Квинт Цецилий Метелл Нумидийский
Квинт Цеци́лий Мете́лл Нумиди́йский (лат. Quintus Caecilius Metellus Numidicus, умер после 98 года до н. э.) — древнеримский полководец и политический деятель, консул 109 года до н. э., цензор 102 года до н. э. Был представителем самого могущественного римского семейства той эпохи — Цецилиев Метеллов — и пользовался большим влиянием в сенате. Командовал римской армией во время Югуртинской войны и одержал ряд побед, но один из его подчинённых Гай Марий добился командования для себя. Тем не менее Метелл получил в 107 году до н. э. триумф и агномен Нумидийский, а в последующие годы достиг вершины карьеры — должности цензора.
Квинт Цецилий Метелл Нумидийский | |
---|---|
Quintus Caecilius Metellus Numidicus | |
112 год до н. э. | |
109 год до н. э. | |
108-107 годы до н. э. | |
102-101 годы до н. э. | |
|
|
Рождение |
II век до н. э. |
Смерть |
после 98 года до н. э.
|
Род | Цецилии Метеллы |
Отец | Луций Цецилий Метелл Кальв |
Мать | неизвестно |
Супруга | неизвестно |
Дети | Квинт Цецилий Метелл Пий |
Позже Квинт Цецилий стал самым непримиримым противником народного трибуна Луция Аппулея Сатурнина. Из-за козней последнего и Гая Мария был на некоторое время изгнан из Рима (100 год до н. э.), но в 98 году до н. э. вернулся на родину и был встречен с ликованием. Точная дата и обстоятельства его смерти неизвестны.
Происхождение
Квинт Цецилий принадлежал к влиятельному плебейскому роду Цецилиев Метеллов, происходившему, согласно легенде, от сына бога Вулкана Цекула, основателя города Пренесте[1]. Метеллы вошли в состав сенаторского сословия в начале III века до н. э.: первый консул из этого рода был избран в 285 году до н. э. В союзе с патрициями Сервилиями Цепионами Метеллы начиная со 140-х годов до н. э. возглавляли «аристократическую корпорацию» в сенате[2]; в 120—110-е годы до н. э. они чаще, чем представители какой-либо другой семьи, получали высшие магистратуры[3].
Квинт был вторым сыном Луция Цецилия Метелла Кальва, консула 142 года до н. э., и племянником Квинта Цецилия Метелла Македонского. Старший брат Квинта Луций Цецилий Метелл Далматский, консул 119 года до н. э., прославился покорением далматов[4].
Ранние годы
В молодости Квинт Цецилий изучал в Греции философию и риторику — в частности, слушал в Афинах Карнеада, «в то время уже дряхлого старика»[5]. Он последовательно прошёл все ступени cursus honorum; известно, что во время претуры, относящейся к 112 году до н. э.[6], Метелл управлял провинцией, поставлявшей в Рим зерно[7]. В 109 году до н. э. он получил консульство[8][9].
Квинт Цецилий был известен личной принципиальностью и отказывался использовать своё мастерство оратора в сомнительных предприятиях, к которым отнёс даже судебную защиту своего зятя, уличённого в мздоимстве на государственной службе. Неподкупность Квинта впоследствии признавали не только римляне, но и иноземные враги — такие, как Югурта[10][11]. Его репутация была столь безупречной, что, когда Метелла обвинили в вымогательстве, судьи оправдали его, отказавшись открывать счётные книги[12]. Цицерон рассказывает об этом так:
Когда Квинт Метелл, сын Луция, обвиненный в вымогательстве, отвечал перед судом, — знаменитый человек, для которого благо отечества было дороже возможности его видеть, который предпочел отказаться от пребывания в государстве, только бы не отказываться от своего мнения, — итак, когда он отвечал перед судом и присутствовавшим показывали его записи, предоставляя возможность проверки, то среди известных римских всадников, достойнейших мужей, не нашлось ни одного судьи, который не отвел бы глаз и не отвернулся бы, чтобы не показалось, будто он сомневается, правдиво ли или ложно внесенное Метеллом в официальные записи.
— Цицерон. В защиту Луция Корнелия Бальба, 11.[13]
Этот процесс, вероятно, происходил сразу после претуры[14].
