Кочубей, Виктор Павлович

Граф (1799), князь (1831) Ви́ктор Па́влович Кочубе́й (11 (22) ноября 1768 — 3 (15) июня 1834) — русский государственный деятель, первый в Российской империи министр внутренних дел (1802—1807, 1819—1821), председатель Государственного совета (1827—1834) и Комитета министров (1827—1832), канцлер Российской империи (1834).

Виктор Павлович Кочубей

Художник Ф.Жерар,1809 год.
Государственный Эрмитаж
1834 1834
Монарх Николай I
Предшественник Румянцев Николай Петрович
Преемник Нессельроде Карл Васильевич

Рождение 11 (22) ноября 1768[1]
Диканька, Полтавская губерния
Смерть 15 июня 1834(1834-06-15)[1] (65 лет)
Москва
Место погребения
Род Кочубеи
Супруга Мария Васильевна Васильчикова
Образование
Автограф
Награды
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Происходил из малороссийского казацкого рода Кочубеев. Родился в Полтавской губернии, в родовой усадьбе Диканька, в семье Павла Васильевича Кочубея (1738—1786) и Ульяны Андреевны, урождённой Безбородко (1742—1777). Правнук генерального писаря Василия Леонтьевича Кочубея, казнённого в 1708 году по обвинению в доносе на гетмана Мазепу в стремлении к измене. Племянник светлейшего князя А. А. Безбородко.

Павел Васильевич Кочубей, занимавший место главы в подкоморном полтавском суде, дал своим сыновьям античные имена Аполлона и Виктора. Заботу об их воспитании и образовании принял на себя их бездетный дядя Александр Андреевич Безбородко, фактически руководивший в то время внешней политикой России. В 1775 году он пригласил племянников к себе в Петербург.

Виктор Павлович учился в частном пансионе де Вильнёва, одновременно в 1776 году был записан на службу в Преображенский лейб-гвардии полк. Безбородко предназначал племяннику дипломатическую карьеру. Для окончания образования Кочубей был послан в Женеву, где находился под присмотром Италинского.

Портрет князя Виктора Павловича Кочубея — художник Е. И. Ботман

Начало службы

В 1784 году Кочубей короткое время состоял адъютантом Г. А. Потёмкина. В том же году начал дипломатическую карьеру в русской миссии в Швеции.

В сентябре 1786 года получил чин камер-юнкера; состоял в свите Екатерины II во время её путешествия в Крым.

В 1788 году был причислен к миссии в Лондоне под руководством графа Воронцова. Получив разрешение путешествовать по Европе для продолжения образования, в 1781—1784 годах прослушал курс лекций в Женевском университете, а в 1785—1786 годах — в Упсальском университете. В 1788 году в составе

дипломатической миссии под руководством графа С. Р. Воронцова отправился в Лондон.

В начале 1791 года вопреки воле Безбородко, уехал в Париж, где слушал лекции Жана-Франсуа де Лагарпа и наблюдал за событиями французской революции. В том же году участвовал в подписании Ясского мира. В 1792 году сблизился с великим князем Александром Павловичем.

С 11 октября 1792 до 1797 года — чрезвычайный посланник в Константинополе.

Вступление на престол Павла I не повлекло за собой опалы Безбородко (как это случилось с большинством людей, пользовавшихся расположением покойной императрицы) и поэтому в октябре 1798 года его протеже и племянник стал вице-канцлером и вице-президентом Коллегии иностранных дел. Уже в тридцатилетнем возрасте Кочубей был произведён в действительные тайные советники, а 4 апреля 1799 года возведён в графское достоинство Российской империи.

Как дипломат Кочубей держался «национальной системы, основанной на пользе России», желал, чтобы «все державы дорожили её дружбой» и боялся территориальных приращений[2]. Был сторонником укрепления отношений с Османской империей.

