Вёльсунг (мифология)
Вёльсунг, также Во́льсунг, Во́лсунг (др.-сканд. Vǫlsungr) — в скандинавской мифологии один из персонажей героических сказаний, основатель рода Вёльсунгов[1].
Вёльсунг | |
---|---|
др.-сканд. Vǫlsungr | |
Мифология | Скандинавская |
Латинское написание | Volsung, Völsung, Wölsung, Wälsung |
Пол | мужской |
Отец | Рери |
Мать | Ингигерд |
Дети | Сигни, Сигмунд |
Упоминания | Старшая Эдда, Младшая Эдда, Сага о Вёльсунгах |
Этимология
Вёльсунг — по форме имя целого рода, а не отдельного человека: к примеру, Сигурд в песнях «Эдды» назван «юным Вёльсунгом», то есть происходящим из рода Вёльса[2][3]. Название Vǫlsungr в силу своей формы изначально являлось фамилией, которую более поздняя традиция неправильно поняла как настоящее мужское имя[4]. Таким образом, в широком смысле Вёльсунг — представитель рода Вёльсунгов[5].
Этимология этого имени остаётся спорной: по одной из версий Vǫlsungr происходит от готского walisa («избранный»), по другой — от древнескандинавского vǫlsi (обозначающего конский половой член, которому некогда поклонялись как божеству[6])[7]. В таком случае, имя Вёльсунг приписывалось мифическому родоначальнику как фаллический символ деторождения[2]. Существуют попытки отыскать в нём и славянские корни, ведущие к «конскому» богу Волосу[8][9][10].
Вёльсунг в «Саге о Вёльсунгах»
Вёльсунг является одним из персонажей «Саги о Вёльсунгах», в которой о его происхождении, жизни и смерти рассказывают первые 5 глав[11].
Свою родословную Вёльсунг вёл от самого верховного бога Одина, чей сын Сиги и внук Рери были конунгами в земле гуннов. Когда Рери, долго остававшийся в браке бездетным, обратился к богам с просьбой о наследнике, Один послал дочь ётуна Хримни, валькирию Хльод, отнести ему яблоко, которое и привело к желанному зачатию. Однако, даже по прошествии шести зим жена Рери (успевшего к тому времени умереть) всё ещё не смогла разрешиться от бремени и приказала вырезать ребёнка. Мальчик родился «велик ростом» и «поцеловал мать свою, прежде чем она умерла».
Вёльсунг (так назвали новорождённого) занял место на троне отца, а когда вырос, взял в жёны ту самую Хльод, родившую ему дочь Сигни и десять сыновей, старшим из которых был Сигмунд. Вёльсунг, прослывший «величайшим воителем и победоносцем в битвах», выдал Сигни за конунга Гаутской земли Сиггейра, который и стал виновником его гибели. В отместку за отказ Сигмунда продать ему доставшийся от Одина меч Сиггейр напал на приглашённых им в гости Вёльсунгов с их немногочисленной дружиной, и в сражении с гаутскими войсками старый Вёльсунг пал.
Вёльсунг в других источниках
Тексты «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды» были одним из источников, на которые опирался автор «Саги о Вёльсунгах» при её написании, сведя разрозненную информацию об этом роде в единое повествование и дополнив её новыми деталями[12]. Среди отдельных частей, где встречаются упоминания о Вёльсунге, можно отметить «Вторую Песнь о Хельги Убийце Хундинга»[13], «Песнь о Хюндле»[14] или прозаический отрывок «О смерти Синфьётли»[15]. В «Языке поэзии» Снорри Стурлусона яд называется «напитком Вёльсунгов»[16], а имя самого конунга является хейти для слова «король»[17]
В «Римах о Вёльсунге» (др.-сканд. Vǫlsungsrímur) — созданном в XIV веке стихотворном переложении событий, о которых повествуется в первых восьми главах «Саги о Вёльсунгах»[12], — главный герой описывается с использованием превосходных эпитетов: «великий и могущественный», «многообещающий и красивый», «мудрый и красноречивый», «мужественный и энергичный», «ни один король не был ему равен, нигде не было найдено его подобия»[18]. Однако, если опустить некоторые незначительные подробности (как, например, сообщение о его сражениях с сарацинами или на территории Гардарики), этот текст практически не добавляет ничего нового к портрету Вёльсунга. Исключение может составить лишь упоминание имени его матери — Ингигерд (др.-сканд. Ingigerðr), в то время как в саге она остаётся безымянной[19].
