Табачная промышленность России
Табачная промышленность в России — отрасль промышленного производства, связанная с выращиванием табачного сырья и его переработкой, изготовлением табачных изделий, их продажей и продвижением на территории Российской Федерации.
По данным Росстата, в 2019 году объёмы производства сигарет в стране превысили 211 млн штук, что на 10,8 % меньше показателя за аналогичный период годом ранее[1].
История
Царская Россия
В России на потребление, выращивание и распространение табака был наложен запрет вскоре после его ввоза в страну в начале XVI века. Легализовали оборот табака только в правление Пётра I, который предоставил исключительные права на торговлю в стране маркизу Кармартену. Вернувшись на родину из Великого посольства, Пётр I распространил культуру потребления табака как часть европейского образа жизни. Способствовали этому «увещания к российской пастве» патриарха Адриана, поддержавшие нововведения государя[2]. В 1705 году в России была учреждена «казённая табачная продажа по примеру питейной». Но уже через девять лет государственную монополию заменили более выгодной откупной системой. Одновременно открылись первые табачные фабрики — в Санкт-Петербурге и Ахтырке[3].
Однако началом развития табачной промышленности в России считают 1763 год, когда статскому советнику Григорию Теплову поручили следить за посевом американского табака в Малороссии. Учреждённая им в Ромнах контора надзирала за промыслом, раз в два года бесплатно распространяла семена и инструкции по разведению среди помещиков. По инициативе Теплова, правительство установило премии за разведение табака в хозяйствах. Способствовал становлению промышленности и закон 1764 года, позволявший владельцам новоустроенных табачных заводов беспошлинно торговать в течение десяти лет[4]. Но хорошего российского табака было недостаточно, поэтому одновременно процветала торговля китайским и бразильским табаками[5][6].
К началу XIX века плантации американского табака располагались около Семипалатинска, Нерчинска, Иркутска, Бийска, по Верхнему Иртышу, а цены резко упали до 1,25 рублей за пуд[5][6]. Государственные власти установили запрет на самостоятельное выращивание табака и производство табачной продукции. К середине столетия одна табачная фабрика в столице могла производить сигар, курительного и нюхательного табака до 4,5 тысяч пудов в год. Для сравнения, в 1842-м только в Санкт-Петербурге действовало 26 таких производств, с общим оборотом более 50 тысяч пудов разного табака и до 500 тысяч сигар. К концу XIX века в стране насчитывалось 272 фабрики, наибольшее число из них — в Южном регионе (53), а также в Северо-Западном (44) и Среднечернозёмном (39). Бо́льшую долю произведённого табака государство экспортировало в Германию, Финляндию, Францию, Бельгию, Голландию, Швейцарию, Грецию, Данию и Австро-Венгрию[7]. В начале XX века в России ежегодно производили около 24,5 миллиарда сигар и папирос. Более 80 % продукции вырабатывали в Санкт-Петербурге, остальное — в Москве[8][9].
СССР
В 1918 году в России все табачные фабрики национализировали, была установлена государственная монополия на производство и продажу табачных изделий. Нестабильное экономическо-политическая обстановка и кризис розничной торговли способствовали упадку отрасли: после Гражданской войны из 260 фабрик работало только 38. В 1930-х годах Нарком пищевой промышленности открыто приравнял табачный кризис к политическому: «Вот такое орудие для экономической политики государства папиросы… А без махорки даже воевать нельзя. Махорка — это оборона… После хорошего боя надо хорошо закурить». И в первую пятилетку началась целенаправленное восстановление табачной промышленности: к 1940 году были восстановлены плантации табака, которые давали до 241 тысячи тонн табачного сырья в год[10]. Тем не менее во времена Великой Отечественной войны и в период сворачивания косыгинских реформ периодически возникал дефицит табака[11][12][13].
Пик табачного производства в советский период был достигнут в 1987 году, когда его уровень составил 378 тысяч тонн, ещё более 200 тысяч тонн ввозили из-за рубежа. Способствовали буму производства и технологические усовершенствования. Только за 1951—1975 годы средняя производительность средней фабрики выросла с 2,9 до 7,9 млрд штук табачных изделий. Число работников сферы достигло 46,3 тысяч человек[14]. В этот период лидерами производства являлись Молдавия, Азербайджан, Украина и Киргизия. В стране действовала жёсткая система управления табачной промышленностью для осуществления Госплана. Прибыль предприятий распределяли на их развитие и производственные нужды (38 %), а также на бюджетные отчисления (62 %). Первой международной компанией на советском рынке стал Philip Morris International, который в 1970-х годах на базе фабрики «Ява» запустил выпуск сигарет «Союз-Аполлон»[10].
