Ил-40
Ил-40 (по кодификации НАТО: Brawny — «Мускулистый») — советский реактивный штурмовик.
Ил-40 | |
---|---|
| |
Тип | штурмовик |
Разработчик | АК им. С.В. Ильюшина |
Производитель | Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина |
Первый полёт | 7 марта 1953 года |
Начало эксплуатации | 1953 год |
Конец эксплуатации | 1956 год |
Статус | прототип |
Эксплуатанты | ВВС СССР |
Единиц произведено | 2 опытных и 5 серийных |
Медиафайлы на Викискладе |
Из-за проблем на лётных испытаниях, связанных с остановкой двигателей при стрельбе из носовых пушек, постановка в производство была сначала приостановлена, а затем (в апреле 1956 года) и вовсе прекращена из-за отказа ВВС СССР от штурмовой авиации[1].
История разработки
В конце 1940-х годов КБ Ильюшина разработало принципиально новый Ил-20, тяжелобронированный штурмовик с поршневым двигателем М-47. Однако общий переход на реактивную авиацию и постановка в серию реактивного бомбардировщика Ил-28 помешали его дальнейшему совершенствованию. Летом 1949 года ОКБ-240 предложило разработать штурмовик Ил-40, построенный на базе двух двигателей ТВ-2, однако проект был отклонён ВВС[1]. Тем не менее, в 1950—1951 году был составлен эскизный проект реактивного штурмовика, построенного на базе двух турбореактивных двигателей АМ-5 к тому времени хорошо освоенных в производстве[2]. Вдобавок, война в Корее показала необходимость в самолёте непосредственной огневой поддержки, и 1 февраля 1952 года Совет Министров СССР постановил разработать реактивный штурмовик Ил-40[1]. Тактико-технические требования ВВС к Ил-40 были выданы главному конструктору самолёта 26 февраля 1952 года, оно предполагало создание самолёта, способного развивать скорость до 850 км/час на высоте 1000 м, взлетать с разбегом не более 750 м, а также нести артиллерийское, ракетное и бомбовое вооружение. Экипаж два человека. Силовая установка два турбореактивных двигателя АМ-5Ф.[3] Защита эскизного проекта прошла через 20 дней, а через год с небольшим прошла выкатка самолёта[1].
Ил-40 совершил свой первый полёт 7 марта 1953 года. Пилотировал при этом его Владимир Коккинаки. Лётные испытания проходили нормально, однако при стрельбе выяснилось, что шесть пушек НР-23 при стрельбе очередями вызывали остановку двигателей из-за попадания пороховых газов в двигатели. Газовые камеры с управляемыми створками при этом не помогали[1]. После замены их на четыре пушки ТКБ-495А конструкции Афанасьева проблема была устранена[4]: стрельба очередями больше 80 выстрелов всё ещё вызывала перебои, однако не приводила к остановке двигателей[1].
В ходе государственных испытаний, проводившихся с января по март 1954 года, было установлено, что Ил-40 являлся довольно простым в пилотировании самолётом: лётчикам, освоившим МиГ-15, не составляло большого труда переучиться на Ил-40[1]. Тем не менее, на низких скоростях управляемость самолёта оставляла желать лучшего.[1] В ходе испытаний заказчик предъявил ряд пожеланий: улучшить управляемость, ликвидировать вероятность помпажа из-за попадания пороховых газов в воздухозаборники, повысить бомбовую нагрузку до 1400 килограммов[1]. Однако в соответствии с постановлением правительства от 16 октября 1954 года Ил-40 запустили в серийное производство. Тем же постановлением КБ Ильюшина обязали представить ещё один опытный экземпляр с двигателями АМ-09[1].
Подготовка серийного производства
Эскизное проектирование второго прототипа КБ начало в инициативном порядке после того, как стало ясно, что требования заказчика влекли за собой необходимость в радикальном изменении облика самолёта[5]. В результате второй прототип, Ил-40П, внешне очень сильно отличался от первого. Воздухозаборники двигателей были выведены в переднюю часть фюзеляжа, в результате чего самолёт приобрёл характерный «ноздреватый» вид. 19 августа 1953 года В. К. Коккинаки выполнил на ней первый полёт. Параллельно в Ростове-на-Дону, на заводе № 168 начали перестройку производственной линии под Ил-40, хотя утверждённого образца самолёта ещё не существовало[1]. В 1955 году было принято вооружить штурмовик опытными ПТРК «Гроза», однако установить на самолёт изготовленные образцы системы так и не успели[1].
