Фальсификация истории

Фальсифика́ция или перепи́сывание исто́рии, псевдоисто́рия — сознательное искажение исторических событий.

Железная дева (справа), выдаваемая за средневековый инструмент пытки, продукт фантазии XIX века[1]

Примеры исторических фальсификаций известны со времён Древнего Египта.

Близкими и связанными понятиями являются фолк-хистори и псевдоархеология.

Приёмы и методы

Авторы исторических фальсификаций могут вообще не указывать источники тех или иных «фактических» суждений или ссылаться на несуществующие издания либо явно не относящиеся к первичным источникам работы (обычно публицистические), в которых эти «факты» были впервые озвучены. В этом случае правильнее говорить не столько о фальсификации (подлоге известного), сколько о мифотворчестве (дописывание неизвестного). Наиболее тонким способом фальсификации является подделка первичных источников («сенсационные» археологические открытия, ранее «неизвестные» и «непубликовавшиеся» летописные материалы, мемуары, дневники и т. д.). В этом случае для опровержения ложных данных необходима специальная экспертиза, которая самими авторами и/или их сторонниками либо не проводится вообще, либо также фальсифицируется.

Националистические фальсификации истории

Как отмечает кореевед А. Н. Ланьков[2], национализм и фальсификация истории — вещи практически неразделимые, и любая развитая националистическая идеология создаёт и поддерживает определённые исторические мифы, как правило, на следующие темы:

Древность этноса
Народу, к которому относят себя националисты, приписывается исключительная древность. Происхождение этноса может прослеживаться от легендарных великих героев или гипотетических исчезнувших великих народов.
Автохтонность либо имперское прошлое
Народ объявляется первым и единственным, издревле проживающим на данной территории, существование на этих же землях других народов и, тем более, государств, отрицается или замалчивается. Либо, напротив, народу приписывается в прошлом владычество над огромными территориями и другими народами.
Территориальные претензии
Часть соседних земель, занятых другими народами или государствами, объявляется незаконно отторгнутой и требующей возвращения во владение «исторического хозяина».
Замалчивание иностранного влияния
Очевидные достижения и успехи, достигнутые за счёт заимствования у других народов молчаливо предполагаются или прямо объявляются результатом исключительно собственных усилий. Нередко положительный эффект от зарубежных заимствований подаётся как прямо противоположный.

Помимо упомянутого, националистические фальсификации истории часто направлены на создание «образа врага» из тех наций и государств, которые в настоящее время рассматриваются как соперники. При этом, как правило, собственный этнос наделяется всеми добродетелями, соседние же выглядят коварными и агрессивными. Используются зачастую подлинные источники, прошедшие специальный отбор, воспоминания отдельных лиц, отдельные фразы, вырванные из общего контекста, но дающие заведомо определённую оценку событиям.

Роль государства

В некоторых авторитарных странах борьба с фальсификацией истории ведется на государственном уровне. Так, в сентябре 2020 года Следственный комитет Российской Федерации (СКР) создал отделение по борьбе с фальсификацией истории. Это отделение призвано «предотвращать искажения исторических фактов» о Второй мировой и Великой Отечественной войне, которые были утверждены победившими странами антигитлеровской коалиции над побеждёнными противниками на международном Нюрнбергском трибунале в 1945—1946 годах. По словам главы СКР А. И. Бастрыкина — «отдельные западные страны неприемлемым для России образом оценивают итоги Второй мировой»[3]. Ряд российских авторов оценивают современную трактовку истории Второй мировой войны западными историками и политиками как инструмент в современном обострившемся политическом противостоянии.[4]

Фальсификация истории государством имеет целью сплотить общество путём чрезмерной героизации событий прошлого. По мнению оппозиционной прессы, запрет на исследования в областях, касающихся героического подвига предков, закреплённый в новых поправках к конституции РФ, позволяет законно остановить любые изыскания не согласованные с властью[5]. Андрей Колесников утверждает, что современная фальсификация истории, производящаяся в России, началась примерно с 2005 года[6].

Фальсификация истории связана и с понятием «войны памяти», когда уничтожаются одни памятники и ставятся другие[7].