Постсоветская Россия
К 1991 году единое партийное и хозяйственное руководство в стране было упразднено, начался процесс приватизации табачных фабрик. После перехода к рыночной экономике транснациональные табачные компании инвестировали около 2,7 миллиарда долларов в развёртывание в России собственных мощностей и рекламу. Всего было открыто свыше 75 производств, в последующие десятилетия их число сократилось до 20 (восемь из них производили более 90 % табачной продукции)[15][16][17].
Импортом сигарет занимались многочисленные небольшие фирмы-поставщики. В 1993 году под предлогом создания «условий для развития отечественного спорта» и льгот для отдельных групп граждан был создан ряд структур, полностью освобождённых от всех налогов и пошлин. Таким образом отдельные компании получили конкурентное преимущество, что позволило им быстро увеличивать товарооборот. Так, в 1990-е годы ввозом сигарет занимались Национальный фонд спорта, Совет воинов-афганцев, Фонд помощи инвалидам и глухонемым, подразделения Московской патриархии. И к 1997 году на российском рынке была широко представлена продукция Philip Morris International, R. J. Reynolds, Rothmans International, British American Tobacco и других зарубежных производителей[10][18]. Практика поставщиков со льготным налогообложением была упразднена только к 1996—1997 годам, позднее основные производители сигарет, представленные на российском рынке, начали самостоятельно контролировать импортные операции. Странами-лидерами по импорту сигарет в Россию являлись США, Швейцария, Германия, Великобритания, Польша, Бельгия, Нидерланды и Китай. Наибольший объём табачного сырья ввозили из бывших советских республик — Киргизии, Молдавии, Азербайджана, которые обеспечивали до 50 % рынка в 1997-м[19].
В 1993—1997 годах в стране наблюдался резкий рост числа контрабандных сигарет — по разным оценкам, от 48 до 54 млрд штук. Основными каналами поставки нелегальной продукции являлись соседние государства, а также Кипр, Польша, отдельные страны Среднего Востока. Например, по польским данным, в 1992—1994 годах в Россию вывозили товар на 10—14 млн долларов ежегодно, а по российским данным, продукции поступало только на 4—7 млн долларов. Сократить количество контрабанды за счёт усиления таможенного контроля удалось только к 1997 году[19]. До 2000 года были установлены нормы к маркировке и производству сигарет, создан институт лицензирования производства и оптовой торговли. Основной контроль за сферами осуществляют специальный департамент Федеральной налоговой службы и Государственный таможенный комитет[20].
В 1997 году крупнейшие российские производители объединились в ассоциацию «Табакпром». По подсчётам организации, к 2001 году объём российского рынка табачной продукции составлял 280—290 млрд штук сигарет в год[21][20]. МНС России в этот период заявляло о 398 млрд штук курительных изделий[22]. При этом ожидалось увеличение рынка за счёт роста числа иммигрантов из бывших советских республик, увеличения интенсивности курения из-за уменьшения содержания никотина и смол, сокращения торговли контрафактной продукцией[21].
Современность
С начала XXI века потребление сигарет росло, несмотря на убыль населения. Только за первые пять лет их производство увеличилось на 15 %, достигнув 406 миллиардов штук в год. Одновременно потребление выросло на 30 % — с 287 до 375 миллиардов штук[24][25][26]. По оценкам экспертов, в 2000 году в табачной промышленности было занято около 113 тысяч человек, в розничной продаже продукции — около 87 тысяч человек. Объём налоговых отчислений от табачной промышленности достиг 1 миллиарда рублей[27].
Федеральная налоговая служба России в 2001 году заявляла об объёме российского рынка в размере 398 млрд штук курительных изделий[22]. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма» 2005 года запустил активную антитабачную политику. Потребление и объёмы производства табака уменьшились: к 2014-му они снизились до 319 и 355 миллиардов сигарет соответственно[5][28][23]. Около трети произвела компания-лидер рынка Japan Tobaco International (118 миллиардов сигарет). Вслед за JTI шли Philip Morris International (89,5), British American Tobacco (66), Imperial Tobacco Group (38,2), «Донской табак» (30,9)[25][26].