В 1956 году стало ясно, что завод № 186 не сможет выполнить план даже за прошлый год из-за неопределённых результатов лётных испытаний. 13 апреля все работы по Ил-40 были приостановлены[6], а уже 29 апреля 1956 года вышла директива Министерства Обороны СССР № 30660 о ликвидации штурмовой авиации как рода войск.
Место штурмовиков должна была занять истребительно-бомбардировочная авиация — новая военная доктрина учитывала возможность применения тактического ядерного оружия и по иному рассматривала функции ВВС над полем боя[7][Комм. 1]. В связи с этим все работы по Ил-40 были прекращены.
Летом Ил-40 установочной партии был показан Г. К. Жукову[6], впрочем, никакого результата данный показ не принёс[1]. Летом 1956 года на аэродроме в Кубинке Ил-40 продемонстрировали делегации ВВС США, прибывшей в Москву на празднование Дня Воздушного Флота[7]. А после посещения Н. С. Хрущевым ростовского завода № 186 готовые Ил-40 и вся оснастка для их производства были пущены под пресс[6], а завод был передан ракетчикам.
И лишь спустя два десятилетия, анализируя действия авиации в многочисленных локальных конфликтах, ВВС вновь признали необходимость в самолётах непосредственной поддержки сухопутных войск. Наработки, полученные в ходе испытаний Ил-40, впоследствии были применены на созданном в инициативном порядке Ил-102[1]. Для сравнения, в США в то же время, середина 1950-х годов, на вооружение ВМС был принят лёгкий палубный штурмовик А-4 «Скайхок», прослуживший в строевых частях более 25 лет и широко применявшийся практически во всех локальных вооружённых конфликтах 1960-х, 1970-х и 1980-х годов.
По данным ОКБ Ильюшина преимущества самолёта-штурмовика двухместной схемы наглядно показали боевые действия в Афганистане. На данном ТВД одноместные боевые самолёты, участвовавшие в штурмовке наземных целей, поражались огнём ПЗРК, которые стреляли им вдогон. А устаревшие бомбардировщики Ил-28 с кормовой пушечной установкой после выхода из атаки уничтожали приготовившихся к пуску ракет операторов ПЗРК огнём задней пушки. Cамолёты Ил-28 практически не имели потерь от этого средства ПВО наземных войск. История самолёта Ил-40 во многом повторяет начальный этап судьбы его знаменитого предшественника — самолёта Ил-2[7].
Конструкция
Самолёт сконструирован по нормальной аэродинамической схеме[6]. Представляет собой цельнометаллический моноплан (низкоплан) со стреловидным крылом (угол стреловидности 35°) и оперением и трёхколёсным шасси, в первоначальном варианте два двигателя располагались в мотогондолах по обеим сторонам фюзеляжа. Крыло двухлонжеронное. Центроплан имел отклоняемый посадочный щиток, а консоли снабжались выдвижными закрылками ЦАГИ.
В соответствии с принятой в ОКБ Ильюшина традицией проектирования самолётов-штурмовиков, основой фюзеляжа являлся силовой бронекорпус, включавший в себя кабины экипажа, шесть топливных баков общей ёмкостью 4285 л, и частично радиоаппаратуру и электрооборудование. В разработке конструкции бронекорпуса активное участие принимал В. М. Германов. Бронирование корпуса дифференцированное, выполнено в соответствии со схемой, предусмотренной требованиями ВВС[Комм. 2]. Защита лётчика (поперечная) с передней полусферы от пушечного огня истребителей (20-мм пушка HS-404, бронебойный снаряд) обеспечивалась 10-мм бронеперегородкой кабины и 124-мм лобовым бронестеклом в неподвижном козырьке фонаря. Боковые стекла козырька толщиной по 68 мм.
От огня с верхней и задней полусфер лётчика защищали 8-мм бронелист на сдвижной части фонаря и 16-мм бронезаголовник сиденья. Продольная броня бронекорпуса (гомогенная стальная КВК-2 толщиной от 4 до 8 мм) обеспечивала защиту от наземного огня 12,7-мм пулемётов и осколочных снарядов 20-мм авиапушек. Борт кабины лётчика толщиной 8 мм, борт кабины стрелка 4 мм. Задняя бронеперегородка кабины лётчика граничила с отсеком топливных баков, разделявшим обе кабины. Бронированы оба двигателя, установкой бронещитков толщиной 4 мм со стороны днища и бортов. Кроме того, в дополнении к указанной схеме на самолёте установлены бронедетали: на сиденье лётчика — спинка, чашка и заголовник из стальной гомогенной брони КВК-2 толщиной 6 мм; — на сиденье стрелка — заголовник из стальной брони КВК-2 и чашка из дюралюминия Д16Т толщиной 6 мм[8].
Общая масса брони, включая бронестекло, составляла 1918 кг[9].
