Битва под Аустерлицем

Би́тва под А́устерли́цем[2] (20 ноября (2 декабря) 1805 года) — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции. Вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I.

Аустерлицкое сражение
Основной конфликт: Наполеоновские войны
Война третьей коалиции
Франсуа Жерар. Наполеон в битве под Аустерлицем
Дата 20 ноября (2 декабря) 1805
Место Аустерлиц, Моравия, Австрия
Итог Сокрушительное поражение России и Австрии, ликвидация 3-й коалиции
Противники

Французская империя

Российская империя
Австрийская империя

Командующие

Наполеон I

Александр I,
Франц II

Силы сторон

73 200 человек,
139 орудий

85 400 человек,
278 орудий

Потери

1537 убито,
6943 ранено,
1 знамя потеряно

27 000 убито, ранено и взято в плен
155 ору­дий[1]
45 знамён потеряно

     Медиафайлы на Викискладе

    Является выдающимся примером военного искусства. Вошло в историю наряду c битвой при Гавгамелах и битвой при Каннах[3].

    Предшествовавшие события

    1 (13) ноября 1805 года австрийцы сдали Вену французам без сопротивления. Российские и австрийские войска отошли к Ольмюцу. Собранные у Ольмюца австро-русские силы хоть и не намного, но всё же превосходили по численности французскую армию. Кроме того, ожидалось прибытие еще 12 тыс. русских войск Эссена; в середине декабря могла подойти соединённая 80-тысячная австрийская армия эрцгерцогов Карла и Иоанна, шедшая через Венгрию из Италии и Тироля; к тому же времени могла быть притянута и русская 45-тысячная армия Беннигсена; наконец, было вероятно вступление в антифранцузскую коалицию Пруссии. При таких условиях для союзников было выгоднее выжидать, чтобы добиться подавляющего перевеса в силах над французами.

    Однако командование союзников решило не выжидать, а действовать. Оно собиралось отрезать французскую армию, находившуюся вблизи Брюнна, от Вены. 15 (27) ноября союзная армия снялась с Ольшанской позиции и пятью колоннами двинулась в направлении большой дороги из Ольмюца в Брюнн. 16 ноября авангард под командованием П. И. Багратиона атаковал 8 французских эскадронов у Вишау и выбил их из этого местечка. Такая удача еще более усилила уверенность союзников в целесообразности их намерений.

    В течение этих же двух дней император Александр принял генерала Савари, присланного от Наполеона с приветствием. Савари едва ли удалось выведать подробно расположение союзных войск, но он убедился в приподнятом настроении императорской свиты, видевшей в скромном поведении посланца Наполеона подтверждение того, что последний не склонен вступать в решительное сражение.

    17 ноября союзники, вместо того, чтобы продолжать движение в прежнем направлении к Брюнну, сошли с большой Ольмюцкой дороги и уклонились к юго-востоку. 19 ноября они заняли свое исходное перед сражением положение в окрестностях Аустерлица.

    Узнав о переходе союзников в наступление, Наполеон стал деятельно готовиться к предстоящему сражению. Передовым войскам было приказано всюду отступать. Бернадоту и Даву послано приказание спешить на соединение с армией. Чтобы выиграть время для их своевременного прибытия, Наполеон снова прислал Савари, предлагая личное свидание с русским монархом и заключение 24-час. перемирия. Ему было отказано, но отказ не повредил Наполеону: медленностью марша союзников ему было подарено времени в три раза более, чем предлагавшийся им срок перемирия. Производя непрерывно разведки своей кавалерией, Наполеон мог и лично, с возвышенных пунктов наблюдать (16, 17, 19 ноября) приближение неприятельской армии к полю сражения[4].

    Силы и планы сторон

    Союзная армия насчитывала ок. 85 тыс. человек (60-тысячная армия русских, 25-тысячная австрийская армия с 278 орудиями) под общим командованием генерала М. И. Кутузова. Армия Наполеона насчитывала 73.5 тыс. человек. Демонстрацией превосходящих сил Наполеон опасался спугнуть союзников. Кроме того, предвидя развитие событий, он считал, что и данных сил будет достаточно для победы. Ночью 20 ноября 1805 года союзные войска изготовились к бою в таком порядке:

    Три первые русские колонны генерал-лейтенантов Д. С. Дохтурова, А. Ф. Ланжерона и И. Я. Пржибышевского составляли левое крыло под общим командованием генерала от инфантерии Ф. Ф. Буксгевдена; 4-я русско-австрийская колонна генерал-лейтенантов И. К. Коловрата и М. А. Милорадовича — центр, непосредственно подчинённый Кутузову. 5-я колонна генерал-лейтенанта П. И. Багратиона (13 тыс. чел.) и австрийского князя Иоганна Лихтенштейна (4600 чел.) составляла правое крыло, которым командовал Багратион. Гвардейский резерв располагался за 4-й колонной (3500 чел.) и им командовал Великий Князь Константин Павлович. Австрийский и русский императоры находились при 4-й колонне. План сражения, предложенный австрийским генералом Вейротером, состоял в обходе французской армии левым крылом, на котором находилось до половины всей союзной армии. Численность французской армии Вейротер определял не более чем в 40 тыс. человек, крайне низко отзывался о полководческих качествах Наполеона и не предусматривал каких-либо ответных действий с его стороны. Кутузов, не согласный с планом Вейротера, не предлагал и собственного плана наступления, будучи хорошо осведомлён о численности французской армии, преследовавшей его. В то же время Кутузов не подал царю прошение об отставке, разделив, таким образом, ответственность за поражение с Александром и Вейротером.

