Чернышёв, Александр Иванович

Граф (1826), князь (с 1841), светлейший князь (с 1848) Алекса́ндр Ива́нович Чернышёв (30 декабря 1785 (10 января 1786), Москва8 [20] июня 1857, Кастелламмаре-ди-Стабия) — деятель русской разведки и армии (генерал-адъютант, генерал от кавалерии). Накануне Отечественной войны 1812 года — военно-дипломатический агент русского правительства при дворе Наполеона I. В продолжение 25 лет (1827—1852) исполнял обязанности военного министра.

Александр Иванович Чернышёв

Портрет работы Томаса Лоуренса
из галереи Ватерлоо в Виндзоре (1818)
Дата рождения 30 декабря 1785 (10 января 1786)(1786-01-10)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 8 (20) июня 1857(1857-06-20) (71 год)
Место смерти Кастелламмаре-ди-Стабия, Италия
Принадлежность  Российская империя
Род войск Русская императорская армия
Звание генерал от кавалерии
Сражения/войны Аустерлиц, Ханау
Награды и премии
 Медиафайлы на Викискладе
Произведения в Викитеке

Биография

Происходил из старинного дворянского рода Чернышёвых. Родился в семье сенатора, генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва и Евдокии Дмитриевны Ланской (1757—1816), фрейлины Екатерины II. Доводился племянником А. Д. Ланскому (любимцу Екатерины II). С юности имел репутацию дамского угодника, что успешно использовал позже как разведчик при дворе Наполеона.

После домашнего воспитания был принят камер-пажом к высочайшему двору; затем служил в Кавалергардском полку и боевое поприще начал в сражении при Аустерлице, участвовал в войне четвёртой коалиции (кампания 1807 года). В 1808 году ездил в Париж и Байонну с поручениями к императору Наполеону. Во время Войны пятой коалиции (1809 год) состоял при французском императоре. После Шёнбруннского мира он остался в Париже доверенным лицом русского императора и военно-дипломатического агента; добыл множество секретных документов и сведений.

Своё влияние при французском дворе получил после пожара 1810 года в доме австрийского посланника, когда спасал влиятельных персон с дамами, действуя хладнокровно и уверенно. Молва приписывала ему любовную победу над сестрой императора — Полиной Боргезе[1]. Несмотря на доклады французской контрразведки о подозрениях в шпионаже в адрес русского агента, Наполеон доверял Чернышёву. В это время была совершена дерзкая операция обеспечения Наполеона фальшивыми печатными досками карт территорий Российской империи, что повлияло на будущее поражение войск интервентов в России.

Покинул Париж 14 февраля 1812 года. По дороге домой Чернышёв исполнил важное дипломатическое поручение в Стокгольме, а по возвращении оттуда состоял при императоре. На исходе Отечественной войны отправлен к фельдмаршалу Кутузову и адмиралу Чичагову для объявления им плана общего движения русских войск к Березине. Вскоре по прибытии к Дунайской армии, Чернышёв был послан Чичаговым из Бреста с лёгким конным отрядом в герцогство Варшавское для действий в тылу австрийского корпуса Шварценберга. С этого времени начинается партизанская деятельность Чернышёва, причём ему приходилось командовать не только мелкими, но и весьма значительными отрядами, численность которых превосходила 4000 человек. Отряд Чернышёва первым вошёл в Берлин 20 февраля 1813 года; вместе с отрядом генерала Дёрнберга (где кавалерией командовал генерал-адъютант Бенкендорф), участвовал в сражении при Люнебурге 21 марта 1813 г., закончившимся полным уничтожением четырёхтысячного отряда генерала Морана.

Отряд Чернышёва 13 мая 1813 года напал на стоявший лагерем возле Хальберштадта артиллерийский парк наполеоновских войск. Выстроившись в линию, по сигналу Чернышёва гусары, драгуны и казаки провели образцовую кавалерийскую атаку, выдержали картечный залп и, потеряв убитыми около сорока человек, захватили 14 орудий, 11 зарядных ящиков (остальные взорваны), значительный обоз с провиантом, около 800 лошадей и более 1000 пленных (среди которых был генерал Окс)[3].