В сентябре 1799 года, сразу после смерти дяди, Кочубея постигла немилость и он был сослан в деревню: император хотел женить Виктора Павловича на своей фаворитке Анне Лопухиной, но Кочубей ослушался и женился на Марии Васильчиковой.

Весной 1800 года выехал за границу, но, получив в Дрездене известие о смерти Павла I, в апреле 1801 года вернулся в Петербург.

Негласный комитет

Дворец Кочубея в Царском Селе (1817—1824)

По распоряжению Александра I, в июле 1801 года Кочубей был принят на службу в 1-й департамент Сената с особым предписанием находиться при Его Императорском Величестве, а в сентябре 1801 года вновь назначен вице-канцлером и членом Коллегии иностранных дел. Гораздо важнее было то, что Кочубей стал одним из ближайших советников императора и вошёл в состав Негласного комитета, призванного подготовить преобразования государственного строя России.

12 декабря 1801 года граф Кочубей был назначен членом Непременного совета, а с образованием министерств[3], 8 сентября 1802 года стал первым министром внутренних дел России. По замечанию Вигеля:

Красивая наружность, иногда молчаливая задумчивость, испытующий взгляд, надменная учтивость — были блестящие завесы, за кои искусно прятал он свои недостатки, и имя государственного человека принадлежало ему, когда ещё ничем он его не заслужил[4].

При обсуждении крестьянского вопроса выступал против освобождения крестьян без земли и практики перевода их в дворовые; ту же позицию отстаивал в Комитете по устройству дел эстляндских и лифляндских крестьян, председателем которого Кочубей был с 1803 года. В области политических преобразований Кочубей выступал сторонником разделения властей при сохранении незыблемости самодержавия.

В начале XIX века министерство внутренних дел ведало вопросами экономики и транспорта. Кочубей сосредоточился на развитии недавно присоединённых южных земель и не жалел ассигнований на обустройство Новороссии, в особенности Одессы. Доклад о недостатках устройства южных земель России он представлял ещё предыдущему императору.

Кочубей одним из первых заметил талант Сперанского и привлёк его к себе на службу. В 1806 году, во время болезни, Кочубей отправил Сперанского вместо себя с докладом к императору. Это знакомство имело немаловажное значение для истории России[5].

Со временем у Александра I накапливались разногласия с «молодыми друзьями». Англофил Кочубей считал заключение Тильзитского мира крахом всей внешней политики России, обессмысливающим кровопролитные войны предшествующих лет, и несколько раз попросил у императора отставки. Но лишь четвёртая его просьба была удовлетворена, — 24 ноября 1807 года.

При увольнении с поста министра Кочубей разослал «всем губернаторам циркулярные письма, в которых, расставаясь с ними, благодарил за споспешествование ему в исполнении собственных его обязанностей их деятельными трудами»[6], и уехал как частное лицо в Париж, где встречался с министром полиции Фуше и другими деятелями Первой империи.

После войны 1812 года

Кочубей на портрете А. Г. Венецианова

После возвращения из отпуска, в 1810 году Кочубей вошёл в состав Государственного совета. В начале 1812 года назначен председателем Департамента законов Государственного совета. Поддерживал предложение Сперанского о реформе финансов и Сената. Сохранял с ним хорошие отношения, даже когда реформатор подвергся опале.

Во время Отечественной войны и в Заграничном походе состоял при императоре. Содействовал назначению Кутузова главнокомандующим. В 1813 году возглавлял Центральный совет по управлению германскими землями. Ему была предложена должность посла в Англии, от которой он отказался, ибо не желал покидать Россию в такое сложное время (любил повторять, что долгое пребывание вне отечества против его правил).

Поданная императору «Записка гр. В. П. Кочубея о положении империи и мерах к прекращению беспорядков и введении лучшего устройства в разные отрасли, правительство составляющие», в которой Кочубей предлагал объединить Министерство полиции с Министерством внутренних дел, а также создать Министерство духовных дел и народного просвещения, побудила Александра назначить его в 1816 году председателем Департамента гражданских и духовных дел Государственного совета (до 1819 года).

