Церетели, Ираклий Георгиевич

Ира́клий (Ка́ки) Гео́ргиевич Церете́ли (груз. ირაკლი (კაკი) გიორგის ძე წერეთელი; 20 ноября [2 декабря] 1881, Гориса[d]21 мая 1959, Нью-Йорк, Нью-Йорк) — политический деятель России и Грузии.

Ираклий Церетели
груз. ირაკლი (კაკი) გიორგის ძე წერეთელი
Дата рождения 20 ноября (2 декабря) 1881
Место рождения
Дата смерти 21 мая 1959(1959-05-21) (77 лет)
Место смерти
Гражданство  Российская империя
Российская республика
 США
Род деятельности политик
Отец Церетели, Георгий Ефимович
Мать Олимпиада Яковлевна Николадзе[d][1]
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Выходец из известной грузинской имеретинской фамилии Церетели; ветвь семьи, к которой принадлежал Ираклий Церетели, не имела княжеского титула[2]. Его отец — Г. Е. Церетели — был выдающимся грузинским писателем, издателем и общественным деятелем. Мать, Олимпиада Яковлевна Николадзе (сестра известного грузинского либерального журналиста, просветителя и государственного деятеля Нико Николадзе), получила образование в Женевском университете. Рано скончалась. У Ираклия была старшая сестра Елена (Элико) и брат Левон[3].

Полицейская фотография Церетели. Тифлис, 1904 год.

Окончил 2-ю Тифлисскую гимназию. В 1900 году поступил на юридический факультет Московского университета, где стал одним из лидеров студенческого движения, за что был сослан в Сибирь (1901—1903).

После ссылки Церетели стал социал-демократом и вошёл в состав Тифлисского комитета РСДРП. После II съезда партии (1903) — меньшевик, главный редактор еженедельного социал-демократического журнала «Квали» (Борозда). В 1904 году, спасаясь от ареста, уехал в Берлин, где поступил в университет.

После начала революции 1905 года, несмотря на туберкулёз, вернулся в Россию.

В 1907 году был избран членом Второй Думы, где стал председателем социал-демократической фракции и членом аграрной комиссии Думы. В июне 1907 года после разгона Думы по обвинению в подготовке государственного переворота был осуждён на 5 лет тюрьмы (г. Николаев), замененной по состоянию здоровья 6 годами тюрьмы в Александровской центральной каторжной тюрьме (Иркутская губерния) с последующим поселением в Сибири (Иркутская губерния, городок Балаганск).

Ссыльные революционеры в Иркутске. В первом ряду: Дан, Церетели, Войтинский, Абрам Гоц

После Февральской революции участвовал в создании Советов рабочих депутатов и Военной организации Иркутска. 5 марта Ираклий Церетели из Иркутска сообщал, что в городе был создан Комитет общественных организаций, гарнизон перешёл на сторону революции.

Ираклий Церетели во время Московского государственного совещания. Рис. Ю. К. Арцыбушева

19 марта (1 апреля) вернулся в Петроград, вошёл в состав исполкома Петроградского Совета. К этому времени определился как «революционный оборонец». Вместе с Ф. И. Даном и Н. С. Чхеидзе был в то время одним из наиболее видных меньшевиков. На Всероссийском совещании Советов (29 марта (11 апреля) — 3 (16) апреля) выступал с докладом об отношении к войне. В принятой по его предложению резолюции российские демократы призывали мобилизовать все силы страны для укрепления фронта и тыла. Церетели считал необходимым условием прекращения войны усилия социалистов во всех воюющих странах, выступал за объединение всех социал-демократов на общей платформе, был противником «апрельских тезисов» В. И. Ленина.

Сепаратный мир погубил бы и революцию, и страну. России пришлось бы воевать на стороне Германии, и она отдана была бы во власть германскому империализму[4].

Церетели в мае 1917 г. Фото Я. В. Штейнберга

В мае 1917 года при формировании второго состава Временного правительства (первого коалиционного правительства с участием социалистов) вошёл в состав правительства как министр почт и телеграфа. 4 (17) июня на I съезде Советов произошла знаменитая стычка Церетели и Ленина, когда на заявление Церетели: «…в России нет политической партии, которая говорила бы: дайте в наши руки власть…», Ленин ответил: «Есть такая партия!»[5]. Фраза Ленина представлялась советской пропагандой как поворотный момент в борьбе большевиков за власть.

Церетели входил в руководство делегации Временного правительства (совместно с М. И. Терещенко), признавшей автономию Украинской Центральной рады. При этом делегация без согласования с правительством согласилась с предложениями Центральной рады и включила в состав автономии все юго-западные губернии России. В знак протеста против этих действий 2 (15) июля 1917 все министры-кадеты ушли в отставку[6] (см. Июльский кризис Временного правительства). 8 июля Церетели временно по совместительству был назначен министром внутренних дел. В состав сформированного 24 июля второго коалиционного правительства не вошёл.