Самой известной военной операцией А. И. Чернышёва стал его поход на столицу Вестфальского королевства город Кассель. Переправившись с отрядом в 2500 человек конницы в ночь с 9 на 10 сентября 1813 г. через Эльбу, рано утром 16 сентября Чернышёв подошёл к стенам Касселя. Штурм города начался сразу же, несмотря на сильный туман, русские войска атаковали с успехом, но Чернышёву пришлось дать отбой, когда он заметил в тылу войска генерала Бастинеллера. Узнав о нападении русского отряда, из Касселя поспешно бежал король Вестфалии Жером Бонапарт с отрядом гвардии, после чего силы нападавших и оборонявшихся примерно сравнялись. 18 сентября штурм Касселя возобновился, Чернышёв использовал около трёхсот вестфальских дезертиров и два эскадрона драгун как пехоту, ворота обстреливались из 13 орудий, девять из которых были трофейными. Гарнизон под командой дивизионного генерала Алликса де Во имел достаточно сил для обороны города, но были допущены тактические ошибки, и занятие города русским отрядом стало неминуемым. После длительных переговоров, 18/30 сентября в 18.30 были подписаны шесть параграфов предложений по капитуляции, согласно которой французские и вестфальские войска покинули город с оружием и обозами в течение двух часов в сопровождении казачьего конвоя. Добычей отряда стали 32 орудия, боеприпасы, документы Вестфальского королевства и деньги из королевской казны, было взято в плен более 1000 человек, из которых 51 офицер и 200 егерей присоединились к союзным войскам. 21 сентября Чернышёв покинул город, вскоре вновь занятый французскими войсками.

В 1819 году назначен членом комитета об устройстве донских войск и присутствующим в комитете о раненых; в 1821 году получил в командование лёгкую кавалерийскую дивизию. Находился при Александре I во время его кончины в Таганроге.

По приказу начальника Главного штаба барона И. И. Дибича 25 ноября 1825 года командирован во 2-ю армию для ареста заговорщиков по доносу капитана Майбороды, привёл армию к присяге Николаю I. С 4 января 1826 года включён в состав Следственной комиссии по делу декабристов, заслужив одобрение императора особым рвением при допросе мятежников, присутствовал при казни. Утверждали, что это была его идея повторно повесить сорвавшихся с виселицы, хотя командовал казнью генерал П. В. Голенищев-Кутузов. В день коронации Николая I Чернышёв был возведён в графское достоинство; в феврале 1827 году назначен товарищем управляющего главным штабом Его Величества.

Традиционно считается, что во время следствия над декабристами Александр Чернышёв пытался погубить последнего графа Чернышёва — Захара Григорьевича — и завладеть его состоянием. На самом деле он присоединился к работе Следственного комитета уже после того, как Захар Григорьевич был арестован и дал показания, причём дело декабриста графа Чернышёва курировал А. Х. Бенкендорф. Прошение об определении его наследником майората графов Чернышёвых после отца Захара (на что Александр Иванович имел определённые юридические основания) он подал в конце 1827 года, и его конкурентом был не лишённый дворянства по суду З. Г. Чернышёв, а муж старшей сестры Захара отставной полковник И. Г. Кругликов, в итоге в 1832 г. получивший майорат и графский титул[4].