Югуртинская война
Ещё до консулата Метелла начались война в Нумидии против местного царя Югурты, в которой римская армия потерпела позорное поражение при Сутуле (110 год до н. э.), и связанные с этим коррупционные скандалы. Квинт Цецилий получил Африку в качестве провинции как представитель одной из самых влиятельных семей и как политик, не связанный с Югуртой[15]. Он принял у своего предшественника Спурия Постумия Альбина деморализованное войско. Первым делом ему пришлось восстанавливать дисциплину: консул прогнал торговцев, запретил солдатам иметь рабов и вьючный скот, приучил их к тяготам походной жизни и к работам по устройству лагеря[16].
Когда армия была готова к войне, Метелл вторгся в Нумидию. Он занял город Вага, а в битве при реке Мутул успешно отразил атаки войска Югурты. После этого он смог разграбить большую часть страны, уничтожая таким образом базу сопротивления[17][18]. Но царь после поражения в открытом бою перешёл к партизанской тактике. Полномочия Метелла были продлены на следующий год (107 до н. э.), а тем временем и в армии, и в римских деловых кругах, связанных с Нумидией, росло недовольство, связанное с затянувшейся войной.
Этими настроениями воспользовался незнатный, но честолюбивый легат Квинта Цецилия Гай Марий. Он воевал очень успешно, но «и не думал приумножать этим славу Метелла»[19]: война была для него способом достичь вершины карьеры — консульства, ради которого Марий был готов пойти на открытый разрыв со своим командиром и покровителем, когда это будет для него выгодно[20]. После кампании 108 года Марий попросил проконсула отпустить его в Рим для участия в выборах, но получил резкий отказ. «Метелл, говорят, советовал ему не спешить с отъездом: для него… будет не поздно добиваться консулата вместе с его сыном»[21], то есть через 20 с лишним лет. Тогда Марий начал действовать в обход командующего: он развернул агитацию против него среди воинов и находившихся в Нумидии римских деловых людей, обвиняя Метелла в намеренном затягивании войны и утверждая, что сам он быстро захватил бы Югурту и с половиной армии. В конце концов Метелл отпустил его в Рим — правда, всего за несколько недель до начала выборов[22].
Квинт Цецилий успел ещё разбить нумидийцев в очередном сражении и взять большой город Тала, вследствие чего Югурте пришлось бежать на запад и искать поддержки у своего тестя — мавретанского царя Бокха[23]. Но тем временем в Риме Марий, используя поддержку плебса, всадников и народных трибунов, обвинявших Метелла в «уголовном преступлении»[24], одержал победу на выборах и получил от народного собрания командование в Югуртинской войне — хотя сенат незадолго до того снова продлил полномочия Метелла. Узнав об этом, последний, по словам Саллюстия, «не справился с огорчением»: «он не удержался от слёз и наговорил лишнего»[25]. Не дожидаясь прибытия преемника, Квинт Цецилий оставил армию легату Публию Рутилию Руфу[26] и вернулся в Рим.
Продолжение карьеры
В Риме Метелл получил хороший приём со стороны не только нобилитета, но и плебса[27]. Это может быть связано с тем, что многие сторонники Мария уехали следом за ним в Африку[28]. Правда, народный трибун Тит Манлий Манцин, добившийся нумидийского командования для Мария, продолжал свои нападки на Квинта Цецилия, но последний заявил в своей речи перед народным собранием: «Что касается этого человека, поскольку он полагает, что возвысится, постоянно называя себя моим недругом, — он, которого я не принимаю ни как друга, ни как врага себе, — более о нём я говорить не собираюсь»[29][30]. Сенаторы считали войну уже практически выигранной Метеллом[31], а потому предоставили ему триумф и агномен Нумидийский[32].
Ряд последовавших за этим лет (104—100 до н. э.) Гай Марий беспрерывно занимал пост консула. В этой ситуации Квинт Цецилий стал самым последовательным и непримиримым противником Мария в сенате. В 103 году до н. э. Метелл победил на выборах в цензоры, причём его коллегой стал его двоюродный брат Гай Цецилий Метелл Капрарий. К этому же году относится столкновение Квинта Цецилия с народным трибуном Луцием Аппулеем Сатурнином, союзником Мария. Во главе вооружённых сторонников Сатурнин осадил Метелла на Капитолии, но был вытеснен оттуда всадниками[33]. Детали случившегося неизвестны; об этих событиях рассказывает только Орозий, и есть предположение[34], что этот автор просто спутал Метелла Нумидийского с его дядей Метеллом Македонским, который был цензором тридцатью годами ранее и конфликтовал с народным трибуном Гаем Атинием Лабеоном[35].
