Древнеегипетская Книга мёртвых

Кни́га мёртвых в Древнем Египте — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещавшийся в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии[1] (на полях Иалу). Различные копии Книги мёртвых могут содержать от нескольких до двухсот глав различного объёма, начиная от длинных поэтических гимнов и оканчивая однострочными магическими формулами. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Карлом Рихардом Лепсиусом.

Древнеегипетская Книга мёртвых







Погребальный папирус певицы Амона Нани (XXI династия, ок. 1050 год до н.э.), Метрополитен-музей
Автор Тот
Язык оригинала египетский язык
 Медиафайлы на Викискладе

Одни из лучших образцов Книги мёртвых, написанные на свитках папируса, относятся ко времени расцвета культуры при XVIII династии. Наибольшее число папирусов с текстами из Книги мёртвых было найдено в захоронениях города Фивы — в фиванских гробницах жрецов и членов их семей. Эти папирусы богато украшены рисунками со сценами погребения, совершения заупокойного ритуала, посмертного суда, а также другие, связанные с заупокойным культом и представлениями о загробной жизни.

Также существует Саисская версия Книги мёртвых, появившаяся при XXVI династии, когда произошло всеобщее возрождение древних религиозных и погребальных традиций, были восстановлены храмы, а старые тексты Книги мёртвых переписаны, переработаны и упорядочены.

История

Часть Книги мёртвых из Ахмима, изображающий суд Осириса. IV—I вв. до н. э. Египетский музей и собрание папирусов в Берлине

Книга мёртвых связана с более ранними сборниками заупокойных текстов — Текстами саркофагов (Среднее царство) и Текстами пирамид (Древнее царство).

В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего фараона, что должно было обеспечить ему загробную жизнь. Позднее подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний (частью — старых, частью — сочинённых заново по их образцу) записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог себе это позволить. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках, а иногда на коже[2][3][4]. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых», несмотря на то что они сильно различаются по содержанию и расположению текстов.

Этот религиозно-магический сборник производит впечатление хаотического нагромождения молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в Книгу мёртвых проникают элементы морали. На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и 125.

По своей сути Книга мёртвых является религиозным сборником, поэтому имеющиеся в ней элементы нравственности переплетаются с древней магией. В 30-й главе Книги мёртвых покойный заклинает своё сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пёстрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что Книга мёртвых составлялась и редактировалась на протяжении ряда веков. Древние тексты традиционно сохранялись до позднего времени, причём их содержание часто становилось непонятным и даже требовало объяснений, которые, например, были добавлены к 17-й главе Книги мёртвых.

Суд Осириса

Тот и Анубис взвешивают сердце покойного (из Папируса Ани)
Взвешивание сердца в Книге мёртвых Сесостриса (Венский музей папирусов)

В начале правления XVIII династии сцена Суда Осириса появилась на папирусах Книги мёртвых, впервые изображаются «великие весы»[5]. Особый интерес для исследователей представляет 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса над умершим. К главе имеется иллюстрация: Осирис (царь и судья загробного мира) сидит на троне со знаками царской власти (с короной атеф, с жезлом и плетью). Наверху изображены 42 бога (очевидно, боги номов). В центре зала стоят «великие весы», на которых боги Тот и Анубис взвешивают сердце («иб») покойного (символ души у древних египтян).

Согласно верованиям, на одну чашу весов помещалось сердце покойного, на другую — перо богини истины Маат, чтобы проверить, насколько праведно жил покойный[5]. Если великая Эннеада выносила обвинительный приговор, то чудовище Аммат пожирало сердце покойного[6], что лишало грешника возможности продолжить жизнь на полях Иалу. На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи (Исповедь отрицания)[7]:

Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришёл к тебе, господин мой. Ты привёл меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твоё, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчёта перед лицом Благого. Вот я пришёл к тебе, владыка правды; я принёс правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист.

В этой же главе приводится речь, которая произносится при выходе из «чертога обоюдной правды». Она интересна тем, что в ней покойный говорит[7]:

…нет ко мне обвинения со стороны современного царя… Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное…

Он, как на настоящем судебном процессе, доказывает, что обвинение против него необоснованно, что нет свидетелей против него. С этой речью он обращается к 42 богам, которых можно назвать присяжными, которых он «умилостивил тем, что им приятно»[7].

Элементы морали, необходимые для стабильной социальной и экономической жизни, в Древнем Египте первоначально закрепились религией, а только затем законом. По своему описанию суд Осириса очень похож на суд фараона — верховного судьи (аналогично Осирису — владыке обоюдной правды), который являлся председателем верховной судебной коллегии из 30 судей (аналогия с богами на суде Осириса).

Примечания

  1. Н. Н. Швец. Словарь египетской мифологии. — Москва: Центрполиграф, 2008. — С. 74. — 256 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0.
  2. Weber M. Pergament // Lexikon der Ägyptologie. — 1982. — Bd. IV. — S. 937.
  3. Shorter A. W. A Leather Manuscript of the Book of the Dead in the British Museum // Journal of Egyptian Archaeology. — 1934. — Vol. 20, Issue 1. — P. 33-40. doi:10.1177/030751333402000107.
  4. Papyrus EA10281. British Museum.
  5. Эрнест Альфред Уоллис Бадж. Древний Египет. Духи, идолы, боги = From Fetish to God in Ancient Egypt / Переводчик: Игоревский Л. А.. М.: Центрполиграф, 2009. — С. 52, 172, 185, 204—206. — 480 с. — (Загадки древнего Египта).
  6. Иван Рак. Мифы и легенды Древнего Египта. — Стрекоза, 2013. — С. 101, 254, 257.
  7. Хрестоматия по истории Древнего мира / под ред. Е. А. Черкасовой. М.: Просвещение, 1991.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.