Кабины лётчика и стрелка негерметичные, оборудованы катапультируемыми сиденьями: лётчик катапультировался вверх-назад под углом 16 градусов, а стрелок — вверх-вперёд под углом 9 градусов[7].
По результатам Государственных испытаний сделан вывод, что Ил-40 имел «чрезмерно заднюю центровку»[1], что усложняло выполнение руления, взлёта и посадки. Авионика самолёта включала в себя две радиостанции, автоматический радиокомпас АРК-5, ответчик «свой — чужой», радиовысотомер РВ-2, маркерный приёмник МРП-48П, аэрофотоаппараты НАФА и АФА 33/75, позволявшие самолёту совершать аэрофотосъёмку местности[1].
Вооружение
Вооружение Ил-40 зависело от варианта. Первый прототип был изначально вооружён шестью НС-23, впоследствии заменёнными четырьмя АМ-23. Второй нёс исключительно пять АМ-23: четыре под передней частью фюзеляжа и ещё одна — в дистанционно управляемой турели. Второй прототип мог нести до 1400 килограмм бомб, обеспечивалась возможность пуска НАР С-21[6].
Варианты
- Ил-40-1 — первый прототип.
- Ил-40-2 (Ил-40П) — второй прототип с изменёнными воздухозаборниками.
- Ил-40К — самолёт-корректировщик, вооружение не предусматривалось, устанавливалась передняя гермокабина для артиллерийского наводчика, а также установка более мощных радиостанций. Прототип не был достроен[10].
- Ил-40У — учебно-тренировочный.
- Ил-40Т — торпедоносец. Ударное вооружение отсутствует, изменена форма фюзеляжа, предусмотрено остекление передней части фюзеляжа по типу Ил-40К. Работы прекращены на «бумажной» стадии[10].
Тактико-технические характеристики
- Размах крыла: 17,0 м
- Длина самолёта: 17,22 м
- Высота самолёта: 5,76 м
- Площадь крыла: 54,1 м²
- Масса
- пустого самолёта: 12 190 кг
- нормальная взлётная: 16 600 кг
- максимальная взлётная: 17 600 кг
- Масса бронирования: 1918 кг или 11,55 % нормальной взлётной массы
- Топливо
- внутреннее: 3300 кг
- ПТБ: 1150 кг
- Тип двигателя: 2 ТРД РД-9В
- Тяга
- номинальная: 2 х 2150 кгс
- максимальная: 2 х 3300 кгс
- Максимальная скорость
- у земли: 993 км/ч
- на высоте: 954 км/ч
- Практическая дальность: 1300 км
- Боевой радиус действия: 400 км
- Практический потолок: 11 200 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5,5 g
- Экипаж: 2 человека
- Вооружение: пять 23-мм пушек АМ-23 (4 с боезапасом по 225 патронов на едином подфюзеляжном лафете, поворотном в вертикальной плоскости и одна кормовая установка с одной пушкой (боезапас 200 патронов) с дистанционным управлением)
- Бомбовая нагрузка: 1000 кг (1400 кг максимальная)
- Бомбы и НАР на внешней подвеске.
Оценка проекта
Как пишет Олег Растренин, оперирующий рассекреченными документами Управления ВВС Минобороны СССР, в то время (первая половина 1950-х гг.) задача достижения конкретных показателей боевой эффективности в требованиях к перспективным самолётам не ставилась, поскольку представление о них у большинства специалистов ВВС, МАП и авиационных НИИ было весьма смутным[8].
ВВС планово наращивали требования по боевой эффективности (т.ч. боевой живучести), опираясь на опыт минувшей войны, а ОКБ добросовестно воплощало эти требования в металле, не всегда основываясь на прогнозе развития вооружения истребительной авиации и средств ПВО противника. В частности не было учтено изменения состава средств поражения авиационного вооружения и наземных систем ПВО, после окончания войны в Корее, относительно заданных ТТТ ВВС 1948 года (20-мм бронебойный снаряд иностранной пушки Hispano-Suiza и 12,7-мм бронебойные пули авиационных пулемётов Colt Browning).
Между тем, в период проведения лётных испытаний и подготовки производства Ил-40 уже проходили расширенные испытания ракетных систем войсковой ПВО «Хок» и авиационной УР Sidewinder, которые по дальности стрельбы и эффективности поражающего действия многократно превосходили упомянутое стрелково-пушечное вооружение[Комм. 3]. ВВС по прежнему рассчитывали получить на вооружение самолёты-штурмовики, у которых экипаж состоял из лётчика и воздушного стрелка[11].