Авл Геллий точно спутал[36] Квинта Цецилия с его дядей в связи с цензурой: этот грамматик приписывает Метеллу Нумидийскому речь о необходимости брака[37], которую Октавиан Август прочёл в сенате, выдав за свою[38].
В следующем году Метелл, уже ставший цензором, решил изгнать из сената Сатурнина, ставшего частным лицом, и его союзника Гая Сервилия Главцию, но Капрарий не поддержал кузена, и тому пришлось уступить[39]. Пользовавшийся поддержкой экс-трибуна Луций Эквиций, выдававший себя за сына Тиберия Гракха, всё же не был включён Метеллом в список римских граждан[40][41][42].
Ещё до истечения срока цензуры Квинт Цецилий выдвинул свою кандидатуру в консулы на 100 год до н. э., но Марий одержал над ним победу — если верить Плутарху, за счёт использования своих ветеранов и подкупа избирателей[43].
Изгнание и поздние годы
В 100 году до н. э. Сатурнин стал народным трибуном во второй раз, причём, если верить Аппиану, исключительно ради мести Метеллу Нумидийскому[39]. Последний как смертельный враг и Сатурнина, и Мария, стал для них главной мишенью[44]. Принятый в этот год аграрный закон, предусматривавший наделение ветеранов Мария крупными земельными участками в ряде провинций, требовал присяги на верность ему со стороны всех сенаторов; Метелл, понимая, что этот закон приведёт к дальнейшему усилению его врагов, стал единственным, кто отказался приносить такую присягу. На следующий день Сатурнин прислал судебного пристава, чтобы удалить Метелла из здания сената; другие народные трибуны вступились за Квинта Цецилия, и тогда Луций Аппулей обратился к народному собранию, говоря, что из-за Метелла никто не получит землю. Началась подготовка отдельного закона об изгнании Метелла. Сторонники последнего начали всюду его сопровождать с оружием в руках, но Квинт Цецилий всё же предпочёл удалиться в изгнание[45], сказав: «Если дела пойдут лучше и народ одумается, я вернусь по его призыву, а если всё останется по-прежнему, то лучше быть подальше»[46][47].
Метелл поселился в городе Траллы в Азии[48], или в Смирне[49], или на Родосе[50][46], где «жил жизнью философа»[46]. Сатурнин вскоре был убит во время беспорядков, и народные трибуны Марк Порций Катон и Квинт Помпей Руф предложили дать Квинту Цецилию право вернуться[51]; это предложение было заблокировано Гаем Марием и Публием Фурием[52], несмотря на мольбы сына изгнанника[53] и ряда других родственников: Луция Цецилия Метелла Диадемата, Гая Цецилия Метелла Капрария, Квинта Цецилия Метелла Непота[54], Луция Лициния Лукулла, Публия Сервилия Ватии, Публия Корнелия Сципиона Назики[55], а также, возможно, Квинта Сервилия Цепиона[56]. Не все историки считают информацию о противодействии Мария правдоподобной; есть голоса как за[57][58][59], так и против (для Мария мог быть слишком невыгоден открытый конфликт с существенной частью римского общества, неизбежный в случае противодействия сторонникам Метелла)[60].
Вскоре Публий Фурий был растерзан толпой, а консулами на 98 год до н. э. были избраны представители сенатской партии, в том числе Метелл Непот, двоюродный племянник Метелла Нумидийского. По предложению Квинта Калидия в 98 году до н. э. изгнанник был, наконец, восстановлен в правах гражданства[61]. Источники рассказывают о внешней бесстрастности, с которой Метелл принял это известие[62][48], и о восторженной встрече, устроенной ему в Риме: не хватило дня, чтобы у городских ворот принять все поздравления[53]. Возвращение Квинта Цецилия означало окончательную победу сената в его борьбе с Сатурнином и союзными ему политиками-демагогами[63]. Марий незадолго до этого уехал на Восток, и Плутарх утверждает, что главной причиной его отъезда было нежелание стать свидетелем метеллова триумфа[64] (А. В. Короленков называет это объяснение «весьма странным»[65]).
Существовало мнение, что после своего возвращения Метелл «совершенно пал духом»; правда, Цицерон относился к этому мнению со скепсисом[66]. В любом случае Квинт Цецилий не занимался больше политикой и, вероятно, вскоре умер[63]. Его возвращение стало последним успехом аристократической «фракции» Метеллов, вскоре фактически прекратившей своё существование[67]. Причиной этого могли стать как недовольство других знатных семейств, так и потеря Метеллами яркого лидера[68].
