Топонимия Северной Осетии

Топонимия Северной Осетии — совокупность географических названий, включающая наименования природных и культурных объектов на территории Республики Северная Осетия — Алания.

Карта Северной Осетии в Моздокском краеведческом музее

Топонимия Северной Осетии разнородна по языковому составу. Наряду с осетинским, здесь находят кавказский, византийско-римский, тюрко-монгольский и славянский топонимические пласты. Значительное число топонимов представляют собой необъяснимые пока названия, вероятно, восходящие к древнему кавказскому субстрату[1].

По состоянию на 26 июля 2021 года, в Государственный каталог географических названий внесено 875 названий географических объектов Северной Осетии, в том числе — 221 название населённых пунктов[2].

История изучения

В XIX веке и в начале XX века Кавказ, и Северная Осетия в частности, привлекают внимание исследователей. Возникают общества с печатными органами, призванные изучить регион, описать быт, нравы, языки населяющих его народов. Среди таких изданий можно отметить «Ежегодник русского горного общества» (орган Русского горного общества), «Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества», «Известия Кавказского отделения императорского Московского археологического общества», «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», «Терский календарь». На страницах этих изданий были опубликованы сотни географических названий Осетии. Например, в «Ежегоднике русского горного общества» печатались работы об орографии и ледниках Осетии.

Значительный материал по топонимии Осетии содержится в трудах Кавказского отделения императорского русского географического общества. Большой вклад в его собирание внёс путешественник по Кавказу ставропольский учитель Н. Я. Динник. И в наши дне не потеряли своего значения его «Путешествие по Дигории», «Современные и древние ледники Кавказа», «Осетия и верховья Риона».

Недостатком работ этого периода является отсутствие системы при записи топонимов и неточная их транскрипция. Местное население было ещё в основном неграмотным, все названия записывались на слух, что часто приводило к ошибкам (некоторые ошибочно записанные топонимы устоялись и используются до сих пор). Кроме того, работы такого рода были посвящены определённым объектам — прежде всего горам, ледникам и рекам — в них редко можно найти другие топонимы.

Лингвистическое изучение географических названий Северной Осетии началось с трудами В. Ф. Миллера — в его книгах «Осетинские этюды», «Язык осетин», «Осетинско-русско-немецкий словарь» приводятся многочисленные осетинские (осетинского происхождения) топонимы не только на территории современной Северной Осетии, но и в современной Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Открытие первого в Российской Федерации национального педагогического вуза (Северо-Осетинский государственный педагогический институт, а с 1969 г. Северо-Осетинский государственный университет) и основание Северо-Осетинского научно-исследовательского института в январе 1925 г. привело к появлению местных кадров высокой квалификации, занявшихся всесторонним изучением своей истории, культуры, языка. Вопросам топонимии посвящены работы таких осетиноведов как В. И. Абаев, Б. А. Алборов[3], Т. А. Гуриев[4], Цагаева А. Дз и др.

Примечания

  1. Цагаева, 2010. С. 33, 34.
  2. Государственный каталог географических названий. Реестры ГКГН
  3. Алборов Б. А. О названиях селений и рек Северной Осетии // Мах дуг, 1966, № 4, с. 96 (осет.)
  4. Гуриев Т. Монгольско-тюркские элементы в топонимике Осетии // Мах дуг, 1964, № 5, её. 81—83 (осет.)

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.