Служебный роман

«Служе́бный рома́н» — советский двухсерийный художественный фильм, лирическая трагикомедия режиссёра Эльдара Рязанова. Фильм создан на киностудии «Мосфильм» в 1977 году; лидер проката 1978 года — свыше 58 млн зрителей, а по данным на декабрь 2021 на видеосервисе «Ютуб» только 1 серия набрала около 38 миллионов просмотров. В 1979 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Служебный роман
Жанр лирическая трагикомедия
Режиссёр Эльдар Рязанов
Автор
сценария
Эмиль Брагинский,
Эльдар Рязанов
В главных
ролях
Алиса Фрейндлих,
Андрей Мягков,
Светлана Немоляева,
Олег Басилашвили,
Лия Ахеджакова
Оператор Владимир Нахабцев
Композитор Андрей Петров
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов
Длительность 151 минута
Страна  СССР
Язык русский
Год 1977
IMDb ID 0076727

История создания

В 1971 году Эльдар Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написал пьесу «Сослуживцы» — как первую часть дилогии, второй частью которой стали «Родственники».

В том же году пьеса была поставлена в Москве — в Театре им. Вл. Маяковского и в Ленинграде — в Театре комедии, а затем и в десятках провинциальных театров. Всюду «Сослуживцы» шли с неизменным успехом, который и побудил Эльдара Рязанова снять на основе пьесы фильм; хотя непосредственным толчком, по свидетельству самого режиссёра, стала неудачная, на его взгляд, телепостановка комедии. При этом сам Эльдар Рязанов называл и другую причину постановки фильма (как и написания пьесы) — заработать денег.

Премьера фильма состоялась в Москве 26 октября 1977 года; «Служебный роман» сразу стал одним из самых популярных советских фильмов, а в 1979 году был удостоен Государственной премии РСФСР[1].

Сюжет

Фильм повествует о жизни нескольких сотрудников обычного московского учреждения.

Людмила Прокофьевна Калугина — директор этого «статистического учреждения». Она ответственна, строга, что свойственно многим начальникам, на отличном счету у руководства, но при этом неприметна и одинока. В коллективе её за глаза называют «наша Мымра» и «Старуха», хотя на самом деле Людмиле Прокофьевне всего 36 лет.

Анатолий Ефремович Новосельцев — её подчинённый, старший статистик. Ему за 40. Имеет двух сыновей, которых ему, уйдя к другому, оставила жена и с которыми непрерывно происходят разного рода инциденты. Лучший друг Новосельцева с институтских времён — Ольга Петровна Рыжова, коллега, она работает за соседним столом и в минуту невзгод всегда приходит на помощь.

Анатолий Ефремович мечтает о повышении — освободилось место начальника отдела лёгкой промышленности. И вот в один прекрасный день в статистическое учреждение заместителем директора назначают недавно вернувшегося из-за границы Юрия Григорьевича Самохвалова — давнего институтского приятеля Новосельцева и бывшего возлюбленного Ольги Рыжовой. Самохвалов достаточно обеспечен, удачно женат, живёт с шиком. Ему, разумеется, понадобятся «свои люди» на новом месте, поэтому Самохвалов пытается намекнуть Людмиле Прокофьевне на Новосельцева как на приемлемый вариант для назначения на вакантное место, но эта кандидатура не находит поддержки. Тогда Юрий Григорьевич советует своему другу приударить за Калугиной вечером у него дома, где планируется отпраздновать назначение. Новосельцев, который смертельно боится Людмилы Прокофьевны, хотя и не сразу, но соглашается с предложением Самохвалова. Уединившись с ней, Анатолий Ефремович пытается угостить Калугину коктейлем, завести разговор о грибах, но Людмилу Прокофьевну ни он, ни предметы разговора не интересуют. Новосельцев уходит, но потом возвращается в несколько подвыпившем состоянии и безуспешно пытается развлечь Людмилу Прокофьевну стихами, песнями и танцами. Попытки угодить надоедают Людмиле Прокофьевне, и она выгоняет Новосельцева, а тот в ответ высказывает своему директору в присутствии коллег всё, что о ней думает. После этого Людмила Прокофьевна уезжает домой.