В 1817—1818 годах граф Виктор Павлович Кочубей жил в Париже.

Вторично назначен министром внутренних дел 4 ноября 1819 года. 30 августа 1821 года получил Андреевскую звезду. В том же году император распорядился перенести к полукруглой площади перед его царскосельским дворцом чугунные ворота с надписью «Моим любимым сослуживцам» (А mes chers compagnons d’armes).

В 1819 году Кочубей приобрёл у князя Лобанова-Ростовского участок на берегу Фонтанки и заказал архитектору Монферрану строительство особняка для своей семьи[7]. На приёмах и любительских спектаклях в этом доме бывало лучшее столичное общество. На масленицу 1827 года М. И. Глинка спел здесь на итальянском языке партию донны Анны в любительском спектакле «Дон Жуан»[8]. Балы Кочубеев вошли в пословицу, на них съезжалась вся высшая аристократия, а также императорское семейство.

28 июля (9 августа) 1821 года российским императором Александром I был учреждён Сибирский комитет, и В. П. Кочубей стал его первым председателем[9][10].

За те четыре года, пока Кочубей управлял министерством, из его состава был исключён департамент торговли и мануфактур, которым он более всего интересовался, затем отошло управление путями сообщения. С другой стороны, присоединению функций бывшего министерства полиции Кочубей был вовсе не рад, так как дела сыска его не занимали[11].

Сдав управление министерством 25 февраля 1823 года (официально снят с должности 28 июня 1823 года), Кочубей переключил внимание на лечение больной младшей дочери. Выслушав советы докторов, сановник решил везти её не на заграничные воды, а на юг России, в Феодосию, что было тогда в диковинку. С наступлением весны из Петербурга он тронулся в путь водой, каналами, затем по Волге спустился до Царицына, оттуда доехал до Дона на лошадях и далее снова водой в Крым; зиму провёл он в Одессе, затем уехал за границу, где дочь его скончалась.

Последние годы

Триумфальная арка на въезде в Диканьскую усадьбу Кочубея

Граф Кочубей вернулся в столицу ко времени воцарения Николая I. С 1826 года — председатель секретного Комитета 6 декабря 1826, итогом деятельности которого стали предложения по реорганизации органов власти, крестьянскому и сословному вопросам, частично осуществлённые в 1830—1840-х годах. В 1827 году назначен председателем Государственного совета (до 1834 года) и Комитета министров (до 1832 года). В 1828 году руководил тайным комитетом по управлению внутренними делами империи, созданным на время пребывания императора в действующей армии.

К этому времени относится составление Кочубеем ряда развёрнутых «записок» императору. В одной из них он предлагал разделить власть судебную и полицейскую путём введения института мировых судов. В 1828 году он возглавил Попечительский совет заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге[12].

Именным Высочайшим указом от 6 декабря 1831 года председатель Государственного совета и Комитета министров, действительный тайный советник, граф Виктор Павлович Кочубей был возведён, с нисходящим потомством, в княжеское Российской империи достоинство. Почётный член Московского университета с (1832—1833)[13]. В 1834 году стал Государственным канцлером внутренних дел, достигнув высшего чина Табели о рангах.

В том же году в Москве, в ночь со 2 на 3 июня он скоропостижно скончался на руках своей супруги от приступа грудной жабы (стенокардии) и был похоронен в церкви Святого Духа Александро-Невской лавры. Пушкин написал в дневнике по поводу его кончины: «Царь был неутешен, новые министры повесили головы». В то же время он приводит ходившую в те дни шуточную эпитафию[14]:

Под камнем сим лежит граф Виктор Кочубей.
Что в жизни доброго он сделал для людей,
Не знаю, чорт меня убей.