В англосаксонском эпосе «Беовульф» отец Сигмунда носит имя Вёльс (возможно, что здесь приводится первоначальная версия событий, рассказанных позднее в «Саге о Вёльсунгах»)[20]. В тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» под именем Вёльс скрывается сам Вотан[21], а в «Песни о Нибелунгах», также основанной на одном сюжете с историей Вёльсунгов, повествование об этом роде начинается сразу с Сигмунда (в немецком произношении — Зигмунда)[22].
Интерпретации и мнения
Немецкий филолог Якоб Гримм связывал название германских Велисунгов (соответствующих скандинавским Вёльсунгам) с божеством Валисом, сведений о котором не сохранилось[23]. Возможно, поначалу легенда об этом роде шла не дальше, чем до Вёльсунга, а историю его предков Сиги и Рерира следует рассматривать как более позднее скандинавское добавление[24].
Мотив раннего взросления Вёльсунга (давшего ещё в утробе матери клятву никогда не бежать с поля боя) сближает его с внуком Хельги, одного дня от роду уже носившего кольчугу[25], Магни, в трёхдневном возрасте спасшем своего отца Тора, и с персонажами древнегреческих мифов: Гераклом, Аполлоном и Гермесом[26][27]. А его появление на свет в результате кесарева сечения характерно и для многих других геров: персидского Рустама, кельского Тристана, русского Добрыни Никитича и шотландского Макдуфа[28].
Яблоня, которую посадил Вёльсунг посредине своего дома (вероятно, из семечка того самого яблока, данного его отцу) и в которой оставил свой меч Один, порою сравнивается с мировым деревом Иггдрасиль[29][30]. Само же яблоко находит параллели в молодильных яблоках Идунн, в сказке о Белоснежке, усыпленной с помощью этого фрукта, или в истории о Фортунате, где от него сначала вырастали, а потом и отпадали рога[31].
Можно встретить оценку Вёльсунга как героя, глубоко противоречивого по своей природе, к тому же несущего в себе очевидные мессианские признаки, в целом нехарактерные для средневековой скандинавской традиции[32]. Значительную трансформацию претерпел с течением времени и образ Одина: если в «Саге о Вёльсунгах» он предстаёт как дух-покровитель нескольких поколений этого рода[33], то в «Римах» он — как злое языческое божество — становится по сути антагонистом Вёльсунга, источником его несчастий[19].
При всей мифичности фигуры Вёльсунга в средние века было составлено генеалогическое дерево, которое в восьмом поколении от него приводило к первому королю Норвегии Харальду Прекрасноволосому[12].
Литература
- Ярхо, Борис Исаакович Сага о Волсунгах. — Л.: ACADEMIA, 1934. — 288 с.
Примечания
- Петрухин В. Я. Загробный мир. Мифы о загробном мире: мифы разных народов. — М.: Астрель, 2010. — С. 385 — ISBN 978-5-271-20457-9.
- Ярхо, Борис Исаакович Сага о Волсунгах. — Л.: ACADEMIA, 1934. — С. 271
- Речи Регина . norse.ulver.com.
- Peter Andreas Munch Norse Mythology. Legends of Gods and Heroes. — New York: The American-Scandinavian Foundation, 1926. — С. 337.
- Anthony Faulkes Skáldskaparmál. 2. Glossary and Index of Names. — Short Run Press Limited, Exeter, 2007. — С. 520 — ISBN 978-0-903521-38-3.