В должности товарища начальника Главного штаба 26 августа 1827 года поставлен управлять военным министерством (и. о.); сохранял этот пост до 26 августа 1852 года, хотя с 1848 года управлять министерством ему помогал генерал от артиллерии князь В. Долгоруков, следующий военный министр. Николай I щедро оплачивал верную службу своего сподвижника: пожаловал две аренды {[s|в 8000 руб.}} серебром в год, единовременные выплаты по 300 тыс. руб., в 1850 году он «всемилостивейше пожаловал А. И. Чернышёва домом в Санкт-Петербурге» (ул. Миллионная, д. 21); в 1839 году А. И. Чернышёву был пожалован в потомственное владение майорат в Царстве Польском в четыре тысячи пятьсот рублей серебром годового дохода, от которого тот отказался, получив соответствующее денежное вознаграждение.

Реформы в военном ведомстве обеспечили снижение сроков службы с 25 лет до 20 для музыкантов, солдатских детей и евреев, и до 15 лет для всех остальных. Учреждены военная академия (1832), восемь кадетских корпусов, училища, открыты новые госпитали, разработаны и изданы уставы: госпитальный, рекрутский, войсковые для управления в мирное и военное время; устав казачьего войска. Улучшено довольствие офицеров в денежном содержании и добавлены столовые деньги, а с 1832 года разрешено ношение усов. Также до необходимой практичности было упрощено солдатское обмундирование. При нём в русской армии введено первое нарезное стрелковое оружие (1848), введена горная артиллерия.

Усадьба А. И. Чернышёва в с. Петровском

А. И. Чернышёв не уделял внимания огнестрельному вооружению армии, напротив того, настаивал на том, что только холодное оружие и рукопашная схватка решает исход сражений. Он оставался сторонником применения холодного оружия в бою, таким образом, вооружение армии огнестрельным оружием оставалось практически неизменным с 1812 года. Впервые переделка старых кремнёвых ружей в капсюльные была осуществлена на Тульском оружейном заводе лишь в 1844—1845 годах при том, что зарубежные армии полностью перешли на капсюльные ружья в 1828—1832 годах. Преимущество капсюльных ружей: относительная дешевизна и простота конструкции (бранд-трубка вместо сложного кремнёвого замка с отдельной внешней полкой, массой пружин и мелких деталей), возможность стрельбы в любую погоду, в том числе в дождь (в кремнёвом замке воспламенение заряда происходит от удара куска кремня по кресалу на наружной полке, на которой порох в сырую погоду просто отсыревал и не возгорался, в капсюльном замке: воспламенение заряда от гремучей ртути, которая детонирует от удара курка и даёт искру в любых условиях), более быстрая перезарядка (вместо необходимости сыпать порох на полку достаточно установить капсюль одним движением руки на бранд-трубку), нет осечек (к сожалению, кремнёвый замок даёт осечки в 30—40 % случаев, что считается нормой для такого типа замков, в капсюльном замке гремучая ртуть детонирует в любом случае при ударе курка). Переход на использование винтовок и пули Минье так и не произошёл, к Крымской войне армия оказалась абсолютно неподготовленной. Не хватало пороха, зарядов. Снабжение армии в период боевых действий как таковое отсутствовало. Нарезное оружие (импортные бельгийские штуцера) использовалось в единичных случаях в цепи застрельщиков, тогда как англичане и французы вели залповый огонь из винтовок побатальонно, не позволяя императорской армии реализовывать тактику ближнего боя.

В 1848 году назначен председателем Государственного совета Российской империи. Император Николай возвёл его в княжеское достоинство и назначил шефом Санкт-Петербургского 1-го уланского и Кабардинского егерского полков. С 1852 по 1855 год Александр Иванович Чернышёв занимал должность председателя Сибирского комитета[5].

Проблемы со здоровьем (в 1848 г. Чернышёв перенёс апоплексический удар) и почтенный возраст заставили его просить у императора увольнения с должности военного министра, на что было получено высочайшее соизволение. Председателем Государственного совета он оставался до своей смерти, последовавшей в возрасте 71 года в 1857 году в городе Кастелламмаре-ди-Стабия, близ Неаполя (Италия). Похоронен в селе Петровском Московского уезда, в усадебной церкви Петра и Павла.

