Внешняя политика Ирана

Роль Ирана не ограничивается мусульманским миром. По мнению российского политолога Раджаба Сафарова, Иран является лидером Движения неприсоединения, проводя при этом политику, направленную против диктата США[1].

Портал:Политика
Иран

Статья из серии
Политическая система
Ирана





В первом после победы публичном выступлении Ахмадинежад заявил, что хочет построить «образцовое исламское общество», «образцовую, передовую и могущественную исламскую страну».

Во внешней политике Ахмадинежад обещал прекратить налаживание сотрудничества с США, подвергал критике иранский МИД за уступки Западу, особенно в вопросе ядерной программы. Ахмадинежад — убеждённый сторонник продолжения обогащения урана собственными силами[2].

В этой связи отмечается, что консервативные идеи как никогда сильны в Иране, а ядерная программа выступает как национальная идея, так что при новом президенте позиция Ирана на переговорах с ЕС и МАГАТЭ может стать ещё более неуступчивой.

На своей первой пресс-конференции 26 июня новый президент Ирана подчеркнул, что Иран продолжит развитие национальной ядерной программы, поскольку ядерные технологии нужны стране для энергетических, медицинских, сельскохозяйственных целей и научного прогресса. Вместе с тем президент готов продолжить переговоры по ядерной программе с европейской «тройкой» (Германия, Франция, Великобритания), но при условии признания за Ираном права на использование атомной энергии.

Геополитическая роль Ирана

Иран стремится занять лидирующую роль как среди мусульманских стран, так и среди других мировых держав[3][4].

На сегодняшний день геополитика Ирана затрагивает множество ключевых проблем международной политики[5].

Многие эксперты по вопросу Ирана утверждают, что Иран может стать одним из крупнейших вызовов региональной и глобальной безопасности и выделяют[5] следующие главные факторы геополитических амбиций Ирана:

  • ориентация большинства элиты и общества на приобретение ядерного оружия;
  • проявлявшееся в прошлом нежелание в полной мере сотрудничать с МАГАТЭ, дезинформирование мирового сообщества о наличии собственной ядерной программы;
  • поддержка ряда организаций, признанных террористическими, открытая антиизраильская политика;
  • активная поддержка шиитских групп в соседних странах с целью привлечь сторонников шиитского ислама;
  • сохранение заметных фундаменталистских элементов во внутреннем устройстве;
  • стремление к региональному лидерству и ограничению присутствия в регионе глобальных игроков;
  • общая ситуация в регионе, когда Иран фактически окружен странами, находящимися на грани внутреннего коллапса и превращения в «несостоявшиеся» государства.

От того, как решатся все эти противоречия, во многом зависит, каким образом будет развиваться в дальнейшем вся система международных отношений[5].

Раджаб Сафаров утверждает, что Запад во главе с США проводит политику изоляции Ирана. Однако эта политика не достигла успеха. Проведённый в августе 2012 года в Тегеране саммит Движения неприсоединения показал, что Иран не только не оказался в изоляции, но и стал лидером движения неприсоединения, объединяющего 120 стран. Таким образом, по мнению Сафарова, Иран объединил вторую после ООН международную структуру[1].

О возможном присоединении Ирана к БРИКС в мае 2015 года в телепрограмме «Право гослоса»[6] говорил российский востоковед Павел Густерин.

Двусторонние отношения

Армения

Страны Африки

Израиль

Иран имел неофициальные дипломатические отношения с Израилем во время правления династии Пехлеви[7], но после Иранской революции разорвал все связи[8].

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад неоднократно делал резкие антиизраильские заявления и угрожал «стереть Израиль с лица земли».

15 августа 2004 года Иран заявил, что вся территория Израиля теперь находится в радиусе поражения новых иранских баллистических ракет «Шехаб-3». Ранее были проведены демонстрационные испытания ракеты «Шехаб-3» с радиусом поражения 1300 км, при этом Иран заявил, что ему удалось повысить её точность.

18 августа 2004 года Иран заявил, что нанесёт ответный удар по ядерному реактору в Димоне на юге Израиля, если тот посмеет атаковать иранскую АЭС в Бушере. Эти высказывания являются реакцией на неоднократные заявления Израиля о том, что он не допустит, чтобы Иран обладал ядерным оружием, и для предотвращения этого готов на всё, включая удары по иранским ядерным объектам. По распоряжению премьер-министра Ариэля Шарона в израильской разведке «Моссад» создан специальный отдел, занимающийся иранскими ядерными программами.

Иран неоднократно попадался на попытках незаконного снабжения оружием террористических организаций против Израиля[9].

Ирак

Отношения между Ираном и Ираком осложнились вскоре после передачи американцами власти в Ираке временному правительству в середине 2004 года. Тегеран отказался признать новые власти, а министр обороны Ирака в газетном интервью обвинил Иран в прямом вмешательстве во внутренние дела Ирака, захвате нескольких иракских пограничных постов, засылке в Ирак многочисленных шпионов, а также потребовал немедленного возвращения боевых самолётов, переданных Ирану Саддамом Хусейном в 1991, перед началом войны в Персидском заливе. Тегеран отказался, заявив, что переговоры по этому поводу будет вести лишь с демократически избранными властями Ирака. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи обвинил временное правительство Ирака в «прислужничестве» американцам.