- E.O.G. Turville-Petre Myth and Religion of the North: The Religion of Ancient Scandinavia. — Greenwood Press, Westport, 1975. — С. 201
- Jan de Vries Altnordisches Etymologisches Wörterbuch. 2. Auflage. — Leiden: E. J. Brill, 1977. — С. 673.
- Koch, Ernst. Ueber die Sage von den Nibelungen — С. 33 (нем.). C. Roessler, 1868.
- Ecker, Uwe. Die Göttermythen der Edda: verständlich erklärt — С. 235 (нем.). Books on Demand, 20.03.2015.
- Paul Herrmann Die deutsche Heldensage und ihre Heimat. 1. Bd. Die Sage von den Wölsungen und Niflungen in der Edda und Wölsungasaga. 2. Ausgabe. — Hannover : Carl Rümpler, 1863. — С. 57.
- Сага о Волсунгах . norse.ulver.com.
- Ярхо, Борис Исаакович Сага о Волсунгах. — Л.: ACADEMIA, 1934. — С. 65—71, 81
- Вторая Песнь о Хельги убийце Хундинга . norse.ulver.com.
- Песнь о Хюндле . norse.ulver.com.
- О смерти Синфьётли . norse.ulver.com.
- Младшая Эдда. — Л. : Наука, 1970. — С. 141.
- Anthony Faulkes Edda. — J. M. Dent, London, 1987. — С. 150, 259.
- Hethmon, Hannah R.F. Vǫlsungsrímur: A New English Translation with Commentary and Analysis — С. 15—25 (англ.). Skemman, 2015.
- Hethmon, Hannah R.F. Vǫlsungsrímur: A New English Translation with Commentary and Analysis — С. 61—72 (англ.). Skemman, 2015.
- Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. — М. : Художественная литература, 1975. — С. 20, 71. — (Библиотека всемирной литературы)
- Egon Voss Richard Wagner. Der Ring des Nibelungen. — Reclam Universal-Bibliothek, Band 18628, 2009. — С. 457, 502. — ISBN 978-3-15-018628-2.
- Paul Piper Die Nibelungen. Zweiter Teil. — Stuttgart: Union Deutsche Verlagsgesellschaft, 1890. — С. 8.
- Гримм Якоб Немецкая мифология. Т. I. 2–е издание. — М.: Издательский дом ЯСК, 2019. — С. 643—647 — ISBN 978–5–907117–30–3.
- Peter Andreas Munch Norse Mythology. Legends of Gods and Heroes. — New York: The American-Scandinavian Foundation, 1926. — С. 200.
- Первая песнь о Хельги убийце Хундинга . norse.ulver.com.
- Hugo Gering Kommentar zu den Liedern der Edda. — Halle (Saale) : Buchhandlung des Waisenhauses — С. 46
- Paul Herrmann Nordische Mythologie in gemeinverständlicher Darstellung. — Leipzig : Wilhelm Engelmann, 1903. — С. 396.
- Гримм Якоб Немецкая мифология. Т. I. 2–е издание. — М.: Издательский дом ЯСК, 2019. — С. 664 — ISBN 978–5–907117–30–3.
- Heather O'Donoghue From Asgard to Valhalla: The Remarkable History of the Norse Myths. — London, New York: I.B.Tauris, 2009. — С. 52 — ISBN 978-1-84511-357-5.
- Sophus Bugge Studien über die Entstehung der nordischen Götter- und Heldensagen. – München: Christian Kaiser, 1889. — С. 527
- Гримм Якоб Немецкая мифология. Т. II. 2–е издание. — М.: Издательский дом ЯСК, 2019. — С. 415 — ISBN 978–5–907117–31–0.
- Паулюс, Пауль Йозеф. Скандинавский миф и его воплощение в экранной культуре — С. 36—38 . Институт кино и телевидения (ГИТР), 2019.
- Elard Hugo Meyer Mythologie der Germanen. — Straszburg: Karl J. Trübner, 1903. — С. 373, 374.