Тем не менее объёмы производства в России оставались очень высокими по сравнению с другими странами. В 2010 году на каждого жителя России приходилось 2700 сигарет, в то время как на каждого израильтянина — только 1366, на каждого финна — 920. В 2011-м российский рынок табачной продукции оставался третьим в мире после китайского и американского по ёмкости в натуральном выражении[29]. Следующие семь лет наблюдался нестабильный спад производства, которое к 2018 году не превышало 308 миллиардов сигарет. Основной причиной послужило снижение потребительского спроса благодаря усилиям властей и активистов[23][5][25]. Но одновременно антитабачная кампания привела к росту контрабандной продукции: в 2019-м каждая седьмая пачка была ввезена в страну нелегально, что было почти в два раза больше чем годом ранее[30].
Традиционной сырьевой зоной для табачной продукции является Южный федеральный округ, где возделывают табаки сортов «Остролист», «Трапезонд», «Американ», «Дюбек» и «Самсун». К 2017 году на юге производили около 10—17 тысяч тонн табака в год, с регионами-лидерами в Чеченской Республике и Краснодарском крае. Кроме того, российские производители импортируют табачное сырьё. Например, в 2014 году его завезли в страну на один миллиард долларов в основном из Бельгии, Бразилии, Индии, Мозамбика, Южной Африки, Греции и США[25]. Производство курительных изделий сконцентрировано в Северо-Западном федеральном округе, а также в Южном и Центральных федеральных округах. К 2017 году в стране действовало 18 основных производителей табачной продукции, суммарный оборот которых в 2018-м превышал 22 миллиарда рублей[31][25].
За одиннадцать месяцев 2019 года объёмы производства сигарет в России превысили 211 млн штук, что на 10,8 % меньше, чем в аналогичный период годом ранее. Средняя потребительская цена пачки составила 97,4 рублей для российских марок, 144,2 — для иностранных[1]. Производители табака заявляют, что спад связан в первую очередь с замещением легальной продукции нелегальной. По данным Japan Tobacco International, за 2017—2020 годы легальный табачный рынок России сократился суммарно на 20 %[32]. В 2019-м доля контрафактной продукции в стране действительно выросла почти вдвое и составила 15,6 %. Однако эксперты заявляют, что её рост связан в первую очередь с недостаточным противодействием ответственных органов. Например, в Великобритании, где эффективно устроена таможня и другие службы, процент контрабандной продукции снизился более чем наполовину за 2000—2019 годы[33].
По состоянию на 2019 год более 97 % от общего объёма сигарет для внутреннего оптового рынка были произведены Japan Tobacco International (40,15 %), Philip Morris International (24,53 %), British American Tobacco Russia (22,22 %), Imperial Brands (10,25 %). Их общий объём оптовых продаж превысил 209 миллиардов сигарет[34]. К 2020 году ежегодные акцизные поступления от табачной промышленности в России составляли около 600 млрд рублей, на табачных фабриках работало около 10 тысяч человек[35]. В 2021-м Forbes назвал Philip Morris International первой в списке крупнейших иностранных компаний России, её выручка составила более 359 млрд рублей[36].
Примечания
- Обзор российского рынка табачной продукции . Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации (2019). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 3 ноября 2020 года.
- Адриан, Патриарх Московский и всея Руси . Patriarchia.ru (2020). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 23 ноября 2020 года.
- Сафронов, 2017, с. 240—250.
- Богданов, 2007, с. 34—44.
- Малолетко, 2010, с. 200—203.
- Сафронов, 2017, с. 439—449.
- Моисеев, 2004, с. 104—114.
- Богданов, 2007, с. 55—65.
- Сахарова, 2017, с. 4—6.
- Моисеев, 2004, с. 117—127.
- Третьякова М. Почему в СССР был качественный табак . Парламентская газета (6 июля 2020). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 23 апреля 2021 года.