В литературе и искусстве

Венера Арлезианская, в XVII веке отреставрированная Франсуа Жирардоном. При раскопках её рук найдено так и не было. Чтобы сделать статую более похожей на Венеру, скульптор вложил ей в левую руку зеркало, в правую — яблоко[8].
Викинг в рогатом шлеме. Пример стереотипа: нет исторических подтверждений, что викинги использовали такие шлемы в сражениях[9][10]

Среди наиболее известных литературных произведений, описывающих фальсификацию истории как процесс, следует упомянуть антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», где переписывание истории является каждодневной обыденной работой в обществе с тоталитарной формой правления. В романе Владимира Войновича «Москва 2042» есть сатира на литературную фальсификацию истории в СССР (в сцене, где коллектив коммунистических писателей, выполняя установки руководителя, сочиняет эпопею, живописующую подвиги «Гениалиссимуса» в «Бурят-Монгольской войне»).

В 1867—1869 годах член Парижской Академии наук Мишель Шаль представил в академию целое собрание найденных будто бы писем Галилея, Паскаля, Ньютона и других известных личностей, включая даже письма Александра Македонского к Аристотелю и Клеопатры к Цезарю. Шаль был искренне уверен в их подлинности. Как оказалось, все эти документы были фальшивками, которые за огромную сумму продал Шалю мошенник Дени Врэн-Люка, выдав за переводы с подлинников. Этот эпизод отражён в романе А. Доде «Бессмертный».

В литературе и искусстве, в отличие от науки, грань между допустимым и недопустимым в трактовках истории размыта; о фальсификации истории в художественных произведениях можно говорить тогда, когда автор исходит из фальсификаторских концепций внехудожественного происхождения (разработанных учёными и идеологами). Автор художественного произведения может создавать исторически ложное впечатление и не прибегая к измышлению или искажению фактов, чисто художественными средствами. В то же время следует с осторожностью относиться к обвинению авторов художественных произведений в фальсификации истории, иначе величайшими фальсификаторами следует признать авторов исторических романов, таких, как Дюма-отец и Г. Сенкевич.

С фальсификацией истории отнюдь не следует смешивать распространившиеся ныне (в научно-фантастических, а больше фэнтезийных произведениях) сюжеты, построенные на переписывании истории, встречающиеся настолько часто, что выделяются в отдельный поджанр, называемый «Альтернативная история». Здесь автор не выдаёт ложь за истинные факты, но вводит допущение, что в какой-то момент прошлого произошли события, отличные от реально имевших место, в результате появляется новая историческая линия, которая отпочковывается от истории реальной; «альтернативные» подходы ныне завоёвывают признание и в собственно науке. Следует, впрочем, отметить, что в последнее время за этот подход ухватились и фальсификаторы — представители лженауки, которые провозглашают «многовариантность» истории и на этом основании выдают свои «альтернативные» построения за один из «вариантов», якобы вполне равноправный с «официальной», то есть научной, версией истории.

В издательском деле

В традиционных псевдоизданиях, псевдотипах объектом фальсификации являлись титульные и выходные сведения или сами публикуемые тексты. В современном издательском деле, книготорговом ассортименте и библиотечных фондах получили распространение «издания-фальсификаты», в которых объектом фальсификации стали части справочного аппарата издания: аннотация, комментарии, примечания, указатели, приложения. Широкое распространение получили произведения, основанные на фальсификатах, рассматриваемых авторами этих произведений как достоверные источники[11]. По мнению Н. А. Соболева,

Издание-фальсификат — тиражное произведение (книга, материал в сборнике, журнале, газете, интернет-издании и др.), прошедшее редакционно-издательскую обработку и оформленное полиграфически либо представленное на магнитном, электронном и других носителях, предназначенное для распространения содержащейся в нём подложной информации[11].

Издательская подделка изменялась в направлении совершенствования параллельно с развитием информационных, полиграфических и книготорговых технологий. Если в прошлом исторические подлоги создавались отдельными фальсификаторами или группами лиц, осуществлявших свою деятельность вручную или кустарным способом, то к настоящему времени книжные фальсификаты производятся индустриальным способом, в котором задействовано нескольких хозяйственных отраслей, главным образом издательская и книготорговая. Промышленный масштаб производства и распространения этих изданий и их пропаганда и реклама в средствах массовой информации приводят к экспансии в общественное сознание недостоверной информации, которой придаётся наукообразная форма.