Согласно Цицерону, Метелл Нумидийский был отравлен Квинтом Варием[69]. В историографии есть мнения как за эту версию[70][71], так и против неё[63].
Потомки
У Квинта Цецилия был один сын того же имени, получивший почётное прозвание Пий (Благочестивый)[72][73] и ставший консулом в 80 году до н. э.
В художественной литературе
Метелл Нумидийский действует в исторических романах Милия Езерского «Марий и Сулла» и Колин Маккалоу «Первый человек в Риме» и «Венок из трав». При этом Маккалоу сделала Квинта Цецилия участником Нумантинской войны. По её версии, он был отравлен Суллой.
Примечания
- Wiseman T., 1974, р.155.
- Трухина Н., 1986, с.133.
- Марий, Цинна и Метеллы, 2013, с.112.
- Аппиан, 2002, События в Иллирии II, 11.
- Цицерон, 1994, Об ораторе III, 68.
- Broughton T., 1951, р.538.
- Цицерон, 1993, Против Верреса, III, 209.
- Fasti Capitolini, ann.d. 109 до н. э..
- Broughton T., 1951, р.545.
- Саллюстий, 2001, 43.
- Орозий, 2004, V, 15, 7.
- Валерий Максим, 1772, II, 10, 1.
- Цицерон, В защиту Луция Корнелия Бальба, 11.
- Caecilius 97, 1897, s.1218.
- Егоров А., 2014, с.58.
- Саллюстий, 2001, 44-45.
- Саллюстий, 2001, 52, 2.
- Тит Ливий, 1994, Периохи, 65.
- Плутарх, 2001, Гай Марий, 7.
- Марий, Цинна и Метеллы, 2013, с.113.
- Саллюстий, 2001, 64, 4.
- Короленков А., Смыков Е., 2007, с.55.
- Флор, 1996, I, 36, 12.
- Саллюстий, 2001, 73, 5.
- Саллюстий, 2001, 82, 2.
- Плутарх, 2001, Марий, 10.
- Саллюстий, 2001, 88, 1.
- Короленков А., Смыков Е., 2007, с.60.
- Авл Геллий, 2007, VII, 11.
- Van Ooteghem J., 1964, р.152.
- Инар Ф., 1997, с.45.
- Веллей Патеркул, 1996, II, 11, 2.
- Орозий, 2004, V, 17, 3.
- Орозий, 2004, V, прим.195.
- Тит Ливий, 1994, Периоха, 59.
- Авл Геллий, 2007, прим.59.
- Авл Геллий, 2007, I, 6, 1.
- Тит Ливий, 1994, Периохи, 59.
- Аппиан, 2002, Гражданские войны I, 28.
- Цицерон, 1993, В защиту Сестия, 101.
- Аврелий Виктор, 1997, 62, 1.
- Короленков А., Смыков Е., 2007, с.86.
- Плутарх, 2001, Гай Марий, 28.
- Gruen E., 1968, р.181.
- Аппиан, 2002, Гражданские войны I, 29-31.
- Плутарх, 2001, Гай Марий, 29.
- Короленков А., Смыков Е., 2007, с.112-113.
- Валерий Максим, 2007, IV, 1, 13.
- Аврелий Виктор, 1997, 62, 2.
- Тит Ливий, 1994, Периохи, 69.
- Бэдиан Э., 2010, с.176.
- Орозий, 2004, V, 17, 11.
- Аппиан, 2002, Гражданские войны I, 33.
- Цицерон, 1993, В сенате по возвращении из изгнания, 37.
- Цицерон, 1993, В сенате по возвращении из изгнания, прим.76.
- Бэдиан Э., 2010, с.181.
- Schur W., 1942, s.100.
- Weynand R., 1952, s.1404.
- Van Ooteghem J., 1964, р.249-250.
- Марий, Цинна и Метеллы, 2013, с.114-115.
- Валерий Максим, 2007, V, 2, 7.
- Аврелий Виктор, 1997, 62, 3.
- Короленков А., Смыков Е., 2007, с.122.
- Плутарх, 2001, Гай Марий, 31.
- Марий, Цинна и Метеллы, 2013, с.115.
- Цицерон, 2010, Письма к близким I, 9, 16.