Утром Самохвалов советует Новосельцеву срочно извиниться перед Калугиной за вчерашнее. Людмила же Прокофьевна, которую слова Анатолия Ефремовича, видимо, не только обидели, но и заставили задуматься, просит секретаршу принести его личное дело, о чём Верочка тут же сообщает Новосельцеву. Анатолий Ефремович, уверенный, что его увольняют за хулиганство, тем не менее, всё равно идёт к Людмиле Прокофьевне извиняться. Но делает это так нелепо и неуклюже, что доводит директора до слёз. Впрочем, увидев эти слёзы, Новосельцев сопереживает несчастной женщине настолько искренне и человечно, что Калугина неожиданно для себя самой разрешает себе наконец выговориться. Чуть успокоившись, Людмила Прокофьевна рассказывает ему о своём одиночестве и обыденности жизни директора, которая превратила её в «старуху», а ведь она совсем молода, даже моложе Новосельцева. После этого признания Новосельцев защищает Людмилу Прокофьевну от друзей, ждущих его у кабинета и по традиции назвавших Калугину «старухой». Этим же вечером Новосельцев задерживается на работе из жалости к Людмиле Прокофьевне. Не застав её в своём кабинете, он разыгрывает для себя сценку, как будто его назначают на желанную должность. К этой сценке «подключается» возвратившаяся Людмила Прокофьевна, которая прекрасно понимает, зачем Анатолий Ефремович остался на работе допоздна.

Тем временем у Ольги проснулись прежние чувства к Самохвалову. Она пишет ему письмо, которое просит передать ему через Верочку. Та, в свою очередь, читает письмо, и в результате о содержимом письма узнаёт весь коллектив. Самохвалов просит Ольгу забыть об этих чувствах, так как это может скомпрометировать его перед сослуживцами и женой. В учреждении происходит небывалый инцидент: из месткома ошибочно сообщают о смерти начальника отдела общественного питания Петра Ивановича Бубликова. Профсоюзная активистка Шура выставляет в фойе венок и траурный портрет умершего, после чего она, как и весь коллектив, приходит в шок, увидев живого Петра Ивановича.

Новосельцев, после откровенного человеческого разговора уже не из корысти, а всерьёз заинтересовавшийся Калугиной, тайно дарит ей цветы. Увидев этот подарок, Калугина, догадавшаяся, кто его принёс, вызывает Анатолия Ефремовича, после чего выгоняет, так как тот не нашёл в себе мужества признаться в том, что именно он подарил ей цветы. Но зерно упало на благодатную почву, Людмила Прокофьевна даже просит свою секретаршу Верочку проконсультировать её по вопросу современной женской моды и сопутствующим проблемам.

Ольга Петровна продолжает писать Юрию Григорьевичу любовные письма. Самохвалову это порядком надоедает, и он отдаёт эти письма Шуре, чтобы поведение Рыжовой рассмотрел местком. В дело вмешивается Людмила Прокофьевна, которая отбирает у Шуры письма и отчитывает своего заместителя за этот поступок. Шура рассказывает о случившемся всему коллективу, в том числе Анатолию Ефремовичу, который без спроса врывается в кабинет Самохвалова, беседовавшего с Калугиной, отдаёт своему другу долг в 20 рублей и в присутствии Людмилы Прокофьевны даёт ему пощёчину. Самохвалов грозится отомстить за это и уходит, а Калугина, оценившая поступок Новосельцева, приглашает Анатолия Ефремовича к себе домой, в гости.

Воскресный вечер Новосельцев проводит в гостях у Людмилы Прокофьевны, в престижном доме, в прекрасной, со вкусом обставленной (хотя и скромно однокомнатной) квартире. Калугина, несмотря на явную скованность, сумела заставить себя сменить привычный облик и выглядит весьма и весьма привлекательно, хотя по-прежнему очень напряжена, зажата и не уверена в себе. Анатолий Ефремович делает ей предложение руки и сердца, но Людмила Прокофьевна, когда-то перенёсшая предательство ухажёра, не торопится с ответом. Романтический вечер внезапно прерывается очередным звонком сыновей Новосельцева, снова попавших в переделку — на этот раз они спустили кошку в водосточную трубу. Новосельцев и Калугина начинают спешно собираться и в суете целуются.

На следующее утро Людмила Прокофьевна опаздывает на работу — впервые в жизни. Её появление производит эффект разорвавшейся бомбы. Уроки Верочки не пропали даром: вместо хмурой мужеподобной «старухи», «нашей Мымры», в вестибюль «статистического учреждения» входит совершенно очаровательная молодая женщина, миловидная, улыбчивая, элегантная, грациозная, очень женственная и, главное, явно счастливая. «Преображение Калугиной» — сильнейшая сцена фильма, не только блистательная работа режиссёра, гримёра и костюмеров, но и вершина актёрского мастерства Алисы Фрейндлих.