- Табачная промышленность . Большая советская энциклопедия. Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- «Учитывая напряженное положение в торговле табачными изделиями» . Коммерсантъ (2 ноября 2019). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- В. Копылов. Табачная промышленность . Большая советская энциклопедия. Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- Из-за отсутствия курева свердловчане устроили табачный бунт . Областная газета (6 августа 2015). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 25 января 2021 года.
- Исаев А. П., Шулика Н. Г., Исаева Л. А., Когония Т. А. Обеспеченность табачной промышленности отечественными сырьевыми ресурсами и приоритеты её развития в России // Сборник научных трудов института ГНУ ВНИИТТИ. — 2010.
- Денисова Д.В., Сергеев А.Н., Косилова О.А. Женское курение: распространённость, тренды, ассоциации, меры профилактики и государственного регулирования // Атеросклеоз. — 2015. — С. 34—51.
- К. Данишевский. Табачная экономика: выгоды для страны или лукавство производителей сигарет? . Демоскоп Weekly (5 марта 2007). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 21 января 2021 года.
- Моисеев, 2004, с. 125—135.
- Моисеев, 2004, с. 135—137.
- Моисеев, 2004, с. 147—157.
- Моисеев, 2004, с. 269.
- Корогодина, 2020, с. 106—108.
- Данишевский, 2008, с. 77—86.
- Саломатина, 2017, с. 3655.
- Дергунова, 2020, с. 193—195.
- Моисеев, 2004, с. 175—185.
- Герасименко, 2006, с. 7—8.
- Анцупова А. А. Эффективные методы изучения поведения потребителей (на примере продукции производства ОАО «Донской табак») // Advanced Engineering Research. — 2011.
- Чем пандемия помогла борьбе с контрабандой табака и почему рано расслабляться . Ведомости (17 декабря 2020). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 26 февраля 2021 года.
- В каких странах курят больше и меньше всего? . Би-би-си (31 мая 2018). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 10 декабря 2020 года.
- Табачная промышленность . РБК (25 сентября 2020). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- Сборник аргументов ВОЗ, 2019, с. 27—31.
- Аналитический отчет о состоянии конкуренции на оптовом рынке табачной продукции . ФАС России (20 января 2021). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- Крупнейшие табачные компании просят помощи правительства . Ведомости (1 апреля 2020). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 26 ноября 2020 года.
- 50 крупнейших иностранных компаний в России — 2021. Рейтинг Forbes . Forbes (2021). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 4 октября 2021 года.
Литература
- Сафронов С. А. «Пьяный вопрос» в России и «сухой закон» 1914-1925 годов. — Красноярск, 2017. — Т. I (От корчмы до винных акцизов Александра II). — 554 с. — ISBN 978-5-7638-3594-6.
- Богданов И. Дым отечества, или Краткая история табакокурения. — Москва: Новое литературное обозрение, 2007. — 280 с. — ISBN 5-86793-492-6.
- Малолетко А. М. Табакокурение: история и перспективы // Аграф-Пресс. — 2010. — С. 200—203.
- Моисеев И. Табак и табачная индустрия: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Русский табак, 2004. — 282 с. — ISBN 5-9900090-2-8.
- Богданов И. Дым отечества, или Краткая история табакокурения. — Москва: Новое литературное обозрение, 2007. — 280 с. — ISBN 5-86793-492-6.
- Сахарова Г., Антонов Н., Салагай О. Борьба против курения:комплексный подход на страновом уровне в Российской Федерации. — Всемирная организация здравоохранения, 2017. — 48 с.
- Данишевский К. Д. Табакокурение в России: кто виноват и что делать? // Дискуссионная трибуна. — 2008. — С. 77—86.
- Герасименко Н. Ф. Борьба с курением в России // Вестник РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН. — 2006. — С. 7—8.
- Корогодина Е. А. Социально-экономические аспекты курения // Региональный вестник. — 2020. — С. 106—108.
- Саломатина Е. В., Романова Н. К., Саломатин В. А. Экономический мониторинг современного состояния табачного промышленного производства в России // Вопросы. Гипотезы. Ответы: наука XXI века. — 2017. — С. 36—55.
- Дергунова М. О. Статистика курения в России и мире // Ульяновский государственный технический университет. — 2020. — С. 193—195.
- Сборник аргументов для борьбы против табака / Европейское региональное бюро ВОЗ. — Копенгаген: Всемирная организация здравоохранения, 2019. — 116 с.