Церетели и Черновы — министры без власти, министры-куклы, вожди партий, поддерживающих палачество. Это — факт. И этот факт не меняется от того, что ни Церетели, ни Чернов лично, наверное, «не одобряют» палачество, что их газеты робко отговариваются от него: такое видоизменение политического наряда не меняет сути дела.

В. И. Ленин. К лозунгам

После принятия Петроградским Советом большевистской резолюции «О власти» в знак протеста вместе со всем эсеро-меньшевистским Президиумом Петроградского Совета 6 сентября Церетели сложил свои полномочия. 14 (27) сентября на Демократическом совещании заявил, что одна социал-демократия не в силах решить стоящие задачи и необходима коалиция с кадетами; утверждал, что за Л. Г. Корниловым пошли только авантюристические элементы буржуазии; настаивал на подотчётности Временного правительства создаваемому Предпарламенту.

К Октябрьской революции Ираклий Церетели отнёсся отрицательно. 5 (18) января 1918 года на заседании Учредительного Собрания сказал:

Революция в России одна, — она началась в февральские дни, она пережила тяжёлые испытания, но самые тяжёлые испытания она переживает в настоящий момент. На её плечи взваливается ноша, которая может раздавить её на долгую жизнь. Совершается разделение России на два непримиримых лагеря, линия гражданской войны прошла через сердце демократии[7].

После роспуска Учредительного Собрания (вместе с В. С. Войтинским и его семьей) уехал в Грузию, где стал одним из лидеров независимой Грузинской Демократической республики и Социал-демократической партии Грузии. 26 мая 1918 года подписал Декларацию независимости Грузии[8].

В 1919 году был представителем Грузии на Парижской (Версальской) конференции.

1926. Похороны Н. Чхеидзе. Церетели второй справа

После ввода Красной Армии в Грузию в 1921 году — в эмиграции, с 1922 по 1930 гг. член Заграничного Бюро Социал-демократической рабочей партии Грузии. С 1931 года официально отказался от членства в ЗБ СДРП Грузии и практически отошёл от политической деятельности. В 1931 году окончил юридический факультет университета Сорбонны (Париж), занимался частной юридической практикой, сначала во Франции, а с 1940 года — в США. Был представителем грузинских социал-демократов в изгнании на многих международных форумах, был членом исполкома II Интернационала.

Скончался в Нью-Йорке 21 мая 1959 года, похоронен на кладбище городка Левиль-сюр-Орж, под Парижем (на месте захоронения большинства Грузинской политической эмиграции 1921 года).

Труды

Примечания

  1. Geni (мн.) — 2006.
  2. Roobol W.H. Tsereteli, A Democrat in the Russian Revolution. A Political Biography (англ.). — The Hague: Nijhof, 1976. — 273 p. — (Studies in Social History). — ISBN 90-247-1915-1..
  3. Воспоминания Церетели о детстве были изданы А.П. Ненароковым: Церетели И. Ираклий [Георгиевич] Церетели; По записям Элико Церетели-Деломон, Бориса Николаевского и черновика И.Г. Церетели. — М.: Творческая мастерская, 2006 — 140 с., илл.
  4. 10 июня 1917. Ираклий Церетели
  5. Roobol W.H. Tsereteli, A Democrat in the Russian Revolution. A Political Biography (англ.). — The Hague: Nijhof, 1976. — 273 p. — (Studies in Social History). — ISBN 90-247-1915-1.. P. 143-144.
  6. А. А. Гольденвейзер Из киевских воспоминаний // Архив русской революции, изданный И. В. Гессеном. Т. 5-6: — Берлин, 1922. Репринт — М.: Изд-во «Терра» — Политиздат, 1991. — т. 6, Стр. 180
  7. Всероссийское Учредительное собрание / под ред. И. С. Малчевского. М: Государственное издательство, 1930. С. 47
  8. Remix of «საქართველოს დამოუკიდებლობის დეკლარაცია» by Liza Buskhrikidze

Литература

  • Бакулин В. И. Ираклий Церетели: особенности политического мышления // Мировая социал-демократия: теория, история и современность. М.: Собрание, 2006. — С. 372—377. 400 экз. — ISBN 5-9606-0021-8.
  • Кудряшов В. В. 2015. Социал-демократическая фракция II Государственной Думы: взгляд изнутри и оценки очевидцев. // Проблемы социально-экономического развития Сибири, № 4 (22) С. 99-104
  • Ненароков А. П. «…Действуя на сознание и совесть демократии». И. Г. Церетели как идеолог альтернативного пути русской революции // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. М.: Наука, 2002. — С. 337—350. 600 экз. — ISBN 5-02-008844-7.
  • Roobol W.H. Tsereteli, A Democrat in the Russian Revolution. A Political Biography (англ.). — The Hague: Nijhof, 1976. — 273 p. — (Studies in Social History). — ISBN 90-247-1915-1.
  • Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 804. — 894 с. 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.