В начале апреля 1956 года министр обороны маршал Г. К. Жуков в соответствии с поручением ЦК КПСС представил на рассмотрение подготовленный Генеральным штабом Вооружённых сил СССР и согласованный с Главным штабом ВВС доклад о состоянии и перспективах развития штурмовой авиации. В нём утверждалось, что самолёт Ил-40 при постановке его на вооружение ВВС не решит всех задач непосредственной авиационной поддержки войск, поскольку обладает незначительной нормальной бомбовой нагрузкой (400 кг) и небольшим радиусом действия на малых высотах. В то же время рост эффективности войсковой системы противовоздушной обороны приведёт к большим неоправданным потерям штурмовиков Ил-40, несмотря на их мощное бронирование. В этой связи предлагалось задачи поддержки и сопровождения войск в бою и операции решать фронтовыми бомбардировщиками и истребителями в ударном варианте вооружения[12].
См. также
- Ил-102
- Douglas A-4 Skyhawk
- Су-25 — серийный штурмовик 1970-х годов
Примечания
- Якубович Н., 2014, с. глава "Возвращение силача".
- Gordon, Komissarov, Komissarov, 2004, с. 67.
- Самолеты ОКБ имени Ильюшина. Под редакцией академика Г.В. Новожилова
- Gordon, Komissarov, Komissarov, 2004, с. 68.
- Gordon, Komissarov, Komissarov, 2004, с. 71.
- Gordon, Komissarov, Komissarov, 2004, с. 72.
- Ил-40 на сайте «Уголок неба»
- Олег Растренин «Летающие танки» Ильюшина. Наследники Ил-2. Litres, 2017 ISBN 5-04-095983-4.
- Gordon, Yefim; Komissarov, Dmitriy; Komissarov, Sergey. OKB Ilyushin: A History of the Design Bureau and its Aircraft (англ.). — London: Ian Allan, 2004. — ISBN 1-85780-187-3., pp. 68, 73-74
- Gordon, Komissarov, Komissarov, 2004, с. 72—73.
- О. Растренин, с. 284.
- О. Растренин, с. 365.
Сноски
- Здесь следует иметь в виду, что в период с августа 1953 года по октябрь 1954-го в СССР было проведено восемь испытаний тактических ядерных боеприпасов в «категории» авиационных бомб (мощностью от 0,03 до 28 кт) для применения фронтовыми ударными самолетами. То есть тактическая авиация получала ядерную компоненту. Непосредственная авиационная поддержка войск на поле боя в глазах высшего военного и политического руководства страны в основном утратила свое значение — см. О. В. Растренин «Летающие танки» Ильюшина. Наследники Ил-2. Наследники Ил-2. — «Яуза», 2018 — (Война и мы. Авиаколлекция). ISBN 978-5-04-089216-7, с. 366.
- Согласно тактико-техническим требованиям ВВС к Ил-40 с двумя двигателями АМ-5ф Система боевой живучести должна была обеспечивать защиту экипажа и наиболее важных агрегатов самолета от поражения осколками зенитных снарядов, пулеметным (12,7 мм) и пушечным (20 мм) огнем и состоять из металлической и прозрачной брони, протектора на топливных баках и системы заполнения углекислым газом топливных баков и отсеков, в которых они располагаются. При этом суммарный вес брони определялся в 1770 кг, концентрация СО2 в надтопливном пространстве баков — не менее 23 процентов, см. О. В. Растренин, 2018, с. 333.
- Как показали события последующего десятилетия, пушка Hispano-Suiza реактивных истребителей Великобритании и Франции очень быстро уступила место высокотемпным револьверным пушкам ADEN и DEFA, 30-мм фугасный снаряд которых более эффективно работал по авиационным конструкциям.
Литература
- Растренин О. В. «Летающие танки» Ильюшина. Наследники Ил-2. — «Яуза», 2018 — (Война и мы. Авиаколлекция) ISBN 978-5-04-089216-7.
- Егоров Ю. Бронированный штурмовик ИЛ-40 // Самолёты мира. — 1995. — № 3.
- Якубович Н. Возвращение «Силача». О реактивном штурмовике Ил-40 // Крылья Родины. — М., 1999. — № 2. — С. 2—4. — ISSN 0130-2701.
- Перов В., Растренин О. Штурмовики Красной Армии. — Москва: Авико-Пресс, 2001. — 176 с. — ISBN 5-85309-31-X.
- Якубович Н. Великий Ильюшин. Авиаконструктор №1. — Москва: Авико-Пресс, 2014. — 560 с. — ISBN 978-5-699-71790-3.
- Gordon, Komissarov, Komissarov. OKB Ilyushin. — Hinckley, England: Midland Publishing, 2004. — 384 с. — ISBN 1-85780-183-3.