В городе Лыткарино возле краеведческого музея, занимающего здание усадьбы Александра Чернышёва, 15 сентября 2012 года был открыт памятник Александру Ивановичу Чернышёву в парке усадьбы «Лыткарино».

Оценки

  • Большая советская энциклопедия: «Сторонник палочной дисциплины и устаревшей линейной тактики, Чернышёв явился одним из главных виновников поражения русской армии в Крымской войне».
  • Лев Толстой, «Хаджи-Мурат»: Чернышёва император Николай «только терпел, считая его пока незаменимым человеком, но, зная его старания погубить в процессе декабристов Захара Чернышёва и попытку завладеть его состоянием, считал большим подлецом».
  • Современные исследователи полагают, что император хорошо понимал недостатки Чернышёва, однако полностью доверял ему и относился по-дружески[4].

Семья

Теофила Радзивилл,
1-жена
Елизавета Александровна,
2-жена
Елизавета Николаевна,
3-я жена

Александр Иванович был женат трижды и имел шестерых детей.

  1. первая жена — княгиня Теофила Игнатьевна Радзивилл, урождённая Моравская (1791—1828), в 1-м браке Старжинская, вдова князя Д. И. Радзивилла; их брак с Чернышёвым, заключённый в 1817 г. в Польше, по прошению Теофилы Игнатьевны был признан ничтожным и расторгнут в Варшаве по решению двух Римско-католических духовных судов. По решению Синода от 14 апреля 1820 г. брак был расторгнут и по православному обычаю — с разрешением и Чернышёву вступить в новое супружество. Бывшая супруга в 1819 году уехала в Париж с Безобразовым.
  2. жена (с 7 февраля 1823 года)[8] — княжна Елизавета Александровна Белосельская-Белозерская (25.09.1805—12.01.1824), фрейлина двора, дочь князя А. М. Белосельского-Белозерского и А. Г. Козицкой. Венчались в Петербурге в Владимирском соборе. Молодая Чернышёва скончалась от несчастных родов. Её смерть вызвала всеобщее сожаление в петербургском свете, К. Я. Булгаков писал брату: «Бедная Чернышёва, жена генерал-адъютанта, которая раз уже в течение своих родов была в горячке, так что отчаивались в её жизни, перестала теперь жить. Два дня она мучилась родами… Наконец разрешилась мёртвым ребёнком и от ослабления сама испустила дух. Не говоря уже о том, что ей 19 было лет, кто немного её только знал, не может не сожалеть о ней; она была мила, умна, скромна, добра, Царство ей небесное. Муж в совершенном отчаянии. Жаль и его: несколько дней перед тем он так был счастлив!»[9] Была похоронена вместе с мертворожденным ребёнком на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
  3. жена (с 16 сентября 1825 года)[10] — графиня Елизавета Николаевна Зотова (15.08.1808[11]—25.03.1872), дочь действительного статского советника графа Н. И. Зотова от его брака с Еленой Алексеевной Куракиной. Родилась в Петербурге, крещена 17 августа 1808 года в церкви Св. Двенадцати апостолов при Главном управлении почт и телеграфов при восприемстве деда А. Б. Куракина и княгини Е. Б. Куракиной. Будучи фрейлиной, была помолвлена с Чернышёвым. Причём разрешение на брак пришлось испрашивать у государя. Венчались в Петербурге в Симеоновской церкви, поручителями по жениху был князь П. С. Мещерский, по невесте — мать её родная графиня Зотова. За невестой было дано богатое приданое: от отца было получено имение Лыткарино в Московской губернии Бронницкого уезда, а имение в Орловской губернии было подарено ей матерью; имение в Ярославской губернии село Гвоздево досталось ей по купчей крепости от дяди — князя Бориса Алексеевича Куракина. Третьей жене Чернышёва суждено было разделить с ним величие и почести, в декабре 1837 года она была пожалована в статс-дамы, а в 1850 году получила орден св. Екатерины I класса. Будучи женщиной хорошо образованной и высоких достоинств, она занимала первенствующее положение в столичном обществе, гостиная её, в доме на Малой Морской, считалась одной из самых неприступных в Петербурге, а дочерей своих она воспитывала и держала, как великих княжон[12]. Скончалась от «воспаления в печени» в Риме.
    • Елизавета Александровна (1826—1902), статс-дама, с 1846 года замужем за князем В. И. Барятинским (1817—1875).
    • Александра Александровна (11.02.1829[13]—1892), крещена 10 марта 1829 года при восприемстве императрицы Александры Фёдоровны и цесаревича Александра; фрейлина, с 1851 года замужем за генерал-майором князем Д. А. Лобановым-Ростовским (1825—1908).
    • Николай Александрович (03.09.1830[14]—21.11.1830), крещен 4 сентября 1830 года в Симеоновской церкви при восприемстве императора Николая I и великой княжны Марии Николаевны. Похоронен в Сергиевской пустыни.
    • Лев Александрович (1837—1864), флигель-адъютант, был женат на Марии Владимировне Титовой (1840—1878), их сын Лев (1864—1891) был последним представителем княжеской ветви рода Чернышёвых по мужской линии.
    • Владимир Александрович (29.04.1839—14.03.1840[15]), по словам барона М. Корфа, «младший сын графа Чернышева, прелестное 9-ти месячное дитя, приводил всех в восторг своею красотою, так что родители решились, наконец, снять с него портрет, что и было сделано вчера утром. Вечером отец, собираясь на раут к Уварову, взял его на руки и ребенок, совершенно до тех пор здоровый, вдруг — умер, пораженный апоплексическим ударом. Это уже третий сын, которого теряет Чернышев. У него остаются еще один сын и две дочери»[16].
    • Мария Александровна (1847—1919), фрейлина, кавалерственная дама ордена Святой Екатерины. Замужем не была, умерла в Риме.