Анатолий Ефремович также преображается: к нему возвращаются уверенность в себе и мужской кураж, у него зажигаются глаза, расправляются плечи и удлиняются брюки. Самохвалов, понимая, что между Новосельцевым и Калугиной — служебный роман, и желая отомстить бывшему другу за нанесённое унижение, сообщает Людмиле Прокофьевне, что все ухаживания Новосельцева были корыстны и движимы желанием повышения в должности. Поражённая Людмила Прокофьевна издаёт приказ о назначении Новосельцева начальником отдела лёгкой промышленности, а затем сообщает об этом пришедшему к ней радостному Анатолию Ефремовичу. Новосельцев, понимая, что всё это старания Самохвалова, оправдывается тем, что, хотя его ухаживания действительно поначалу имели корыстную подоплёку, впоследствии они переросли в искреннее чувство. Он признаётся Людмиле Прокофьевне в любви, но она ему уже не верит. Новосельцев рвёт приказ о своём назначении и пишет заявление об уходе, которое, в свою очередь, рвёт Людмила Прокофьевна, в ответ на что Анатолий Ефремович пишет заявление во второй и в третий раз, где в качестве причины своего ухода называет директора учреждения «самодурой», и после этого обзывает Калугину мымрой. Словесная перепалка переходит в драку. Анатолий Ефремович пытается спастись в служебной машине, куда попадает и разъярённая Людмила Прокофьевна, которая успокаивается, попав в объятия Новосельцева.

Финальные титры сообщают, что через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика.

В главных ролях

В ролях

Съёмочная группа

Награды

Музыка

Песни и инструментальная музыка из кинофильма «Служебный роман»
саундтрек
Дата выпуска 1977
Записан 1977
Жанр саундтрек
Длительность 35:10
Страна СССР
Лейбл
Мелодия С 60-09545-6

Вся музыка написана Андреем Петровым.

НазваниеСловаВокал Длительность
1. «Увертюра»  Алиса Фрейндлих 4:05
2. «Танец воспоминаний»  инструментальная 3:37
3. «В моей душе покоя нет» Роберт Бёрнс, перевод Самуила МаршакаАлиса Фрейндлих 2:17
4. «Обрываются речи влюблённых» Николай ЗаболоцкийАлиса Фрейндлих 1:47
5. «Осень»  инструментальная 2:04
6. «Облетают последние маки» Николай ЗаболоцкийАндрей Мягков 3:33
7. «В моей душе покоя нет (реприза)» Роберт Бёрнс, перевод Самуила МаршакаАндрей Мягков 3:07
8. «Утро»  инструментальная 2:38
9. «Нас в набитых трамваях болтает» Евгений ЕвтушенкоАндрей Мягков 2:05
10. «Песенка о погоде» Эльдар РязановАлиса Фрейндлих 2:54
11. «Модный танец»  инструментальная 2:21
12. «Дождь»  инструментальная 2:50
13. «Финал» Роберт Бёрнс, перевод Самуила МаршакаАндрей Мягков и Алиса Фрейндлих 1:45
35:10

Съёмки

Съёмка фильма проводилась осенью 1976 года и заняла 63 дня. Снимали картину большими эпизодами, тремя камерами, что было в новинку для советского кинопроизводства.

Актёры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Эльдара Рязанова оставались своеобразные «резервы» после кинопроб в других его картинах:

С «Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой[3]. По словам Эльдара Рязанова, Мягкову специально налепили такие усики и очки в грубой оправе, чтобы в начале фильма он производил даже слегка утрированное впечатление «канцелярской крысы» и безынициативного недотёпы. Сделать это было довольно непросто, так как за два года до этого актёр прославился на всю страну в роли лиричного романтика Жени Лукашина из «Иронии судьбы», но режиссёр старался как можно дальше увести образ его нынешнего персонажа от предыдущего[3].

Чтобы не превращать фильм в телевизионный спектакль с действием исключительно в помещениях (как, например, следующий фильм Рязанова «Гараж»), Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также её пейзажами[3]. Снег на деревьях с ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 25 сентября 1976 года[4]. Первоначально в фильме не планировалось подобной сцены, но режиссёр решил не упускать этот каприз природы и удлинил фильм на 3,5 минуты[3].

Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы:

Герои живут в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы можно было проследить маршрут каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус[5]:

Рядовые сотрудники живут в спальных районах:

Когда Ольга Рыжова впервые встречается с Самохваловым, она говорит, что живёт в отдельной квартире «за городом, но недалеко от станции». При этом в качестве подмосковной станции снята «Лосиноостровская». Благодаря многочисленным актёрским экспромтам было отснято намного больше материала, чем вошло в окончательный вариант фильма (почти на 3 серии). Например, из фильма был вырезан эпизод, в котором Шурочка (после появления «ожившего» Бубликова), несётся по коридорам статистического учреждения с криком:

Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам!

