пролетарий все больше становится гражданином. «Полное уничтожение национальностей есть мечта, и притом некрасивая»; даже армия, поэтому, не является таким институтом, который безусловно и во что бы то ни стало подлежит уничтожению. СДПГ, считал Бернштейн, фактически уже превратилась в партию социальных реформ, хотя в теории она по-прежнему выступает как партия социальной революции. Он не стремился изменить практическую политическую работу СДПГ, речь шла о том, чтобы пересмотреть теоретические положения марксизма в соответствии с новым историческим опытом: «Пора наконец социал-демократии эмансипироваться [освободиться] от власти фразы и стать открыто тем, чем она уже является в действительности: демократическо-социалистическою партией реформы»[4]. Широкую известность приобрела его фраза:

То, что социализм вообще называют конечной целью, для меня ничего не значит, движение — это всё.

[5]

В брошюре Wie ist wissenschaftlicher Socialismus möglich (Возможен ли научный социализм) (Берлин, 1901) отрицает самую возможность научного социализма. Вокруг книги завязалась страстная борьба, расколовшая всю германскую социал-демократию на два крыла: бернштейнианское или ревизионистское, и ортодоксальное [неукоснительно следующее учению (обычно некритически)]. Она велась на каждом съезде СДПГ и заканчивалась принятием резолюций, направленных против Бернштейна, но на каждом следующем возобновлялась с прежней силой.

Неправильно было бы, однако, без оговорок называть Бернштейна «умеренным социал-демократом», а бернштейнианство — умеренной фракцией социал-демократизма. Призывая свою партию к союзным действиям с буржуазными партиями, отрицательно относясь к резкому противоположению социал-демократии и буржуазной демократии, приглашая социал-демократию стать мирной партией реформы, Бернштейн по чисто практическим вопросам отстаивал иногда решения наиболее радикальные; так, в противоположность большинству ортодоксальных социал-демократов, он являлся горячим сторонником всеобщей стачки для завоевания политических прав (высказался за неё на бременском партийном съезде в 1904 г.), был сторонником пропаганды в войсках и т. д.

Перед штутгартским съездом СДПГ Плеханов предложил в «Sächsische Arbeiterzeitung» (Саксонская рабочая газета) исключить Бернштейна из партии, но предложение это не встретило поддержки.

Из многочисленных произведений социал-демократической литературы, направленных против Бернштейна, наибольшее значение имеет работа Каутского «Бернштейн и социал-демократическая программа» (1899). Ещё одним важным вкладом в полемику с бернштейнианством, но с более радикальных позиций, было произведение Розы Люксембург «Социальная реформа или революция?» (1899/1900)[6].

В 1921 году Бернштейн написал книгу «Германская революция. История её возникновения и её первого периода», в которой объяснил, почему революция в Германии пошла по менее радикальному пути, чем все великие революции в истории. Бернштейн назвал две главные причины умеренного характера немецкой революции. Первой стала степень общественного развития Германии. Чем менее развиты общества, тем легче они переносят меры, направленные на радикальные изменения:

Однако чем разнообразнее внутреннее устройство общества, чем изощрённее разделение труда и сотрудничество всех его членов, тем выше опасность, что при попытке радикального переустройства его формы и содержания за короткое время, да ещё и с применением насилия, жизнеспособности этого общества будут нанесены тяжелейшие повреждения. Независимо от того, отдавали ли себе в этом отчет ведущие деятели социал-демократии теоретически, но они осознали это исходя из реального опыта, а затем соответствующим образом направляли свою практику революции.

Второй причиной умеренного характера революции Бернштейн назвал достигнутый Германией уровень демократии[7].

В заключительной главе «Большевистская разновидность социализма» изданной в начале 20-х годов книги «Спорные вопросы социализма» осудил большевизм за пренебрежительное отношение к объективным условиям, назвав его специфически русским явлением, понятным в свете долго господствовавших условий в России, где при абсолютистском режиме применялись самые суровые средства принуждения и гнёта[8].

Историческая роль

Бернштейн в последний год своей жизни

Бернштейн создал новое теоретическое течение в рамках социал-демократии, ориентированное на реформы. Это течение после раскола в рядах CДПГ во время Первой мировой войны стало теоретической основой политики CДПГ (большинства). В Годесбергской программе 1959 года СДПГ окончательно отмежевалась от марксистского понятия социализма и сделала основой своего теоретико-программного самопонимания обоснованную Бернштейном реформистскую концепцию социализма. Бывший канцлер Австрии, социалист Бруно Крайский так оценил роль Бернштейна[9]:

Германская социал-демократия стала реформистской, она так стремительно вступила на линию социал-реформиста Эдуарда Бернштейна, что мир этого даже не заметил. Забыли даже, что Бернштейн в это время уже не жил. Он совсем тихо умер, без того, чтобы ему отдали почести, которые он заслужил.

Сочинения

  • Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgaben der Sozialdemokratie, 1899.
    • Проблемы социализма и задачи социал-демократии. — М .: Изд. книжного склада Д. П. Ефимова, 1901. — 360 с.
    • Социальные проблемы. — М.: т-во тип. А. И. Мамонтова, 1901. — 312 с.
    • Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. — Либроком, 2015.
  • Общественное движение в Англии XVII в. — СПб., 1899.
  • Zur Frage: Socialliberalismus oder Kollectivismus. (Berlin, 1900).
  • Очерки из истории и теории социализма. — СПб., 1902. — 400 с. (перевод неполон)
  • Бернштейн Э. Развитие форм хозяйственной жизни. — СПб., 1904.
  • Бернштейн Э. Классы и классовая борьба. — М.: Изд. В. Д. Карчагина, 1906.
  • Бернштейн Э. Реалистический и идеалистический моменты в социализме. — Одесса: Книгоизд-во М. С. Козмана. 1906.
  • Парламентаризм и социал-демократия — СПб, 1906. — 68 с.
  • Бернштейн Э. Забастовка. — СПб., 1907.
  • Бернштейн Э. Фердинанд Лассаль. — Петроград, 1919.
  • Die Deutsche Revolution von 1918/19. Geschichte der Entstehung und ersten Arbeitsperiode der deutschen Republik, 1921. (Немецкая революция 1918—19: её происхождение, ход и последствия)
  • Бернштейн Э. Спорные вопросы социализма. — Берлин, 1923.
  • Бернштейн Э. Социализм и демократия в Великой английской революции. — М.-Л., 1924.
  • Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм? // Полис. Политические исследования 1991. № 4. С. 175—181.

Воспоминания

  • Бернштейн Э. В годы моего изгнания. — Симферополь, 1923.
  • Бернштейн Э. Детство и юность. 1850—1872. — Ленанд, 2014.

Примечания

  1. Ныне — район Берлина.
  2. https://en.wikipedia.org/wiki/Eduard_Bernstein#Zionism
  3. Принудительная передача государственной властью права собственности на землю и строения частных лиц органам городского или сельского самоуправления. Толковый словарь Ушакова
  4. Ойзерман, 2005, с. 428—429.
  5. Bernstein E. Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgaben der Sozialdemokratie. Hamburg, 1984.
  6. Роза Люксембург. Социальная реформа или революция?
  7. Винклер Г. А. Веймар 1918—1933: история первой немецкой демократии. М.: РОССПЭН, 2013.
  8. Ойзерман, 2005, с. 538.
  9. М. В. Стрелец, О. И. Билевич Эдуард Бернштейн и его место в теории социалистического учения // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013, № 2

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.