Оценки деятельности

Современники характеризуют Кочубея как человека крайне сдержанного и осторожного. По словам одного из губернаторов, он был «холоден от природы, не допускал никакой короткости с собой, но всегда был вежлив и благопристоен»[6]. Говорили, что это был ум в высшей степени согласительный: никто не выдавался, как он, в уменьи разрешать трудные вопросы и приводить к согласию разноречивые мнения[15].

Кочубей считал крепостное право «гигантским злом», но как государственный человек боялся потрясений и как опытный чиновник не был склонен «ослаблять порядок существующий»[2]. Начиная правление Александра либералом, во второй половине царствования он разделял господствующее тяготение к консерватизму. Пушкин написал после его смерти:

Казалось, смерть такого ничтожного человека не должна была сделать никакого переворота в течение дел. Но такова бедность России в государственных людях, что и Кочубея некем заменить!

В 1862 году, составляя список самых выдающихся личностей в российской истории для изображения на памятнике «1000-летие России», император Александр II включил в число этих 128 фигур и Виктора Павловича Кочубея[16].

Награды

Князь В. П. Кочубей на портрете Крюгера (1832)

Семья

Граф Кочубей был женат с 1799 года на Марии Васильевне Васильчиковой (1779—1844), дочери действительного камергера В. С.Васильчикова, внучке гетмана Малороссии графа К. Г. Разумовского, фрейлине, статс-даме; племяннице и воспитаннице Н. К. Загряжской (которая доживала свой век в её доме). В браке имели 13 детей, из них 8 умерли в детстве[17]:

Внебрачным сыном князя Кочубея от молодой жены престарелого чиновника константинопольской миссии считался тайный советник Павел Яковлевич Марини, служивший в дипломатической канцелярии М. С. Воронцова в одно время с Пушкиным и «постоянно получавший награды, кресты, ленты, подарки, земли, аренды»[18].

Примечания

  1. Чечулин Н. Кочубей, Виктор Павлович // Русский биографический словарьСПб.: 1903. — Т. 9. — С. 366—382.
  2. Великий князь Николай Михайлович. «Русские портреты XVIII и XIX столетий». Выпуск 1, № 150.
  3. Кочубей одним из первых предложил заменить петровские коллегии особыми бюро, однако натолкнулся на сопротивление императора, рассуждавшего, что «нельзя уничтожить разом все старинные формы».
  4. Lib.ru/Классика: Вигель Филипп Филиппович. Записки
  5. Акимов В. В. М. М. Сперанский как политический и государственный деятель. — М., 2004. — С. 16.
  6. Долгоруков И. М. Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течении моей жизни. — Москва: Унив. тип., [1890]. — С.154—155.
  7. После смерти князя его дом был куплен казной для размещения Третьего отделения.
  8. Огаркова Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора XVIII — начало XIX века. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — С. 120. — 347 с., [32] л. ил. — ISBN 5-86007-406-9.
  9. Комитет Сибирский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  10. Сибирский комитет // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  11. Кочубей, Виктор Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. СПб.М., 1896—1918.
  12. Ордин К. Приложения // Попечительский совет заведений общественного призрения в С.-Петербурге. Очерк деятельности за пятьдесят лет 1828—1878. СПб.: Типография второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1878. — С. 3. — 595 с.
  13. Кочубей Виктор Павлович | Летопись Московского университета. letopis.msu.ru. Дата обращения: 1 декабря 2021.
  14. Lib.ru/Классика: Щеголев Павел Елисеевич. Николай I в дневнике Пушкина. az.lib.ru. Дата обращения: 1 декабря 2021.
  15. Боричевский И. Пушкин и Лермонтов в борьбе с придворной аристократией // М. Ю. Лермонтов / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — Кн. II. — С. 334. — (Лит. наследство; Т. 45/46).
  16. 128 фигур памятника «Тысячелетие России». КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА: журнал о культурной жизни Санкт-Петербурга (02.06.2017).
  17. Мир Петербурга, 2012, с. 5.
  18. Вересаев В. В. Спутники Пушкина. — М.: Советский спорт, 1993. — Т. 1. — С. 382.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.