- Luce Т., 1970, р.177-178.
- Марий, Цинна и Метеллы, 2013, с.116.
- Цицерон, 2015, О природе богов III, 81.
- Моммзен Т., 1997, с.155.
- Селецкий Б., 1983, с.217.
- Аврелий Виктор, 1997, 63, 1.
- Веллей Патеркул, 1996, II, 15, 3.
Источники и литература
Источники
- Аврелий Виктор. О знаменитых людях // Римские историки IV века. — М.: Росспэн, 1997. — С. 179—224. — ISBN 5-86004-072-5.
- Луций Анней Флор. Эпитомы // Малые римские историки. — М.: Ладомир, 1996. — 99—190 с. — ISBN 5-86218-125-3.
- Аппиан. Римская история. — М.: Ладомир, 2002. — 880 с. — ISBN 5-86218-174-1.
- Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 308 с. — ISBN 978-5-288-04267-6.
- Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. — СПб., 1772. — Т. 2. — 520 с.
- Веллей Патеркул. Римская история // Малые римские историки. — М.: Ладомир, 1996. — С. 11—98. — ISBN 5-86218-125-3.
- Авл Геллий. Аттические ночи. Книги 1—10. — СПб.: Издательский центр "Гуманитарная академия", 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-93762-027-9.
- Тит Ливий. История Рима от основания города. — М.: Наука, 1994. — Т. 3. — 768 с. — ISBN 5-02-008995-8.
- Павел Орозий. История против язычников. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. — 544 с. — ISBN 5-7435-0214-5.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — СПб., 2001. — Т. 3. — 672 с. — ISBN 5-306-00240-4.
- Саллюстий. Югуртинская война // Цезарь. Саллюстий. — М.: Ладомир, 2001. — С. 488—570. — ISBN 5-86218-361-2.
- Цицерон. О природе богов. — СПб.: Азбука, 2015. — 448 с. — ISBN 978-5-389-09716-2.
- Цицерон. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 75—272. — ISBN 5-86218-097-4.
- Цицерон. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. — СПб.: Наука, 2010. — Т. 3. — 832 с. — ISBN 978-5-02-025247-9,978-5-02-025244-8.
- Цицерон. Речи. — М.: Наука, 1993. — Т. 2. — 400 с. — ISBN 5-02-011169-4.
- Марк Туллий Цицерон. Речи . Дата обращения: 14 ноября 2016.
- Fasti Capitolini . Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 27 октября 2015.
Литература
- Бэдиан Э. Цепион и Норбан (заметки о десятилетии 100—90 гг. до н. э.) // Studia Historica. — 2010. — № Х. — С. 162—207.
- Егоров А. Юлий Цезарь. Политическая биография. — СПб.: Нестор-История, 2014. — 548 с. — ISBN 978-5-4469-0389-4.
- Инар, Ф. Сулла. — Ростов н/Д., 1997. — 416 с. — ISBN 5-222-00087-7.
- Короленков А. Марий, Цинна и Метеллы // Вестник древней истории. — 2013. — № 4. — С. 112—122.
- Короленков А., Смыков Е. Сулла. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 430 с. — ISBN 978-5-235-02967-5.
- Моммзен Т. История Рима. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — Т. 2. — 640 с. — ISBN 5-222-00047-8.
- Селецкий Б. Concordia omnium 90-х годов I века до н. э. (99-92 гг.) // Клио. — 1983. — Т. 65, № 1.
- Трухина Н. Политика и политики "золотого века" Римской республики. — М.: Издательство МГУ, 1986. — 184 с.
- Broughton T. Magistrates of the Roman Republic. — New York, 1951. — Vol. I. — P. 600.
- Caecilius 97 // RE. — 1897. — Т. III. — С. 1218—1221.
- Gruen E. Roman Politics and the Criminal Courts, 149-178 В.С.. — Cambrige, 1968.
- Luce T. Marius and Mithridatic Command // Historia. — 1970. — Т. 19. — С. 161—194.
- Schur W. Das Zeitalter des Marius und Sulla. — Leipzig, 1942.
- Van Ooteghem J. Gaius Marius. — Bruxelles: Palais des Academies, 1964. — 336 с.
- Weynand R. Marius 17 // RE. — 1952. — Т. VI. — С. 1363—1425.
- Wiseman T. Legendary Genealogies in Late-Republican Rome // G&R. — 1974. — № 2. — С. 153—164.