Феофил (император)
Феофи́л[2] (ок. 813 — 20 января 842) — второй византийский император (829—842) из Аморейской династии.
Феофил | |
---|---|
греч. Θεόφιλος | |
| |
829 — 20 января 842 | |
Предшественник | Михаил II Травл |
Преемник | Михаил III |
|
|
Рождение | 813 |
Смерть |
20 января 842 |
Род | Аморейская династия |
Отец | Михаил II Травл |
Мать | Фёкла |
Супруга | Феодора[1] |
Дети |
сыновья: Константин, Михаил III дочери: Мария, Фёкла, Анна, Анастасия, Пульхерия |
Отношение к религии | христианство |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Правление
Феофил был сыном императора Михаила II и его первой супруги Фёклы; его крестным отцом был император Лев Армянин. С 821 года Феофил был соправителем вместе с отцом, а после смерти последнего, в 829 году, стал единоличным императором. Он вступил на престол при достаточно благоприятных условиях. Империи ничто не угрожало кроме арабских пиратов; население сравнительно благоденствовало, казна была богата. Хотя и не смолкли иконоборческие споры, но в правление Михаила II преследования за почитание икон прекратились.
Феофил получил отличное образование под руководством учёного Иоанна Грамматика, известного иконоборца, возведенного при Феофиле на патриарший престол. Феофил понимал и ценил искусства и науки. Он также любил церковное пение, сам писал стихиры (по преданию, его перу принадлежит стихира на праздник Входа Господня в Иерусалим «Изыдите языцы, изыдите и людие…») и по праздникам управлял хором в Святой Софии.
Он обладал многими блестящими качествами и сильным, но вспыльчивым характером; любовь к справедливости доводила его до довольно крутых мер.
Его жизнь, блестящая и интересная, окруженная народными легендами, не всегда была счастливой из-за частых поражений в войнах с арабами. Первым его шагом при начале единоличного правления было требование у сената казни главных убийц иконоборческого императора Льва Армянина, погибшего в 820 году, хотя те возвели на престол его отца и были им прощены. Феофил также удалил из дворца свою мачеху — вторую жену Михаила II Евфросинию, которую тот взял из монастыря. Возобновилась утихавшая иконоборческая распря, гонения и истязания; в 832 году вышел указ, которым запрещалось почитание икон.
Феофил был женат на Феодоре, которую выбрал в результате устроенных его мачехой Евфросинией весной 821 года смотрин[3]. Сначала Феофил хотел выбрать в жены Кассию, будущую известную песнописицу, но передумал в результате её дерзкого ответа на его реплику.
Воспитатель Феофила — патриарх Иоанн Грамматик — и ещё более жена его, Феодора, впоследствии восстановительница иконопочитания, смягчали жестокость Феофила в отдельных случаях. Из уважения к Феодоре, любившей мужа, память его не была предана проклятию на Константинопольском соборе 842 года и последовавшем за ним Торжестве православия (843 год). При всем том Феофил не воздвигал систематического гонения на иконы: они оставались в церквах, подвешенные высоко. Впрочем, согласно новейшим исследованиям, преследования при Феофиле были далеко не так жестоки, как это впоследствии представляли хронисты, и часто проходили под знамением гонения не столько за веру, сколько за политическую неблагонадежность. Наказывал Феофил не за догмат, но за ослушание его власти; обе церковные партии должны были жить в империи рядом, причем главенствовали иконоборцы.
Во внутреннем управлении Феофил был строг и самовластен; но о его указах мы знаем лишь из православных хроник. Он издал закон против злоупотреблений администрации, боролся с хищной бюрократией; разрешил браки между византийками и персами. Его нелицеприятная справедливость, доступность жалобщикам из народа запечатлена легендами и придает его правлению восточный отпечаток. Так, он приказал публично бичевать Петрону, брата императрицы Феодоры, за то, что при постройке дома он нарушил права соседки; он распорядился сжечь на площади богатый груз с корабля, принадлежавшего императрице, находя, что царям неприлично вести торговлю. Блеск и пышность господствовали при дворе Феофила; казна казалась неисчерпаемой.
Рядом с полезными сооружениями, как городские морские стены, как громадная богадельня, рядом с устройством государственной сигнализации (огнями на вершинах гор) от столицы до арабских пределов, Феофил удовлетворял своей страсти к роскоши и искусствам. Великолепные дворцовые постройки — фонтан Фиала, портики Мистерии и Сигма, так называемый Таинственный триконх, новый ипподром, загородный дворец Врия в арабском стиле, чертог для музыкальных органов во дворце — свидетельствуют о роскоши Феофила и в то же время о влиянии восточного искусства и вкусов, проводниками которых являлись патриарх Иоанн Грамматик и учёный Лев Математик.
Поддерживая сношения с западными императорами, Людовиком Благочестивым и Лотарем, и с кордовским халифом, пользуясь перемирием с Болгарией, Феофил призвал Венецию против арабов, завоевавших Палермо, Тарент и Бари. На севере Чёрного моря он вступил в союз с хазарами и выстроил в устье Дона крепость Саркел, против печенегов. Большой помощью служили ему персидские выходцы, восставшие против арабского халифа и перебежавшие в Византию; их было несколько тысяч, и из них были сформированы особые отряды, которыми предводительствовал перс Феофоб, ставший при Феофиле знаменитым военачальником; Феофил выдал за него свою сестру Елену.