    Ход сражения

    Карта сражения

    Наполеон был осведомлён о том, что фактическое командование союзной армией принадлежит не Кутузову, а Александру, склонному принимать планы австрийских генералов. Начавшая наступление союзная армия попала в ловушку, расставленную Наполеоном. Он угадал, что австрийское командование будет стремиться отрезать его от дороги к Вене и от Дуная, чтобы окружить или загнать к северу, в горы, для чего предпримет широкое обходное движение левым крылом против правого фланга французской армии. При этом фронт союзной армии должен будет неминуемо растянуться. Наполеон сконцентрировал войска в центре, против Праценских высот, создавая у австрийского командования видимость возможности быстрого окружения своей армии, и одновременно изготовив свои войска для стремительного удара по центру союзников.

    Наступление французских войск на Праценские высоты началось в 9-м часу утра, когда левое крыло союзников, ещё в сумерках начавшее фланговое движение, по мнению Наполеона, достаточно отдалилось от центра. Малочисленный центр русской армии, состоявший из одной гвардии (3500 человек) оказывая героическое сопротивление французским войскам и обращая их контратаками в бегство, не имел другого выхода, как отступить под натиском главных сил французской армии (на Праценские высоты было направлено свыше 50 тыс. человек).

    После занятия Праценских высот Наполеон направил удар главных сил на левое крыло союзников, которое оказалось охвачено с фронта и тыла.

    В это время, согласно диспозиции, Константин Павлович вёл резерв к Блазовицу. Увидев наступавшие войска противника, он построил гвардию в боевой порядок, занял Блазовиц двумя батальонами и, таким образом, очутился сразу в боевой линии, вместо того, чтобы быть в резерве правого крыла, как то указывалось диспозицией. Наконец, несколько позже появилась и конница 5-й колонны. Находившийся в голове колонны Уланский Цесаревича полк, не ожидая подхода остальной кавалерии, бросился в атаку. Уланы опрокинули переднюю линию французской кавалерии, пронеслись через две остальные, прорвались сквозь пехоту и кинулись рубить прислугу стрелявшей по ним картечью французской батареи. Однако, расстроенные длинною атакою, атакованные с нескольких сторон французской легкой кавалерией, потеряв 28 офицеров и 480 нижних чинов, уланы должны были повернуть и врассыпную присоединиться к левому флангу Багратиона.

    Между тем, Константин Павлович, стремясь восстановить связь с центром и не получая ниоткуда известий, принял смелое решение и двинулся с гвардией, под прикрытием стрелковой цепи, к Праценским высотам. Едва это движение было замечено французами, как с их стороны последовал ряд атак, с успехом отраженных преображенцами и семеновцами, а особенно лейб-гвардии Конным полком, который атаковал французскую пехоту, с успехом отразил атаку французской гвардейской кавалерии и только вследствие утомления и расстройства должен был уступить бешеной атаке наполеоновских мамелюков, предводимых Раппом. Видя невозможность пробраться к Працену, Константин Павлович приказал, в 12-м часу, начать отступление к Аустерлицу. В это время подошли кавалергарды и лейб-казаки, входившие в состав 2-го эшелона гвардии. Для прикрытия отступления пехоты им было приказано идти в атаку. Кратковременная и храбрая атака задержала преследование противника и дала возможность пехоте перейти через ручей, но стоила кавалергардам 13 офицеров, 226 нижних чинов и до 300 лошадей выбывшими из строя.

    Командующий левым крылом союзников Ф. Буксгевден, увидев общую картину сражения, начал отступление. Колонна Пржибышевского была частью рассеяна, частью взята в плен. Из войск колонны Ланжерона удалось вывести только два полка. Часть войск была отброшена к прудам и была вынуждена отступать по замёрзшему льду.

    Наполеон, заметив это движение, приказал бить ядрами по льду. Впрочем, как показали позднейшие исследования французских историков, при этом отступлении потонуло в прудах и погибло от огня артиллерии от 800 до 1000 человек, тогда как Наполеон в победном бюллетене говорил о 20 000 утонувших[5]. Правое крыло союзной армии под командованием Багратиона, чётко и хладнокровно управлявшего своими войсками, оказывая жёсткое сопротивление, вынуждено было также отступить после того, как Наполеон направил против него в помощь своему левому крылу кавалерию Мюрата. Императоры Александр и Франц бежали с поля боя ещё задолго до окончания сражения. Александр дрожал и плакал, потеряв самообладание. Его бегство продолжалось и в следующие дни. Раненый Кутузов едва спасся от плена.