Образ в кино

Примечания

  1. Гроссман Л. П. Записки д’Аршиака
  2. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог / под ред. В. Ф. Левинсона-Лессинга; ред. А. Е. Кроль, К. М. Семенова. — 2-е издание, переработанное и дополненное. Л.: Искусство, 1981. — Т. 2. — С. 261, кат. № 7907. — 360 с.
  3. Гальберштадт // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  4. Соловцова Е. В. Дело о майорате графов Чернышевых. / Художественный вестник (N 7) — СПб, 2020. — Стр. 197—203.
  5. Сибирский комитет // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  6. Интернет-проект «1812 год».
  7. Список генералам по старшинству. СПб 1857 г.
  8. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.207. с. 120.
  9. Братья Булгаковы. Переписка. В 3-х т. — М.: Захаров, 2010.
  10. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.215. с. 289. Метрические книги Симеоновской церкви.
  11. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.148.с. 498. Метрические книги церкви Св. Двенадцати апостолов при Главном управлении почт и телеграфов.
  12. Русские портреты 18-19 столетий. Т. 2. Вып. 3. № 61.
  13. ЦГИА СПб. ф.19. оп.124. д.643. с. 546. Метрические книги Придворной церкви Зимнего дворца.
  14. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д. 238. с. 222. Метрические книги Симеоновской церкви.
  15. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.311. с. 794. Метрические книги Симеоновской церкви.
  16. М. А. Корф. Дневник за 1840 год.— М.: Квадрига, 2017. — С. 62.

Литература

  • Колпакиди А., Север А. Спецназ ГРУ. М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 94—96. — 864 с. — ISBN 978-5-699-28983-7.
  • Соловцова Е. В. Дело о майорате графов Чернышевых. // Художественный вестник (N 7) — СПб, 2020. — C.197—203.
  • Ицков А. Н. Разведчик, партизан, военный министр России. // Военно-исторический журнал. — 1995. — № 1. — С.72—74.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.