Разгневанный Бубликов идёт на неё с кулаками. Наконец Шура набирается смелости, выходит ему навстречу и восклицает:

Да здравствует живой товарищ Бубликов!

Все аплодируют, а Бубликов в изумлении говорит:

Товарищи, спасибо за всё![3]

Сцена обращения Новосельцева к Калугиной на торжестве у Самохвалова с «рационализаторским предложением» также была спонтанной актёрской импровизацией[3].

В первоначальном сценарии муж Верочки был одним из основных героев фильма, тоже сотрудником «статистического учреждения». По замыслу сценаристов, он постоянно выяснял отношения с женой. Его роль исполнил Александр Фатюшин (пробовался Михаил Светин). С ним было отснято много материала, например, как они спорили о том, рожать ли им ребёнка, или как они уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не смог сниматься[3].

В итоге этот персонаж был вообще практически удалён из фильма — он только разговаривал с Верочкой по телефону, но даже озвучивал «голос в трубке» Олег Басилашвили. Сам Фатюшин появляется в фильме эпизодически:

  • на пару секунд, сразу после титров, когда Новосельцев пытается занять 20 рублей у Ольги;
  • в сцене всеобщего изумления, когда в вестибюле учреждения появляется «передумавший» умирать Бубликов;
  • в сцене умиления сотрудников учреждения новым обликом влюблённой Калугиной[8].

Бронзовый Пегас, которого переносит Новосельцев, ранее был задействован в фильмах «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Он же будет показан в фильмах «Формула любви» Марка Захарова, «Старый Новый год» Наума Ардашникова и Олега Ефремова и «Ширли-мырли» Владимира Меньшова.

Слова песни «У природы нет плохой погоды» были написаны самим режиссёром и соавтором сценария, Эльдаром Рязановым (по его словам, в том случае он перебрал массу вариантов стихов известных поэтов, но так ничего и не нашёл). Он передал их композитору фильма, Андрею Петрову под видом стихотворения английского поэта Уильяма Блейка, чтобы не смущать его. Тот не почувствовал «подлога», но когда узнал истинное авторство, то впоследствии во многих стихах знаменитых поэтов, предлагавшихся Рязановым при дальнейшем сотрудничестве, постоянно подозревал стихи самого Рязанова[3]. Песня стала лауреатом фестиваля «Песня-78». В концерте она звучит в исполнении Людмилы Сенчиной, так как Алиса Фрейндлих не смогла принять участие в съёмках из-за плотной занятости в спектаклях театра Ленсовета.

Во время съёмок фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Андрей Мягков выражал недовольство по поводу того, что Эльдар Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни. В этом новогоднем фильме за него пел Сергей Никитин, но в «Служебном романе» Мягков исполнил вокальные партии уже самостоятельно[3].

В начале первой серии (1:44) среди табличек с названиями организаций можно разглядеть «НИИ ЧЕГО» при КЛООПЕ, что является отсылкой к НИИЧАВО из повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких и «КЛООПу» — фельетону Ильфа и Петрова, высмеивавшему неизвестно чем занимающиеся советские учреждения. Имеются также «Главкость», «Специзолятор при МЗСТУФХЦ», «Главбурение» (возможная аллюзия на «Контору глубокого бурения») и «Главрыба „Мосрыбстрой“» («Собачье сердце» Булгакова).

См. также

Примечания

  1. Служебный роман (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 11 сентября 2017 года.
  2. Business romance - 33205. www.russiandvd.com. Дата обращения: 26 ноября 2019.
  3. документальный фильм «Рождение легенды. Служебный роман» (телекомпания «Останкино»)
  4. Этот день в архивах погоды: Погода в Москве 25 сентября 1976 года. Meteoweb.ru | Архивы погоды. Дата обращения: 26 ноября 2019.
  5. 18 фактов о легендарной комедии «Служебный роман», после которых вам захочется срочно ее пересмотреть. AdMe — Творчество. Свобода. Жизнь. (12 октября 2019). Дата обращения: 26 ноября 2019.
  6. В фильме «Рождение легенды. Служебный роман» утверждается, что дом, который использовался в общих планах как дом Калугиной, находится по соседству с похожим домом, в котором на то время проживал Андрей Миронов.
  7. В одном из первых кадров фильма, где Ольга едет на работу и бежит к электричке, диктор на станции зачитывает пропускаемые электричкой остановки «Маленковская» и «Москва III», а прибывает электричка на Ярославский вокзал — чётко видно его современное здание.
  8. Его слезам Москва не верила. Культура МК (25 марта 2011). Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 23 августа 2011 года.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.