    К вечеру 2 декабря стороны могли подводить итоги, главным из которых можно считать тот, что третья коалиция распалась. Русская армия впервые со времён Петра Великого проиграла генеральное сражение. Победоносный удар русского императора сменился полным отчаянием. «Смятение, охватившее союзный олимп, было так велико, что вся свита Александра I рассеялась в разные стороны и присоединилась к нему только ночью и даже наутро. В первые же часы после катастрофы царь скакал несколько вёрст лишь с врачом, берейтором, конюшим и двумя лейб-гусарами, а когда при нём остался лейб-гусар, царь, по словам гусара, слез с лошади, сел под деревом и заплакал». При государе в Аустерлицком сражении находился А. А. Аракчеев[4][6].

    Итоги и значение Аустерлица

    Битва под Аустерлицем. Луи-Франсуа Лежён.

    Союзные войска потеряли до 27 тыс. человек, причём большую часть 21 тыс. — русские. Потери французов, по разным данным, составили 9—12 тыс. человек.

    После этой битвы австрийский император Франц заявил Александру о том, что продолжать борьбу бессмысленно. Результатом сражения стал выход из войны Австрии, которая 26 декабря 1805 года заключила с Францией Пресбургский мир, и распад Третьей антифранцузской коалиции европейских держав. Россия продолжала войну с Францией в составе Четвёртой коалиции.

    Поражение под Аустерлицем произвело большое впечатление на русскую общественность, считавшую русскую армию непобедимой со времён Нарвского сражения, однако не стало причиной упадка духа в русской армии и народе.

    Сражение при Аустерлице в популярной исторической литературе часто рассматривается как пример сражения, приведшего к полному разгрому противника. На самом деле это сражение, безусловно, одно из самых выдающихся, проведённых Наполеоном, является примером обратного. После поражения, которое потерпела союзная армия на всех пунктах, основная масса русских войск (около 50 тыс. человек) под натиском и обстрелом сумела отступить организованно и составляла основу войск, сражавшихся при Прейсиш-Эйлау. Французы же, одержав победу, оказались в не очень выгодном положении для преследования и развития успеха против отступающего, но многочисленного и ожесточённого противника.

    Наиболее тяжёлое поражение союзники потерпели на левом крыле, однако, после переправы через Сачанские пруды, наибольшая глубина которых доходила по грудь, чаще по колено либо по пояс, воздействие на них со стороны французских войск закончилось, ибо последние не двинулись преследовать союзников на противоположный берег. Таким образом в Аустерлицком сражении, в отличие от битвы при Каннах, при Треббии в 1799 г, при Ватерлоо, — не было достигнуто уничтожения основной массы войск противника.

    Однако Аустерлицкое сражение всё же является выдающимся примером военного искусства. Оно характерно достижением полной победы путём единственного простого манёвра, осуществлённого в безошибочно выбранный момент времени, хотя не в меньшей мере — и бездарностью командования союзной армии.

    По словам Альберта Манфреда: «Бонапарт говорил, что выиграл сорок сражений. Самой замечательной победой среди них он считал Аустерлиц. „Солнце Аустерлица!“ — он вспоминал его всегда с особенным чувством. Вопреки позднейшему официальному французскому толкованию военная обстановка накануне Аустерлица таила для французов величайшие опасности»[7].

    Интересные факты

    • Существует мнение, что причиной ошибки в совместных действиях австрийской и русской армий стала 12-дневная разница в календарях что, в свою очередь, сыграло роль в поражении союзников при Аустерлице[8].
    • Я. И. де-Санглен в своих записках рассказывает о мнении участника битвы князя П. М. Волконского, который утверждал, что «аустерлицкое сражение не было проиграно»[9].

    Примечания

    1. БРЭ, 2005, с. 495—496.
    2. Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь: Ок. 5000 единиц / отв. ред. Р. А. Агеева. М.: Русские словари, 1998. — С. 387. — 503 с. 3000 экз. — ISBN 5-89216-029-7.
    3. Adrian Gilbert. The Encyclopedia of Warfare: From Earliest Time to the Present Day. — Taylor & Francis, 2000. — ISBN 978-1-57958-216-6.
    4. Аустерлиц // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
    5. См. Кастело, Наполеон, т 2. Легенду о погибшем в прудах левом крыле русской армии поддержал и Тарле.
    6. Н. К. Шильдер «Император Александр I, его жизнь и царствование», том 2, стр. 138. С.-Петербург, Типографія А. С. Суворина, 1904 г.
    7. Манфред А. З. Наполеон Бонапарт. — М.: Мысль, 1987. — 735 с.
    8. Chandler, David G. From the Rhine to the Danube // The Campaigns of Napoleon. — New York : Scribner, 1 March 1973. — P. 383. — ISBN 0-02-523660-1.
    9. Записки Якова Ивановича де-Санглена

    Литература

    Ссылки

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.