Соболев выявляет два уровня влияния псевдоисторических изданий-фальсификатов на общественное сознание. Первый уровень касается таких псевдоисторических публикаций как моноиздания, сборники, публикации в СМИ и Интернете. Этот уровень является сравнительно неуправляемым. Второй уровень включает влияние на образовательный и научно-исследовательский процесс через средние, средние специальные, высшие образовательные учреждения и научную среду путём выпуска учебной и методической литературы, которая включает псевдоисторические произведения или рекомендует их к изучению в качестве исторических памятников. Этот уровень исследователь считает управляемым.

Получили распространение также ложные аннотации в изданиях и заказные рецензии, дающие не соответствующие действительности сведения о содержании произведений с целью улучшить их реализацию.

В числе книг, имеющих широкий круг читателей и, таким образом, оказывающих существенное влияние на общественное сознание, присутствует большой ряд изданий-фальсификатов, основанных на «Велесовой книге».

Наиболее подверженным экспансии фальсифицированных сведений является среднее образование. Эта ситуация имела место уже в советский период (например, распространение мифа о «первом воздухоплавателе» Крякутном), но в настоящее время экспансия существенно возросла в связи с отсутствием единой школьной программы и заменой в некоторых случаях учебников и учебных пособий на издания-фальсификаты[11].

См. также

Примечания

  1. Vortrag Klaus Graf: "Das Hinrichtungswerkzeug «Eiserne Jungfrau» ist eine Fiktion des 19. Jahrhunderts, denn erst in der ersten Hälfte des 19. jahrhunderts hat man frühneuzeitliche Schandmäntel, die als Straf- und Folterwerkzeuge dienten und gelegentlich als «Jungfrau» bezeichnet wurden, innen mit eisernen Spitzen versehen und somit die Objekte den schaurigen Phantasien in Literatur und Sage angepaßt. One must question why it would have been built in the 18th century, as it would have contrasted greatly with the accepted culture of Georgian-Era Europe — far different than Medieval Europe. " («The execution tool „Iron Maiden“ is a fiction of the 19th century, because only since the first half of the 19th Century the early-modern-times' „rishard cloaks“, which sometimes were called „maidens“, were provided with iron spikes; and thus the objects were adapted to the dreadful fantasies in literature and legend.») Mordgeschichten und Hexenerinnerungen — das boshafte Gedächtnis auf dem Dorf, June 21, 2001 accessed July 11, 2007.
  2. Ланьков А. Н. Две составные части и два источника корейского национализма Архивная копия от 29 марта 2009 на Wayback Machine // Русский журнал. — 16—18.09.2002.
  3. СКР создал отделение по борьбе с фальсификацией истории
  4. Чарыков Д. В., Бугас О. Д. «Целью ревизии истории Второй мировой войны является пересмотр её геополитических итогов». Фальсификация истории Великой Отечественной войны как социальная и научная проблема. // Военно-исторический журнал. — 2014. — № 1. — С. 27—30.
  5. Непогрешимая история. Новая газета - Novayagazeta.ru (1602086100000). Дата обращения: 27 мая 2021.
  6. Андрей Колесников. История под ружьем: несекретная война Кремля. Carnegie Moscow Center. Дата обращения: 27 мая 2021.
  7. Тем временем в России: Вандализм, осквернение, «войны памяти»: что происходит с Сандармохом прямо сейчас — Афиша Daily. daily.afisha.ru. Дата обращения: 27 мая 2021.
  8. Brunilde Sismondo Ridgway. The Aphrodite of Arles // American Journal of Archaeology. Археологический институт Америки, 1976. Т. 80, № 2.
  9. См. напр.:
  10. Варгасова Е. Бегать по лесам в одежде викинга удобнее, чем в камуфляже // Вечерний Новосибирск : газета. — 4.9.2004.
  11. Соболев, 2004, с. 176—198.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.