Первые походы Феофила в Сирию против багдадских халифов Аль-Мамуна (831 год) и Мутасима (837 год) были удачны; но затем Мутасим, справившись с другими врагами, жестоко отомстил Византии. Его вождь Афшин разбил Феофила, едва спасшегося от плена; сам Мутасим осадил и разрушил в 838 году византийскую твердыню в Малой Азии Аморий, родину императора, перебив и забрав в плен множество христиан. Храбрые начальники Амория, во главе с патрикием Аэтием, после долголетнего плена были преданы смерти за верность христианству (42 Аморейских мученика). Гибель родного города и поражение христиан сильно повлияли на Феофила; он заболел, и меньше чем за 4 года болезнь свела его в могилу. Согласно византийским источникам, умер император от «истечения желудка». Умирая, он, по преданию, примирился с православием, облобызав икону, которую поднесла ему Феодора.
С возникновением Волжского торгового пути и судоходства на Волге в 900-х годах Византия через путь Керченский пролив-Азовское море-Дон-Волгодонская переволока стала принимать участие в торговле. Для охраны этого пути император император Феофил оказал инженерную помощь хазарам в строительстве крепости Саркел на донской стороне пути в период с 829 по 842 годы:
Их места расселения простираются вплоть до Саркела, крепости хазар, которой стоят триста таксеотов (наемных воинов), сменяемых ежегодно. «Саркел» же значает у них «Белый дом»; он был построен спафарокандидатом (придворный византийский титул) Петроной, по прозванию Каматир[4], так как хазары просили василевса Феофила построить им эту крепость. Ибо известно, что хаган и пех Хазарии, отправив послов к этому василевсу Феофилу, просили воздвигнуть для них крепость Саркел. Василеве, склонясь к их просьбе, послал им ранее названного спафарокандидата Петрону с хеландиями (вид парусного судна) из царских судов и хеландии катепана Пафлагонии. Итак, сей Петрона, достигнув Херсона, оставил хеландии в Херсоне; посадив людей на транспортные корабли, он отпра вился к месту на реке Танаис, в котором должен был строить крепость. Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, соорудив печи и обжегши в них кирпич, он сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек
— Император Константин Багрянородный. Трактат "Об управлении империей" Глава 41
Семья
У Феофила с Феодорой было пять дочерей — Мария, Фекла, Анна, Анастасия и Пульхерия — и два сына, Константин и Михаил.
Мария была замужем за Алексеем Муселе и умерла около 839 года, Константин умер в младенчестве, около 830—831 годов. Остальные дочери уже после смерти отца приняли монашество (по-видимому, Феофил завещал не выдавать их замуж до совершеннолетия Михаила, чтобы устранить опасность возможных заговоров, поскольку Михаил был ещё совсем мал, когда Феофил умер).
Примечания
- Б. Пащенко. Феодора, супруга императора Феофила // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Русский орфографический словарь / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2004. — 960 с. — ISBN 5-88744-052-X.
- Ряд ученых, вслед за В. Тредгольдом считают, что смотрины имели место в 830 или 831 г., но хронология, выдвинутая Тредгольдом, ошибочна; см. подробнее статью Т. А. Сениной «Диалог Феофила и Кассии…» (подробные данные — в разделе «Литература»)
- Петрона. Византийский словарь
Литература
- Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. — СПб., 1891. — С. 56—65.
- Васильев А. А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. — СПб., 1900. — С. 76—152.
- Rosser J. Theophilus (829-842): Popular Sovereign, Hated Persecutor // Βυζαντιακά: Ἐπιστ. ὀργανον Ἑλληνικῆς ἱστ. ἑταρείας. — 1983. — Т. 3. — С. 37—56.
- Lilie R.-J., C. Ludwig, Th. Pratsch, I. Rochow. Prosopographie der Mittelbyzantinischen Zeit. Erste Abteilung (641–867). — B., 1998. №№ 8167.
- Афиногенов Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество православия. — М.: Индрик, 2004. — 192 с. — (Scrinium Philocalicum, IV). — ISBN 5-85759-260-7.
- Markopoulos A. The rehabilitation of the Emperor Theophilos // L. Brubaker (ed.), Byzantium in the Ninth Century. Dead or Alive?. — Aldershot—Hampshire, 1998. — С. 37—49.
- Vlyssidou V. N. L’empereur Théophile “cherissant les nations” et ses relations avec la classe supérieure de la société byzantine // Ὁι σκοτεινοί αιώνες του Βυζαντίου. — Athen, 2001. — С. 443–453.
- Сенина Т. А. (монахиня Кассия). Диалог Феофила и Кассии: литературная выдумка или реальность? // Scrinium: T. 2. Universum Hagiographicum: Mémorial R. P. Michel Van Esbroeck, S. J. (1934-2003) / Ed. par B. Lourié et A. Mouraviev. — СПб., 2006. — С. 240—272.
- Sénina Т. А. (moniale Kassia). La confession de Théophane et Théodore les Graptoi : remarques et précisions // Scrinium. — СПб., 2008. — Т. 4: Patrologia Pacifica and Other Patristic Studies / Ed. par B. Lourié et V. Baranov. — С. 260—298.