Одновременно в Эн-Наджафе вновь вспыхнуло шиитское восстание. При этом лидера восстания, Моктаду ас-Садра, давно считают «человеком Тегерана». Министр обороны Ирака прямо обвинил Иран в организации этого мятежа, поддержке Моктады ас-Садра, и назвал Иран «врагом номер один». Тегеран, в свою очередь, призвал своих граждан отказаться от поездок в Ирак, в том числе от паломничества в священные для шиитов города Эн-Наджаф и Кербелу.

7 августа посольство Ирана в Багдаде подверглось миномётному обстрелу, а на следующий день к антииранской кампании неожиданно присоединились иракские боевики. Группировка «Исламская армия в Ираке» похитила иранского консула в Кербеле, обвинив его в разжигании межконфессионального конфликта между шиитской и суннитской общинами страны.

Китай

Иран — третий по величине поставщик нефти в Китай (до 18 % китайского импорта нефти).

Российская Федерация

РФ — крупнейший поставщик оружия и атомных технологий в Иран. При посредничестве России строится АЭС в Бушере.

В целом российско-иранские отношения не являются предметом внутриполитических разногласий в Иране, поскольку прагматически настроенные политики (как реформаторы, так и консерваторы) не ставят под сомнение необходимость развития партнёрства с Российской Федерацией.

Саудовская Аравия

Контакты с Саудовской Аравией складываются довольно неоднозначно после Исламской революции. Главными причинами напряженности являются дискриминация шиитского меньшинства в Саудовской Аравии и допуск иранских паломников для совершения хаджа. Эр-Рияд неоднократно обвинял Иран во вмешательстве во внутренние дела Саудовской Аравии. Дважды (в 1988 и 2016 годах) двусторонние дипломатические отношения по инициативе Саудовской Аравии были разорваны.

Соединённые Штаты Америки

Отношения между Ираном и Соединёнными Штатами Америки знали разные времена. Нейтральные в годы правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви они испытали серьёзное охлаждение после Исламской революции 1979 года. В то же время, президент Исламской Республики Иран Махмуд Ахмадинежад заявил в ноябре 2012-го года: «Мы верим в дружественные отношения между народами и правительствами, Иран приветствует любые отношения, в основе которых лежит справедливость и взаимное уважение». Кроме того, Ахмадинежад заявил о необходимости расследования причин разрыва отношений между Ираном и США 33 года назад[10].

Таджикистан

Иран стал первой страной, открывшей дипломатическое представительство в Душанбе. Ныне Тегеран активно инвестирует в Таджикистан, а объём двусторонней торговли составил в 2014 году 228,3 млн долларов[11].

Влияние внутрисоциальной ситуации на внешнюю политику

Никоим образом не стоит представлять себе иранское общество, как заскорузлый неповоротливый симбиоз антизападных настроений, ислама экстремистского толка и желания всеми способами получить ядерную бомбу. Выбрав Махмуда Ахмадинежада, «иранский народ проголосовал за развитие и справедливость, против притеснения и нищеты», заявил аятолла Али Хаменеи, духовный лидер нации. «Решительная и беспрецедентная поддержка президента показывает, что иранский народ одобряет результаты работы его правительства» и политику, направленную на рост геополитического влияния Ирана в регионе[12].

См. также

Примечания

  1. Ахмадинежад заложил бомбу под ООН
  2. Haidar, J.I., 2015."Sanctions and Exports Deflection: Evidence from Iran, " Paris School of Economics, University of Paris 1 Pantheon Sorbonne, Mimeo
  3. За рубежом / Ближний Восток — Перейти Рубикон Архивная копия от 9 января 2016 на Wayback Machine
  4. [rosvesty.ru/1872/russia/?id=2634 «талибан» готовится к броску]
  5. «Иранский тест для великих держав» «Россия в глобальной политике». № 1, Январь — Февраль 2004 (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2009. Архивировано 7 ноября 2007 года.
  6. «Ближневосточные надежды»
  7. Abadi, 2004, pp. 37—9, 47
  8. Abadi, 2004, pp. 47—9
  9. А. Непомнящий. «Оскар» по-израильски
  10. Президент Ирана предложил США обсудить ядерную программу. Финам 09.11.2012 Архивная копия от 10 сентября 2014 на Wayback Machine
  11. Шкваря Л. В., Русакович В. И., Лебедева Д. В. Внешнеэкономические связи Республики Таджикистан с государствами Азии: современные тенденции // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2015. — № 6 (78). — С. 9 — 12
  12. Евгения Новикова — Ядерный Иран утверждает президента «Эксперт Online»/3 августа 2009 https://web.archive.org/web/20090805115347/http://www.expert.ru/articles/2009/08/03/iri_ahm/

Литература

  • Abadi, Jacob (2004), Israel’s Quest for Recognition and Acceptance in Asia: Garrison State Diplomacy, Routledge, ISBN 0714655767
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.